Доклад на тему: Организация дифференцированной работы по русскому языку в нач. классах


Филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж»
Доклад
по методике русского языка
Организация дифференцированной работы на уроках русского языка
Выполнила: студентка гр.446а
Специальности 050146
Преподавание в начальных классах
Коваленко Кристина Петровна
Проверила: преподаватель
высшей квалификационной категории Козырева Н.А.
Тулун – 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся с разными способностями…………………………………………………………..4-9
Дифференцированное обучение школьников……………4
1.2.Организация самостоятельной работы при дифференцированном обучении………………………………………………………6
1.3. Дифференцированный подход в организации учебно-поисковой деятельности………………………………………………………….8
Глава 2. Дифференцированное обучение на уроках русского языка…10-14
2.1.Организация работы по дифференцированному обучению : методический аспект………………………………………………………………………..10
2.2. Организация работы по дифференцированному обучению: описание опыта работы Фахрутдиновой Н.С., учителя МБОУ «СОШ №25»……13
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованной литературу……………………………………….16
Приложение 1……………………………………………………………..17-23
Введение
Сегодня существует большое количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации. «Нет учеников хороших и плохих– они разные». Именно с этой мыслью нужно подходить к своей педагогической деятельности.
В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.
Выявляя индивидуальные возможности учащихся, необходимо развивать их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Учитель может делать трудные задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка - проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.
Таким образом, цель исследовательской работы по теме «Организация дифференцированной работы на уроках русского языка »: выделить понятие, обобщить технологии, формы организации учащихся при включении детей в дифференцированную работу.
Глава 1. Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся с разными способностями.
Дифференцированное обучение школьников.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
-по образовательным целям;
-по уровням выполнения заданий;
-по времени обучения, времени выполнения заданий;
-по содержанию обучения;
-по последовательности учебного материала;
-по структуре учебного материала.
Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее относительно однородные группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на внутриклассной дифференциации.
Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся, например, класс, подобранной по случайным признакам.
Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.
Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Однако теперь стало необходимым применять в работе внутреннюю уровневую дифференциацию.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком.
Базовый уровень - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса.
Продвинутый уровень - некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.
Высокий уровень - дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
В зависимости от вида и формы дифференциации, учащихся класса разбивают на группы:
-по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;
-по наличию базовой подготовки (фактические знания, умения, успеваемость);
-по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида деятельности.
При этом во всех формах дифференциация осуществляется в виде:
-детерминированного обучения, при котором учитель, изучив особенности учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к каждому или некоторым из учащихся;
-демократического обучения, при котором учащемуся предоставляется частичный выбор содержания, форм, методов, уровня обучения в рамках обязательного обучения;
-открытого (гуманистического) обучения, при котором учащийся становится субъектом управления своей собственной деятельности. Он может выбирать уровень, предмет, форму, темп обучения вплоть до самостоятельного обучения при индивидуальной программе.
Организация самостоятельной работы при дифференцированном обучении.
Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.
Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.
Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
1.Все ученики выполняют общее для всех задание;
2.Учитель дает инструктаж к выполнению заданий;
3.Используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.
Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.
Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.
Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.
Индивидуальная самостоятельная работа та, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.
Дифференцированный подход в организации учебно-поисковой деятельности.
Замысел работы заключается в том, чтобы показать, как возможно организовать дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.
Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, следует подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются следующие принципы: проблемности; исследование изучаемых проблем и явлений; индивидуализация; создание мотивации; взаимообучение.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
На уроках русского языка класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.
Глава 2. Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
2.1. Организация работы по дифференцированному обучению: методический аспект.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости.
Характерные особенности групп и задачи по работе с ними:
1) Школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.
Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Главная задача - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
2) Школьники со средними учебными возможностями.
При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.
Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. 3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.).
При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.
У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.
Виды дифференцированной помощи:
- Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
- Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
- Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
- Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
- Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
- Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
- Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
- Постановка наводящих вопросов.
Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.
Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.
Особенности дифференцированной работы на уроках.
- Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
- Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
- Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
- Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.
Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).
Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

Этапы урока Класс группа Содержание работы Время
1 Весь класс Совместная постановка цели, задач урока. 2 мин.
2 Весь класс Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа). 3 мин.
3 1,2,3 группы Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением). 7 мин.
4 Весь класс Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение. 7 мин
5 Весь класс;1,2,3 группы Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости). 5 мин.
6 1,2,3 группы Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных. 8 мин.
7 Весь класс Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д. 8 мин.
8 Весь класс Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.) 2 мин.
9 1,2,3 группы Дифференцированное домашнее задание. 3 мин.
На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.
2.2. Организация работы по дифференцированному обучению: описание опыта работы Фахрутдиновой Н.С., учителя МБОУ «СОШ №25».
14 октября 2015 года при просмотре урока «Русский язык» в 4 в классе Фахрутдиновой Надеждой Степановной, был проведён анализ возможностей организации дифференцированного подхода на уроке.
Учитель Фархутдинова Н.С. на уроке использовала следующие задания:
«Марафон правил» (вопросы записаны на карточках);
Самостоятельная работа (у каждого ученика карточка с заданием, 3 варианта);
Выписать словосочетания с управлением, определить падеж.
Верны ли утверждения. Подчеркни правильный ответ. (приложение 1)
Надежда Степановна, начинала работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Во время проведения работы использовала групповую форму, при этом применяя дифференцированный подход в обучении, деля детей на группы по способностям. После выполнения определенного блока заданий, давала задания, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Проанализировав данный урок, можно сказать, что дифференцированную работу нужно проводить в каждом классе, так как применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к учебе в целом. Данный вид работы эффективен тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, это способствует ощущению психологического комфорта и сглаживает негативные проявления конкуренции.
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, помогает формировать учебную деятельность детей.
Заключение
Современная школа сегодня ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, ученика). Способности и возможности каждого ученика необходимо изучать и знать современному учителю в конкретной школе, в конкретном классе. Именно такой подход позволит создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, что является условием получения прочных знаний по каждому предмету, в том числе и по такому сложному как русский язык.
Дифференцированная работа на уроке, основная на глубоком знании психологических особенностей и познавательных возможностей школьников, глубоком уважении к личности ребёнка, способствует, по нашему мнению, сокращению таких минут, даёт возможность учителю и ученикам ощутить радость от результатов совместного труда, помогает всем школьникам даже самым слабым, испытать чувство удовлетворения от упорной работы, приучает каждого школьника работать на уроке в полную меру своих возможностей.
Есть такая притча: «Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. - Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Высокая миссия учителя русского языка и литературы вполне сравнима с миссией этого священника.
Рекомендации
Старайтесь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать;
Знайте, что ребёнку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним;
Давайте каждому ребёнку возможность сделать своё маленькое открытие;
Если ребёнку тяжело, то помогите найти такое задание , которое ему по силам;
Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Список используемой литературы
Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В.
Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. //Педагогика, 1992, №9-10.
Баранова С.П. Педагогика – М.; Просвещение, 1976.
Кирилова Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения
на основе анализа внутренней позиции учащихся. // Новые исследования в
педагогике, 1973, №8.
http://kursk-sosh52.ru/obychenie/bibliot-statei/226-differenczirovannoe-obuchenie-na-urokax-russkogo-yazyka.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/20/organizatsiya-differentsirovannoy-raboty-s-uchashchimisya-naПриложение 1
Конспект урока по русскому языку: «Учимся правильной речи. Закрепление знаний о словосочетании»
Предмет: русский язык УМК «Гармония»
Класс: 4
УМК «Гармония»
Тема: Учимся правильной речи. Закрепление знаний о словосочетании.
Цели: закреплять умение правильно строить словосочетания со связью
управление, согласование, умение выделять словосочетания из
предложений.
Планируемые УУД:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные:
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, листки для
самостоятельной работы, для работы в группах, цветные
полоски для самооценки
Методы и формы работы: частично-поисковый; индивидуальный; работа в парах; работа в группах; самостоятельная работа.
Ход урока:
Организационный момент.
-Тема сегодняшнего урока: «Учимся правильной речи».
Постановка целей.
- Догадайтесь, кто будет главным героем сегодняшнего урока:
(слайд 2)
слушай,
обсуждай,
вопросы задавай,
исправляй ошибки,
четко отвечай,
никогда не унывай!
Словосочетание (слайд 3)
Повторение пройденного.
Словарная работа.
- Запиши слова:
берёза, аллея, ветер, жёлтый, украсить, облака, октябрь, падать, пошёл, осина
Самопроверка (слайд 4)
-Назови орфограммы: безударные гласные в корне, в суффиксе.
-В каких случаях в окончании безударный гласный можно написать? Почему?
-Назови слово, в котором звуков больше, чем букв? (нет такого)
-Слова, в которых звуков меньше, чем букв? (украсить, падать, октябрь)
-Слова какой части речи могут «командовать» в словосочетании? (глагол, имя существительное)
-Назови «лишнее» по этому признаку слово. (жёлтый)
-Пользуясь записанными словами, составьте словосочетания, в которых командует глагол, укажите падеж имен существительных
(например, украсить берёзу, пошёл по аллее, падал с осины, падал из облаков, падать от ветра)
-Как определяли падеж имен существительных? В каких случаях остались «окошки»? (в окончаниях)
Проблемный вопрос.
-А я придумала такое: витать в облаках.
-Витать – это значит … (слайд 5)
-Права ли я? Докажите, что это словосочетание.
-Подбери синоним к слову витать. (парить)
-Объясни смысл этого словосочетания. (слайд 6)
Витать в облаках – мечтать.
Проблемная ситуация.
-Сейчас на дворе замечательное, мое любимое время года – осень. Я решила составить предложение об осени, но у меня возник вопрос: какой глагол употребить:
(слайд 7) (слайд 8 - памятка-подсказка)
Ос.нь (надела, одела) (на) д.ревья кр.сивый н.ря. .
-Сначала реши орфографические задачи. Глагол надела употреблен в переносном значении, т.е. действие неодушевленного предмета названо так же как одушевленного.
-Запиши правильно предложение.
(слайд 9)
Осень надела на деревья красивый наряд.
Работа в парах.(слайд 10)
-Выпиши словосочетания, начни работу с особой пары.
сущ.им.п. гл.
Осень надела.
685800692150006921500
685800825500
что?
800100635004572006350045720063500 х гл.
надела наряд сущ. в.п.
какой?
1143000996950045720099695004572009969500 х сущ.
наряд красивый прил. ед.ч м.р. в.п.
куда? на что?
1257300844550034290084455003429008445500х гл.
надела на деревья сущ. в.п.
-Как изменится предложение, если взять глагол одела?
(слайд 11)
Осень одела деревья в красивый наряд.
Коллективная проверка
Физкультминутка. (слайд 12, по щелчку включить музыку для релаксации)
-Посмотрите, на какую аллею мы попали. Кругом яркие краски осенних деревьев. Тишина. Закройте глаза и прислушайтесь. Слышите, как шуршат листья под ногами одинокого прохожего? Нам становится спокойно, наша голова отдыхает. Откройте глаза. Готовы к работе?
« Марафон правил» (Вопросы записаны на карточках и лежат в конверте).
Учитель раздает карточки по уровню сложности.
А) Что требует глагол в словосочетании от имени существительного?
Б) Какое слово в словосочетании называют главным?
В) Что подсказывает вопрос от главного слова к зависимому при соглосовании?
Г) Какое слово в словосочетании называют зависимым?
Д) Какую команду выполняет имя прилагательное, когда согласуется с именем существительным?
Е) Как называется связь глагола с именем существительным в словосочетании?
Ж) Какая связь называется соглосованием?
З) Как определить падеж имени существительного?
И) В чём имя существительное подчиняет себе имя прилагательное в словосочетании?
Самостоятельная работа.
Дописать окончания  имён прилагательных. Указать число и род.
( У каждого ученика карточка) 3 варианта
Дальн…  дорога        
Дальн…   путь
Дальн…   поле
Дальн…  страны
Сильн…  буря
Сильн…  шторм
Сильн…   землетрясение
Сильн…   дожди
Голуб…  лента
Голуб…   небосклон
Голуб…   море
Голуб…   цветы
6. Работа по учебнику. (упр. 132)
-Прочитай схему, составь и запиши предложение. Выбирай порядок слов.
1 ученик работает у доски.
х ед.ч. тв.п. мн.ч.р.п.
Мы любуемся красотой осенних деревь.в.
-Где осталось «окошко»?
-Как решили орфографические задачи?
-Укажи число и падеж имен существительных.
-Что значит: имя прилагательное согласуется с именем существительным, от которого зависит?
7. Запись под диктовку. Комментированное письмо.
Краснеют рябины. Медью и золот.м отливают листья дуба. Ива осыпа.т землю тонкими золотистыми рыбками.
-В каких словах остались «окошки»?
-Чем первое предложение отличается от остальных? (нераспространенное)
-Дополни текст предложением-оценкой. Вырази свои чувства.
-Красота!
Самостоятельная работа. (слайд13) (Приложение)
- Исправь ошибки. Будь внимателен, есть ловушки. Укажи падеж имен существительных.
! пошёл на парк, с дерева, любоваться ромашкой, вернулся из речки, жёлтая листва, выехать с леса, отправился на прогулку
Проверяет учитель.
(Пошёл в парк – в.п., с дерева – р.п., , любоваться ромашкой – тв.п., вернулся с речки – р.п, жёлтая листва – им.п, выехать из леса – р.п., отправился на прогулку- в.п.)
Обобщение.
Работа в группах. (слайд 14) (Приложение)
Верны ли утверждения. Подчеркни правильный ответ.
В словосочетании слова находятся рядом. (нет)
В словосочетании слова связаны по смыслу и по форме, при этом одно слово командует, а другое подчиняется; от главного слова ставится вопрос к зависимому. (да)
Имя существительное всегда командует именем прилагательным. (да)
Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. (да)
Глагол не может командовать именем существительным. (нет, может)
Имя существительное подчиняется глаголу в падеже. (да)
Глагол управляет именем существительным. (да)
Чтобы узнать падеж имени существительного, надо задать вопрос от главного слова.(да)
V. Задание на дом. (упр.134) (слайд 15)
-Спиши предложения, ставя слова в скобках в нужные формы. Подчеркивай главные члены и надписывай над ними те признаки, от которых зависит окончание глагола-сказуемого.
-Какие умения пригодятся тебе при выполнении домашней работы?
VI. Итог урока. Рефлексия. (слайд 16)
Оцените свою работу на уроке.
Список использованной литературы:
Учебник русского языка для 4 класса М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 1. – Смоленск, Ассоциация XXI век,2010г.
Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 1.- Смоленск, Ассоциация XXI век,2011г.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
Приложение
Ф.И. _____________________________________________________________
Исправь ошибки. Будь внимателен, есть ловушки! Укажи падеж имен существительных.
пошёл на парк, с дерева, любоваться ромашкой, вернулся из речки, жёлтые листва, выехать с леса, отправился на прогулку
Ф.И. _____________________________________________________________
Исправь ошибки. Будь внимателен, есть ловушки! Укажи падеж имен существительных.
пошёл на парк, с дерева, любоваться ромашкой, вернулся из речки, жёлтые листва, выехать с леса, отправился на прогулку
Ф.И. _____________________________________________________________
Исправь ошибки. Будь внимателен, есть ловушки! Укажи падеж имен существительных.
пошёл на парк, с дерева, любоваться ромашкой, вернулся из речки, жёлтые листва, выехать с леса, отправился на прогулку
Ф.И. _____________________________________________________________
Исправь ошибки. Будь внимателен, есть ловушки! Укажи падеж имен существительных.
пошёл на парк, с дерева, любоваться ромашкой, вернулся из речки, жёлтые листва, выехать с леса, отправился на прогулку
Верны ли утверждения. Подчеркни правильный ответ.
В словосочетании слова находятся рядом.
да нет
В словосочетании слова связаны по смыслу и по форме, при этом одно слово командует, а другое подчиняется; от главного слова ставится вопрос к зависимому.
да нет
Имя существительное всегда командует именем прилагательным.
да нет
Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже.
да нет
Глагол не может командовать именем существительным.
да нет
Имя существительное подчиняется глаголу в падеже.
да нет
Глагол управляет именем существительным.
да нет
Чтобы узнать падеж имени существительного, надо задать вопрос от главного слова.
да нет