Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.


Выступление на заседании педагогического совета МКОУ «СОШ № 19»

22.03.2013 г
Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского
языка.
Самые горькие минуты в жизни учителя - это минуты, когда вдруг убеждаешься в бесполезности своего труда, когда после урока, насыщенного проблемными вопросами, интересными текстами, разнообразными видами работы, вдруг сталкиваешься с печальными, а порой и злым взглядом ученика, так ничего и не понявшего из твоего объяснения, впустую просидевшего за партой эти 45 минут. Нет, он не отвлекался, он даже пытался писать вместе со всеми, но груз отставания слишком велик, и разрыв между ним и другими всё увеличивается.
Причины, порождающие отставание, многообразны. Рассматриваются два типа слабоуспевающих школьников: к первому относятся дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний, порождённый различными причинами - педагогически запущенные школьники. Эти дети требуют большого внимания и контроля, систематической работы по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную деятельность.
Ко второму типу относятся школьники, неуспеваемость которых вызвана в первую очередь неблагоприятными для познавательной деятельности качествами ума: поверхностью, инертностью, неустойчивостью, неосознанностью мыслительной деятельности. Работа с такими детьми представляет для учителя наибольшую трудность. Где же выход ? Возможным путем решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися прямо на уроке.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь « слабому », развивать способности « сильных ».
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости.
1 группа - сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.
2 группа - учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа - учащиеся с пониженной успеваемостью в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группы занимаются самостоятельно.
Работа по группам на уроке вызывает сомнение у многих, утверждающих, что это отрицательно скажется на самооценке учащихся, ухудшит положение слабоуспевающих школьников в классе, породит другие нежелательные явления. Но и без выделения в особые группа ребята хорошо понимают, как они учатся, сравнивают свои успехи с успехами товарищей. Дифференцированный подход помогает им обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех школьников.
Однако для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение следующих условий:
Между учителем и коллективом класса должны существовать доверительные отношения, атмосфера сотрудничества.
Постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех групп, необходимо подчёркивать роль работы каждой группы в решении общей познавательной задачи.
Учитель обязан внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое продвижение в их интеллектуальном развитии.
В любом случае перед учащимися ставится единая задача, к решению которой они идут путями, соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе.
Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Схематически один из видов таких уроков можно представить так.
Тема урока русского языка в 7 классе «Правописание не с причастиями»
1.

Совместная постановка задачи
2.

Совместное повторение правописания не с существительными и прилагательными
3.Дифференцированное объяснение нового материала с опорой на повторение



1 2 3
Ребята 1 и 2 групп выводят правило сами, зная как пишутся с НЕ существительные и прилагательные
-НЕ с причастиями пишется слитно, если_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Например: недоумевающий, ненавидящий_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
-НЕ с причастиями пишется слитно, если нет_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Например: невспаханное, незасеянное _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
-НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Например: не рассеянные, а внимательные; не исследованные, а глухие; _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
-НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Например: не прочитанная до конца, не пришедшая вовремя, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
-И последнее: краткие причастия пишутся с не _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Например: не сделана, не сложена, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Ребята 3-ей группы работают с учителем по учебнику.
Дифференциальное закрепление (повторное объяснение для ребят 3-ей группы)


1 2 3
Творческая работа для ребят 1-ой группы. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, причастия с НЕ.
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но это край ( нехоженых ) троп и (непуганых) птиц и зверей обладает большой притягательной силой. Именно в нём заключается вся прелесть и все (незаметное) разнообразие русской природы.
Что можно увидеть в Мещёрском крае ? Цветущие некогда (не кошенные) луга, сосновые боры, лесные озёра.
Ребята 2- ой группы списывают предложения. Затем заменяют их таким образом, что бы НЕ было написано наоборот: там, где слитно – раздельно; там, где раздельно, - слитно.
Ох, и не ? весёлое это дело _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Меня гложет не ? осознанный страх._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Никогда не ? испытанные чувства овладели мной._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Боль была не ? ощутимая._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Это твой не ? друг._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Ребята 3-ей группы работают с учителем по учебнику
6.
Общая проверка результата освоения по учебнику
7. Дифференцированное домашнее задание


1 2 3
Домашнее задание
Ребята 1-ой группы пишут грамматическую сказку о том, как НЕ искала друзей среди причастий. К этой работе могут подключиться и ребята 2-ой группы по желанию.
Ребята 2-ой и 3-ей групп – задание по учебнику.
Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты ощущения бесполезности своего труда, несоответствия затраченных усилий полученным результатам. Дифференцированная работа на уроке способствует сокращению таких минут, даёт учителю и ученикам ощутить радость от результатов совместного труда, помогает всем школьникам, даже самым слабым, испытать чувство удовлетворения от упорной работы.