Статья Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения грамотности обучающихся


СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Формирование у учеников орфографической и пунктуационной зоркости - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем-словесником. Навык видеть орфограммы развивается у школьников в процессе длительных тренировок. В работе над грамотностью обучающихся по-прежнему важная роль отводится словарной работе. Её виды разнообразны. Одним из эффективных видов работы по формированию орфографической грамотности и являются словарные диктанты. Систематическое и планомерное проведение разнообразных форм словарного диктанта - не реже 1 раза в неделю - способствует перерастанию знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь
         Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут, но иногда эта работа перерастает в более сложный тренинг.
Так, например, при изучении новых слов даётся запись на доске, затем эти слова проговариваются вслух (отрабатываются навыки орфоэпии), потом ученикам предлагается закрыть глаза и мысленно прописать новое слово (заставляем работать зрительную память). После этого составляются сначала словосочетания, затем предложения. Лучшие из них записываются на доске, определяется вид связи в словосочетании, а предложение разбирается синтаксически. Тем самым мы повторяем и виды связи, и виды предложений, и члены предложения.
Можно усложнить работу и предложить школьникам составить предложение по заданным параметрам: или с однородными членами (а может, и с конкретными: сказуемыми, подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами), или с обобщающими словами, или с обращением, или с обособленными членами и т.д. Если такая работа проводится систематически, то школьники к ней привыкают, быстро ориентируются в заданиях, и много времени всё это не займет, а отдача будет высока, т.к. идёт постоянное повторение и закрепление изученного ранее.
Вот уже много лет на уроках русского языка в работе используются тестовые задания. Цель такой работы - подготовка к государственной итоговой аттестации, начинается она уже с 5 класса по мере изучения программного материала. Аналогично проводится «Лексическая разминка», когда из четырёх или трёх слов (слова столбиками записываются или под диктовку, или заранее подготовлены на доске) предлагается выделить лишнее и объяснить выбор своего решения. Такая работа, как и тестирование, даёт хороший эффект, приучая школьников фиксировать свои знания, анализируя данные задания и обосновывать выбор своего ответа.
Довольно просты в работе, но достаточно эффективны, такие проверочные диктанты как «Самопроверка» и «Взаимопроверка».
«Самопроверка». Учитель диктует слова, обучающиеся записывают, а затем проверяют написанное по учебнику либо по «Орфографическому словарю». Таким образом находят свои ошибки, исправляют, и в дальнейшем вероятность этой ошибки в написании слова уже минимальна.
«Взаимопроверка». Здесь работа осуществляется в парах. После написания слов обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга, выставляя оценки карандашом. То есть «работают» учителями.
При такой работе развивается внимание, повышается собственная грамотность, чему способствуют, безусловно, и личные амбиции, и тщеславие детей.
Хороший результат при отработке навыков орфографии даёт диктант «Проверяю себя». Он может быть как словарным, так и текстовым. Технология его проведения такова: учитель диктует предложения (или отдельные слова), учащиеся пишут, но вместо букв, в написании которых школьник сомневается, он оставляет пробел, подчёркивая его снизу, а предполагаемую букву пишет на полях. При проверке правильная буква вписывается над чертой в место пробела. Если ученик был прав, буква на полях подчёркивается снизу, если нет – зачёркивается. Точно так же можно проводить работу и при проверке употребления знаков препинания. Все графические обозначения выполняются либо простым карандашом, либо ручкой с зелёной пастой.
Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Существует несколько его видов, остановимся на двух.
Синонимический диктант.
        Задание: Замените данные слова синонимами с приставками, оканчивающимися на -З//-С.
Употреблять (использовать), реставрировать (восстанавливать), забавляться (развлекаться), беседовать (разговаривать), думать (размышлять), тревожиться (беспокоиться).
Антонимический диктант.
        Задание: Замените данные слова антонимами с приставками ПРЕ-//ПРИ-.
Уехать (приехать), убежать (прибежать), неинтересный (преинтересный), преуменьшать (преувеличивать), некрасивый (прекрасный), унести (принести), не очень милый (премилый).
Сигнальный словарный диктант.
Активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет учителю провести быструю диагностику уровня знаний учеников и выявить степень усвоения учебного материала. Сигнальный диктант можно провести по любой теме, изучающей орфограмму, предполагающей двойной выбор, например, "-Ться и -тся в глаголах", "О,Ё и Е после шипящих и Ц", "Чередования в корнях слов", "Н и НН в словах различных частей речи", "Правописание НЕ с различными частями речи", слитное или раздельное написание слов и т.д.
        Например, обучающимся раздаются сигнальные карточки, на которых с одной стороны написано НЕ, с другой НИ. Учитель читает слова, а дети должны показать карточкой, что они выбирают для написания:
Несколько, ничего, негде, никем, никакой, ни для кого и т.д.
Или сигнальные карточки с цифрами «1» или «3» и задание : ни с кем, никого, ни для кого, некем и т.д.
В 80-90-е годы прошлого века в кабинетах русского языка были сигнальные диски, на которых был собран сигнальный материал для проведения диктантов по любой теме как по орфографии, так и по пунктуации. На таком диске были и буквенные, и цифровые «сигналы». Сейчас, к сожалению, я таких дисков не вижу.
Перфокартный словарный диктант позволяет учителю провести быструю диагностику степени усвоения учебного материала прямо после изучения новой темы. У меня заготовлены перфопапки (сложенный вдвое лист плотной бумаги, на лицевой стороне которой пробиты отверстия). В такую папку вложен листик с фамилией ученика.
        Задание: Впишите в отверстие перфокарты букву О или букву Ё.
Здание прописано заранее на обычной школьной доске или проецируется на интерактивную доску:
Деш…вый, щ…тка, ч…порный, ч…рствый, ч…лка, ш…лковый, маж…р, расч…ска, кош…лка, ш…фёр, ж…кей, бесш…вный, ш…рстка, печ…нка, ш…ссе, ш…пот, пч…лка, пош…л и др.
Такая работа не требует много времени, а проверка производится очень быстро при помощи шила (методика Г.А.Богдановой).
Видов словарной работы достаточно много. Выбор такой учебной деятельности зависит от уровня подготовки ученического коллектива, фантазии и опыта педагога. Но в любом случае эффект всегда будет весьма ощутимым и поможет не только разнообразить урок, но и достичь желаемого результата на пути повышения грамотности обучающихся.