Родительское собрание: «Психологические особенности детей пятого года жизни»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 33 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»





Родительское собрание:
«Психологические особенности детей
пятого года жизни»



Педагог – психолог:
Белова А.С.








Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Белова Анастасия Сергеевна, я педагог-психолог. И сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела посвятить такому вопросу как, психологические особенности детей пятого года жизни.
Что же происходит с ребенком в этот период? Как меняется его психика, его интересы, его потребности? Как помочь малышу развиваться гармонично и соответственно его возрасту? На эти вопросы я и постараюсь вам сегодня ответить. Итак, начнем.
С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.
Развитие психических процессов
Возраст пяти лет последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов внимания, памяти, восприятия и др. и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность.
Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Происходит систематизация представлений детей.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 56 объектов, к концу года 67.
Память. В возрасте 56 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 56 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 56 слов.
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации (сочинения вместе с детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй). В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
Речь. Продолжает совершенствоваться речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Развитие личности
Для детей 5- 6 лет характерно, что интерес направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Ребенку в этом возрасте интересен и сверстник и взрослый. При этом общение со взрослым выходит на совершенно новый уровень – оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своим собственным. Как следствие под воздействием этих оценок представление ребенка о себе, о своем Я - существенно меняется, становится более четким.
Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Я-реального и Я-идеальное. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Может воображать себя этим персонажем, не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками – формируется новой тип взаимоотношений. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Этому способствует развитие речи и накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которыми он жаждет поделиться. Понимая и анализируя собственные изменения, ребенок проявляет интерес к личности и личным качествам других детей.
Как следствие, происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила. Дети 56 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Достаточно часто в этом возрасте появляется такая черта как лживость. Если в 4-5 лет мы говорили о характерной особенности фантазировании, то под лживостью мы подразумевается целенаправленное искажение истины. Развитию такой черты способствуют нарушения детско-родительских отношений.
Одна из причин – завышенные требования к ребенку, не соответствующие их реальным возможностям и желаниям. А еще огромная любовь к вам. Из нежелания огорчать, пытаясь оградить себя от нравоучений ребенок придумывает оправдания своим оплошностям, перекладывает вину на других.
Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей.
Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков.
Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т.е с друзьями.
Всплеск интереса к противоположному полу – как устроен противополодный пол?
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии).
При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Родителям надо помнить, что в этот возрастной период для детей характерно проявление любопытства в отношении того как именно устроен противоположный пол. Т.е детей интересуют конкретные физические различия между девочками и мальчиками. Данный интерес является исключительно ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и исключительно НОРМАЛЕН для детей данной возрастной группы.
Необходимо проявить максимум такта в случаях, когда дети от любопытных вопросов - переходят к практическому наблюдению. Неадекватная реакция взрослого в данной ситуации может нанести серьезный вред психике ребенка.
Также дети могут задавать вопросы, связанные с собственным появлением на свет:: «А как именно я родился?» или «А как я к тебе попал?» Родителям надо быть готовыми к подобным вопросам. Ведь нужно найти такие слова, чтобы суметь объяснить всю специфику разности полов  на языке понятном ребенку.
Попробуйте вспомнить свое собственное детство Ведь мы, взрослые, тоже когда-то были детьми, с точно такими же жизненно важными вопросами! Какие слова взрослого были бы вам понятны, и в полной мере удовлетворили бы ваш интерес?
Формирование ретроспективного видения.
В этом возрасте появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанный событий: ребенок уже может понимать прошлое и будущее, накапливать знания о мире. Ребенок пытается восстановить ретроспективную линию собственной жизни.
В это время появляется вопрос: - откуда я взялся? А также у детей возникает вопрос о том, что значит умереть? (появляется осознаваемый страх смерти).
Взрослым, на вопросы о смерти, отвечать нужно по возможности честно. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. Ведь у детей этого возраста начинает формироваться сугубо личное отношение к вопросу смерти. И ребенку необходим твердый фундамент в вопросе «Что будет со мной, когда я умру?».
Это может быть тот самый фундамент (или религиозная доктрина) который помогает вам – взрослому.
























Ребенок в этом возрасте:

· Активно познает окружающий мир. Он много спрашивает, пытается формулировать ответы или создавать версии. Адаптироваться к миру ему помогает воображение.

· Нуждается в самовыражении. Старается привлечь внимание взрослых и детей любой ценой, пусть даже негативное.

· С трудом соизмеряет собственное «хочу» с возможностями и потребностями других людей. Поэтому в стремлении заполучить желаемое, часто нарушает границы выставленные взрослыми.

· Активно общается со сверстниками, узнавая через это правила взаимодействия.

· Переходит к играм с правилами, которые учат его контролировать свое поведение. Контролируя друг друга дети учатся контролировать себя.

· Подражает значимым для него взрослым, играет во взрослых.

· Начинает осознавать половое различие.

· Задает вопросы, связанные со смертью. (страхи )

Родителям важно:

· Уважительно относиться к его фантазиям и версиям. Учить отличать фантазирование (защитное) от вранья или просто игры воображения.

· Поддерживать стремление ребенка к положительному самовыражению, предоставлять возможность для разнообразного творчества.

· Внимательно относиться к желаниям ребенка, но уметь ставить границу там где его желания нарушают границы других людей или вредны для него самого.

· Предоставить ребенку возможность общаться со сверстниками, в случае затруднения, обсуждать с ребенком проблему, вместе подыскивая пути и варианты выхода.

· Понемногу снижать контроль, обсуждать совместно планы, предоставить возможность ставить задачи самостоятельно и решать их.

· Развивать в ребенку «взрослую» позицию, можно прибегать к варианту просьбы, а не заставляя.

· Не пугаться неудобных вопросов. Отвечать предельно просто только на поставленный вопрос.
Помогать ребенку справиться со страхами. Внимательно выслушать, посочувствовать, разделить тревогу.

Самое важное помнить, что залог хорошего поведения, успехов ребенка – это атмосфера любви, взаимопонимания и уважения друг к другу в семье. Ведь именно совместные занятия, общие интересы, семейные увлечения помогут вашему малышу развиваться и расти успешным и счастливым.

15