Нравственное воспитание: Особенности воспитания и развития детей пятого года жизни


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: « ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
При осуществлении нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста воспитателю необходимо иметь в виду, что обладают значительно большими возможностями, чем малыши третьего и четвертого года жизни. Дети к четырем годам накапливают определенный опыт, который важно учитывать воспитателю.
Развитие у детей пятого года относительной быстроты, ловкости и уверенности движений облегчает многие совместные действия, создает предпосылки для согласованности их.
Относительно большая самостоятельность детей к началу пятого года позволяет изменить характер деткой деятельности, предоставить некоторым группам детей лишь материал для игр(однако не следует переоценивать эти возможности детей, особенно в первой половине года: их достижения в самоорганизации еще неустойчивы и детская деятельность требует пристального внимания со стороны воспитателя).
Дети этого возраста легче реагируют на слуховой и зрительный сигналы, подчиняя им свои действия (остановка, возобновление движения, речевые воздействия и т.д.), постепенно приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать воспитателя и сверстников. Это создает предпосылки для воспитания сдержанности, организованности поведения.
Речь на пятом году уже становится правильной, что позволяет детям общаться между собой и непринужденно договариваться кто будет кем в игре.
Поведение ребенка данного возраста крайне противоречиво. Это проявляется в неуверенности детей в себе и в тоже время в стремлении к самостоятельности, в проявлении упрямства и одновременно в податливости воспитательным мерам. Перелом в развитии детей происходит от деятельности, производимой совместно со взрослыми, к деятельности, осуществляемой самостоятельно, так считают психологи.
В поступках детей проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, вежливости, правдивости, организованности, и отрицательные, которые препятствуют установлению дружбе детей. Воспитателю важно прослеживать ранние нравственные проявления детей, но и стремиться укреплять положительные, устранять отрицательные.
Для развития устойчивого морального, формирования начала коллективных взаимоотношений является постоянное проявление положительного примера взрослых.
Важно проанализировать индивидуальные поступки ребенка, его состояние, при котором он легче вступает в контакт со сверстниками и успешно развивает совместную с ними игру, выполняет трудовые поручения взрослого. Для развития положительных взаимоотношений очень важно предоставить детям возможность активно проявлять себя в разнообразной деятельности: много играть, ежедневно трудится, с интересом участвовать в занятиях. Именно содержательная деятельность, в которой детям постоянно приходиться договариваться, согласовывать свои действия с другими, уступать друг другу, формирует первый опыт коллективных взаимоотношений, создающих основу моральных отношений детей.
Успешное формирование положительных детских взаимоотношений зависит от целого ряда причин: от имеющего у детей опыта общения, положительных или отрицательных впечатлений, полученных ими, от благоприятных или неблагоприятных условий семейного воспитания, от умения воспитателя видеть особенности развития каждого ребенка, опираться на его положительные качества.
Не менее важно учитывать и влияние детей друг на друга. Это влияние успешнее всего осуществляется в* в небольших детских объединениях, возникающих в совместной игре или труде. Воспитатель должен поддерживать общение детей, предоставлять им возможность для самостоятельных действий и решений.
Учитывая склонность маленьких детей к подражанию, нужно поощрять их стремлению научиться хорошему, воспитывать отрицательное отношение к плохим поступкам.
В период, когда детские взаимоотношения только начинают формироваться, активная позиция воспитателя очень важна.
Воспитателю важно позаботиться о том, чтобы каждому ребенку предоставить возможность выбрать занятие в соответствии с его желаниями, интересами, склонностями, проявить активность и инициативу.
У детей четырех отчетливо выражена потребность играть вместе со сверстниками: ребенок ищет друзей для совместной деятельности и переживает радость не только от самих игр, но и от общения с ребятами. Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как утверждается их доброжелательность друг к другу, формируются умения оказывать помощь друг другу, объяснять правила игры, совместно убирать игрушки, следить за порядком в группе.
Усвоение требований к общению со сверстниками, овладение способами выполнения этих требований не только обеспечивает развитие детской самостоятельности, но и влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми. Поводом к общению наряду с желанием играть вместе со сверстниками становится стремление ребенка научить других тому, что умеет он сам, поделиться своими впечатлениями.
Развивающая самостоятельность детей перестраивает характер их взаимоотношений и со взрослыми: дети начинают реже обращаться с просьбами о помощи при одевании, раздевании и т.п., активнее организуют совместные игры и в ходе их ставят перед воспитателем вопросы, обнаруживающие возникновение познавательных интересов, что, как известно, является важнейшим условием формирования личности. Возрастание познавательных интересов детей в старшем дошкольном возрасте станет ведущей линией их нравственного развития.
На этой возрастной ступени дети могут уже достаточно правильно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. При правильном воспитательном процессе ребята не только выражают желание вместе играть, строить, убирать игрушки, но, что особенно важно , стремятся оказать помощь друг другу . Эти проявления детей еще неустойчивы и требуют пристального внимания и поддержки воспитателя – все это уже начальные проявления коллективных взаимоотношений и педагогу важно увидеть их, развивать и укреплять.
Большая роль принадлежит правилам, которые дети усваивают в процессе игры. Интерес к игре способствует тому, что дети постепенно приучаются выполнять предъявляемые им в игре требования.
Особое значение в средней группе имеют подвижные игры. Дети пятого года жизни, как указывалось выше, уже хорошо двигаются, успешно овладевают всеми основными движениями. Поэтому можно подбирать для них такие подвижные игры, правила которых нацелены на развитие торможения, что составляет для ребенка пятого года жизни большую трудность, так как процессы возбуждения все еще преобладают у него над процессами торможения. Выполняя правила игры, ребенок приучается согласовать свои действия с другими детьми.
Дети, которые раньше других усвоили правила и нормы поведения, нередко жалуются воспитателю на своих друзей, которые эти правила и нормы нарушают. Следует помнить. Что такие жалобы не являются признаками дурных склонностей: сигнализируя воспитателю о нарушениях, дети как бы утверждаются в своем знании правила. Однако
Надо иметь ввиду, что частые жалобы друг на друга могут привести к недружелюбным отношениям : у того, на которого жалуются, возникает чувство ущемленности, озлобления к жалобщику. Воспитатель не должен пропустить этот момент и научить детей не жаловаться друг на друга, а объяснять друг другу правила игры.
К середине года дети средней группы уже в крайних случаях жалуются. Ребенку забывшему, что-то сделать, дети сами напоминают о том, что он должен убрать игрушки, протереть клеенку после лепки и т.д. Лишь в тех случаях дети обращаются к педагогу, когда ребенок отказывается выполнять то или другое поручение.
В воспитании пятого года жизни совершенно особое значение приобретает требовательность. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, задачи, поставленные перед ребенком, выполнимы.
Прежде, чем ребенку запретить что-то или дать указание что-то выполнить, следует продумать целесообразность запрета, возможность выполнения указания. У воспитателей, которые постоянно что-то запрещают детям (не трогай, не кричи, не бегай, не лазай), оказывается всегда много нарушителей порядка. Почему? Потому что запреты основаны на постоянной мелочной опеке педагога, который не привык уважать детей, не доверяет им, не учитывает их возрастающую сознательность. Кроме того, за этими запретами можно чаще всего обнаружить незнание возрастных особенностей детей.
Предъявляя требования к детям, нужно идти от более легкого к более сложному требованию.
Серьезным препятствием в выработке у детей навыков и привычек культурного поведения, правильных взаимоотношений со сверстниками является отсутствие постоянства требований. Нередко бывает, что воспитатель сегодня настойчиво добивается выполнения этих требований , а в последующие дни проходит мимо грубого поведения ребят и т.д.
Следует помнить, что требования должны предъявляться в доброжелательном тоне и выражать уверенность в том, что ребенок справится с поставленной перед ним задачей. Старания ребенка непременно надо поощрять.
Какие же главные задачи нравственного воспитания должны решаться в средней группе при учете особенностей пятого года жизни и перспектив их нравственного развития? Воспитание нравственных чувств является важнейшей задачей, но у детей пятого года жизни чувства проявляются более активно и выражаются в сопереживании по поводу радости и огорчения сверстников, в стремлении прийти на помощь, в желании и готовности сделать хорошее за других.
Продолжает формирование умений, навыков и привычек культурного поведения, которые проявляются в игре считаться с с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками и т.д.
У детей должны быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей в этом возрасте является формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких.
Бережное отношение к вещам должно стать нормой поведения и выражаться в стремлении и готовности починить, исправить вещи, привести их в порядок.
Необходимо развивать у детей устойчивость и целеустремленность в деятельности: умение самостоятельно играть, охотно выполнять поручения взрослых, проявлять старание, пытаться самостоятельно преодолевать возникшие трудности, активно участвовать в занятиях, труде. Необходимо также развивать у детей интерес к труду взрослых.
Следует расширять круг моральных представлений и знаний детей. Дети должны знать, что надо жить дружно в коллективе, не ссориться, делиться игрушками, помогать друг другу, заботиться о маленьких, уважать старших.
Дети должны знать, что в создание вещей, игрушек и т.д. вложен труд людей, результаты этого труда надо беречь и ценить.
Нравственное воспитание осуществляется всем педагогическим процессом. Однако в повседневной работе воспитатель может выделить задачи, которые наиболее успешно реализуются в конкретном виде деятельности. Так, в бытовой деятельности формируются навыки культурного поведения, усвоение правил вежливости, воспитывается уважение к старшим, послушание, бережное отношение к вещам, внимание к сверстникам.
В играх успешно развиваются взаимоотношения , развиваются чувства , навыки и привычки культурного поведения.
В трудовой деятельности также формируются взаимоотношения между детьми, отношение к труду взрослых и т.д.
Занятия открывают большие возможности для формирования представлений о доступных детям явлений общественной жизни о моральных нормах. Дети учатся объективной оценке своих достижений и достижений сверстников, учатся выдержке, организованности , настойчивости.
Конечно, такое распределение задач является весьма условным: в педагогической работе одна задача может стать предметом внимания и на занятиях, и в бытовой деятельности, и в играх.