ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЗАГАДКАМИ.


Я работаю в детском доме учителем-логопедом, занимаюсь с детьми дошкольного возраста и учащимися начальной школы. Дети, поступающие в детский дом, как правило, имеют большие отклонения в речевом развитии. В работе приходится постоянно использовать всевозможные методы и приёмы с целью заинтересовать учащихся и настроить их на рабочий лад. Одной из находок считаю использование загадок. Загадка – это мини-произведение, способствующее активизации познания ребёнком окружающего мира, формированию у него навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Загадки несут определённую информацию, расширяя кругозор детей, формируют их мировоззрение. При разгадывании загадок развивается фонематический слух ребёнка, совершенствуются звукопроизношение, темп речи; прививается любовь к народному творчеству и родному языку.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЗАГАДКАМИ.
Отгадать загадку и:
подобрать проверочное слово к слову-отгадке
«Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой махнёт – в лесу подснежник расцветёт» (весна);
подобрать к слову-отгадке однокоренные слова
«Зимний дождь в воздухе искрится,
А потом на землю скатертью ложится» (снег);
разобрать слово-отгадку по составу
«Этот гриб – любимец мой, с ножкой толстой и прямой.
Красной шапкой он накрылся, под осинкой схоронился» (подосиновик);
4) к слову-отгадке дописать суффикс, чтобы получилось новое слово
«Прекрасна, грациозна и стройна,
Но в руки не возьмёшь – в шипах она» (роза);
определить склонение существительных-отгадок
«Дождик небо украшал, воду с солнышком мешал,
Краски взял семи цветов – разноцветный мост готов!» (радуга);
«Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо);
«Это конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём» (велосипед);
от слов-отгадок образовать слова других частей речи
«Удивительный художник у окошка побывал,
Удивительный художник нам окно разрисовал:
Пальмы, папоротники, клёны, на окошке – лес густой,
Только белый, не зелёный, лес чудесный, не простой (мороз);
«Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,Но не съела ни куска: знать невкусная доска» (пила);
определить, мягкая или твёрдая основа у слов-отгадок
«Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес и, наконец, совсем исчез» (календарь);
«Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна в норке прячется она» (мышь);
произвести фонетический разбор слова-отгадки
«И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт» (иней);
со словом-отгадкой образовать словосочетание
«Он учиться помогает, информацию хранит,
В игры он с тобой играет, с дисков музыка звучит» (компьютер);
со словом-отгадкой составить распространённое предложение
«Он расцвёл в тиши лесной, граммофончик голубой.
А звенит он или нет – только лес нам даст ответ! (колокольчик);
выполнить морфологический разбор слова-отгадки
«Этот зверь сильнее всех, носит мягкий тёплый мех,
Любит ягоды и мёд, разозлится – заревёт.
А когда зима настанет, то следов его не станет» (медведь);
12)разделить слово-отгадку на слоги
«Посмотрите, дом стоит, до краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – все умелые пловцы!» (аквариум);
13)разделить слово-отгадку для переноса
«Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют» (листья);
14)найти значение слова-отгадки в «Толковом словаре русского языка»
«Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи» (малина);
15)рядом со словом-отгадкой написать 3 слова в том же роде и числе
«Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире.
Честь мундира берегу: служу людям, как могу» (картошка);
16)составить предложения так, чтобы слово-отгадка стояло в винительном и предложном падежах
«Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла,
И сады, и огороды всей округи полила» (гроза);
17)составить мини-рассказ, применив слово-отгадку как заголовок
«В густом лесу под ёлкой, осыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками, колючий и живой» (ёж);
18)среди записанных слов найти отгадку и исправить в ней все ошибки
«Из-под снега вылез друг, и весной запахло вдруг» (ручей, патснежниг, гриб);
19)записать рядом со словом-отгадкой 3 слова, чтобы они оканчивались на тот же согласный
«С колпачком на голове, будто в путь готовый,
Он скрывается в листве дуба золотого» (жёлудь);
20)в тексте загадки найти слово с той же орфограммой, что и в слове-отгадке
«Что за звёздочки такие на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке» (снежинки);
21)составить с данным словом предложение и разобрать его по членам предложения
«Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода);
22)записать отгадку с предлогами
«Долго лисонька старалась, много дней в земле копалась –
Рыла яму под землёй, чтобы жить с своей семьёй.
Здесь её никто не сыщет. Как назвать её жилище?» (нора);
23)к слову-отгадке подобрать синоним
«Привязан кустик к колышку, на кустике – шары,
Бока подставив солнышку, краснеют от жары» (помидоры);
24)к слову-отгадке подобрать антоним
«Хоть сама и снег, и лёд, а уходит – слёзы льёт» (зима).