Урок русского языка Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки.


Тема: Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки.
Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости.
Формировать интерес к урокам русского языка, к самому языку, понимание его богатства, желание им умело пользоваться; умение соотносить результат действий с поставленной целью и выражать их в речи. Формировать способность к организации учебной деятельности; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачею и условиями её реализации; контролировать процесс и результат деятельности; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.Тип урока: закрепления знаний и способов деятельности
Ход урока.
п/пЭтапы урока Формируемые УУД
I Мобилизация внимания.
- Посмотрите на слайд, как вы думаете, почему выбрано именно такое оформление слайда?
На доске пословица «Под лежачий камень вода не течет».
-Как вы понимаете пословицу?
Эта пословица используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни.
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
II Актуализация знаний.(слайд)
Работать спустя рукава -
Рукой подать –
Навострить уши –
Как курица лапой –
Засучив рукава –
С пятого на десятого –
Зарубить на носу –
В мгновение ока –
На глазок –
За тридевять земель –
Бок о бок-
Черным по белому-
Как в аптеке-
Какой частью речи являются слова, которые вы записали? (наречие)
-Оцените знания по данной теме.
Формировать эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму;
контролировать процесс и результаты деятельности;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять анализ ,синтез, классификацию,
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения..III Целеполагание- Определите тему урока
- Давайте составим кластер о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества, синтаксическая роль-обстоятельство, морфологическим признаком наречий является их неизменяемостьосуществлять анализ имеющих знаний, умений
IV Работа над изучаемым материалом. осуществлять анализ имеющих знаний, умений
1 №451
-Какие знания нам потребуются для выполнения данного задания?
- Играло(как)однажды
Прыгало ( куда?) вверх, вниз
Догонял (как?)ловко
Играй (каким образом?) осторожно
Играли (как?) беспечно
- Дальше продолжайте самостоятельно.
-Проверку самостоятельной работы в парах, взаимооценка-Прочитайте задание под буквой б и скажите какой вид разбора нам предлагают сделать авторы. Для чего?
( рассмотреть какую синтаксическую роль выполняют наречия ,хар-ка предложения)
Ярко сверкнула молния и сильно ударил гром.(повест., невоскл.,сложное, союзная связь, не осложнено)
[ ] , и [ ]Формировать стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним; осознание ответственности за себя и за свои действия;
способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму;
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям,
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
2 Физминутка(выполняются действия по тексту)
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись 3 Работа в группах А) Образовать словосочетания и определить связь
Подумай слишком
Выглядишь огромныйПел красиво сначала великолепно принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
Б) Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.
РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много
ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво
ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно
допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
В) Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.
Среди зелени охотник увидел бурую голову и грудь медведя, который ______________________ озирался по сторонам. Убедившись, что опасности нет, медведь двинулся ________________. Следом за медведем ____________ скатились два медвежонка. Став на ноги, медвежата _____________________ кинулись догонять мать. __________ показался медведь-пестун. Он шел к воде __________, ___________ поглядывая на мать, и что-то дожёвывал на ходу. Пестун переминался с ноги на ногу и ____________________ ворчал.
Слова для справок: наконец, кубарем, подозрительно, вперед, вприпрыжку, недовольно, боком, искоса.-адекватно оценивать свои достижения
Г) Допиши грамматическое значение и приведите примеры
Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает ___________
Если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает__________________________________________________________________________________________________________________
Д) По значению наречия делятся на следующие группы:
1. Наречия образа действия______________________________
2. Наречия степени качества ____________________________________
3. Наречия места ______________________________________
4. Наречия времени __________________________ 4 Резерв(разбор слов по составу)
Налево, вкусно,дружески,трудноV Итог урока
Синквейн1наречие
2 неизменяемая,самостоятельная3 примыкает, обозначает,поясняет4фраза
5 морфология VI . Рефлексия. Используя наречия закончите фразу
На уроке мне было…
- Используя шкалу, знания на конец урока ,оцените свою работу на уроке
адекватно оценивать свои достижения
VII Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из книги, которую читаете. Выпишите ССЧ с наречиями. Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия №7» (полного дня)
Открытый урок
по русскому языку в 4 «Б» классе
«Роль в речи наречий, их синтаксическая роль,
грамматические признаки»
Белоусова Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
г. Оренбурга
2015г