Статья по музыке Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами


Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами
Азарова Ирина Викторовна
учитель музыки сш №22, г. Костанай,
специалист высшего уровня квалификации
первой категории
Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.
М.К. Чюрленис
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Проблемы сегодняшнего дня делают этот процесс ещё более трудным. В связи с этим в настоящее время развиваются школьные педагогические технологии, которые требуют новых подходов в системе обучения и воспитания школьников. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. Изменения, происходящие в наше время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью создаются новые планы, программы, которые требуют и новых форм уроков.  Главная задача современной системы образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Интеграция обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов,  их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира,  препятствуют органичному восприятию культуры. /1; 121/
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину  трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством. /2; 11/
Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени. /2; 55/
Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Интегративное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии через звук и цвет.
Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся.Например, в рамках интеграции музыки и изобразительного искусства, при изучении темы «Картины природы в музыке» в курсе 6-го класса обучающимся предлагается прослушать арию Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова и воссоздать музыкальный образ героини арии уже на бумаге (художественный образ). При изучении темы «Поэзия, музыка и живопись независимо друг от друга создают образы своими художественными средствами» в курсе 5-го класса учащимся предлагается внимательно рассмотреть картину «Тройка» Н.С. Самокиша. После этого дается задание воссоздать на основе художественного образа – музыкальный, т.е. представить музыку, отражающую замысел художника. Музыкальный образ воссоздается с опорой на средства музыкальной выразительности (характер музыки, лад, темп, регистр, тембр, динамика, средства исполнения). Затем дети слушают музыкальное произведение «Тройка» Г.В. Свиридова и сравнивают собственный музыкальный образ тройки с образом, созданным композитором/3; 221/
В рамках интеграции музыки и литературы, при изучении темы «Роль литературного текста в вокальной музыке» в курсе 5-го класса обучающимся предлагается вспомнить сюжет литературного произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Школьники знакомятся с понятием либретто (кратким литературным изложением оперы или балета), слушают арию Руслана из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», после чего проводят аналогию между музыкальным и литературным образом Руслана. В кабинете музыки созданы все необходимые условия для формирования образного мышления обучающихся.Ежегодно пополняется фонд учебно-методических материалов кабинета музыки литературными произведениями и историческими источниками.  Имеется электронное пособие «Образовательные модульные мультимедийные системы» .
За счет интеграции из года в год растет и познавательный интерес к изучаемому предмету, что обеспечивает высокую мотивацию. На уроках музыки обучающиеся создают творческие работы – пишут сочинения, стихи, выражают музыкальные и литературные образы в картинах. В процессе работы с учащимися I - IV классов по предлагаемым темам желательно использовать впечатления, знания и умения, полученные ими на других уроках, прежде всего на уроках изобразительного искусства и чтения. /4; 11/
Так, на уроках изобразительного искусства дети получают различные художественные впечатления, приобретают опыт эстетического восприятия произведений; у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разное время года; чувствовать настроения в природе (радостные, грустные, спокойные, оживленные); учащиеся знакомятся с особенностями сказочно-фантастического изображения; получают представление о народно-художественном творчестве - все это способствует и более полному восприятию музыки. На уроках чтения (и развития речи) дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отраженные в музыкальных произведениях.
При восприятии и исполнении музыкальных произведений применяются полученные на уроках чтения знания и навыки работы над текстом; умение ответить на вопросы о прочитанном и о своих наблюдениях, делить текст на законченные по смыслу части, выделять основное в содержании части и произведении в целом. При разборе структуры музыкальных произведений и изучении нотной грамоты учащимся могут помочь формируемые у них на уроках математики навыки счета и представления о возможности использования букв как символов, а также полученные на уроках изобразительного искусства элементарные пространственные представления. При разучивании хоровых произведений и работе над музыкальной импровизацией на стихотворные тексты используется полученное на уроках чтения умение выразительно читать текст, выделять голосом важные по смыслу слова в предложении, правильно произносить слова; используются навыки слогового и звукобуквенного анализа.
Специальное внимание при этом обращается на сравнение речевой и музыкальной интонаций, на их выразительные возможности. Введение в программу уроков музыки движения под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых учащимися на уроках физкультуры. К ним относятся: основная стойка, маршировка, ходьба с замедлением и ускорением, с остановкой; построение и движение колонной; положение и движение рук: вниз, вперед, в стороны, вверх; на пояс, к плечам, перед грудью; движения кистями и пальцами рук; поочередное движение рук; повороты туловища направо, налево; повороты головы. Изучив связь музыки с другими предметами, я пришла к выводу, что существующие разработки уроков предлагают интеграцию музыки с ограниченным числом предметов, обычно это литература и изобразительное искусство. Ряд предметов, наиболее удачно интегрирующихся с музыкой:  
Литература (музыкальные произведения на литературный сюжет, произведения фольклора, выразительное чтение и выразительные средства в музыке);
Русский язык (понятие о тексте, идея произведения, правильное произношение слов, определение главного и зависимого слова, виды предложений, стили речи, ассонанс, аллитерация);Математика (музыкальные длительности, метр, размер);
История (история в песне, опере, кантате);
География (музыка моего народа, музыка народов мира);
Иностранные языки (музыка народов мира);
Физкультура (выполнение движений в соответствии с характером и динамикой музыки);
Изобразительное искусство (видеть музыку, слышать живопись).
  Как научить детей рисовать? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заметить, что краски и звуки в природе сосуществовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи (недаром в музыкознании существует понятие: «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки и изобразительного искусства. /4; 322/
          Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор ее изобразительности, т.е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а «тембр» наиболее «живописным» элементом музыки. Примеры сопоставления колорита в живописи (цвета) и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Художник В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.
          Русские композиторы Н. Римский – Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до мажор у Н. Римского Корсакова  «белый», до минор   «багряный», ми мажор  «темный, сумрачный, серо - синеватый.»          Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и архитектуры и живописи. Семантически родственны, считает И. И. Иоффе, ритм стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве  реке» М. Мусоргского; «Утро» Э. Грига; «Лунный свет» К.Дебюсси). /4; 396/
В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан «Тишина»). В результате взаимодействия изобразительного искусства и музыки происходит обогащение рисунков новым содержанием при решении изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще передаются с помощью колорита цвета: громкость   с помощью величины изображения, темп - динамичности движений. /1; 245/
Сопоставление произведений музыкального, изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно-  образную связь.
        Но наиболее ценными я считаю уроки, где интегрируют несколько предметов.
   Также мною разработанные и проведенные интегрированные уроки:
«Картины природы в музыке и изобразительном искусстве» (музыка и ИЗО)
«Музыка спортландия» (музыка и физическая культура)
«Мой Казахстан» (музыка, изобразительное искусство, казахский язык)
«Алиса в стране чудес» (музыка и литературное чтение)
«Эпоха романтизма в музыке и изобразительном искусстве» (музыка и изобразительное искусство)
Такая интеграция способствует более полной реализации системного подхода в образовании. Результат данной технологии – гармоничное развитие личности ребенка, воспитание у него чувства прекрасного, воспитание целостного взгляда на мир.
Помимо интегрированных, провожу самые разные по форме уроки: урок – сказка, урок – конференция, уроки – творчества, урок – экскурсия, урок – путешествие, занятие – игра, комбинированные уроки. Такие уроки выходят за рамки традиционных уроков. Они дают возможность организовать коллективную деятельность в сочетании с индивидуальным творчеством как учащихся, так и преподавателя, создание эмоционального подъема детей, ситуаций успеха для каждого ребенка с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
        Основные методы, применяемые мною:
Метод наблюдения за музыкой (Б. В. Асафьев);
Метод» забегания» вперед и «возвращения» к уже пройденному материалу (Д Б. Кабалевский);
Метод размышления, рассуждения о музыке (Д.Б. Кабалевский);
Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский);
Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова). Этот метод предполагает «выход» за пределы музыки в другие виды искусства, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям.
Метод создания композиций (Л.В. Горюнова). Этот метод предполагает изучение музыкальных произведений через исполнение различными способами.
Проблемный, поисковый метод (приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления).
Интонационный метод познания музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский).
Для включения детей в активную практическую работу на уроке широко использую творческие задания. Такие задания предполагают:
Углубление и обогащение восприятия;
Развитие мышления и воображения;
Выработку навыков художественного анализа;
Активизацию самостоятельного творчества.
Рассмотрим подобные типы этих заданий:
Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, («весна» в произведениях П.И. Чайковского, С. Рахманинова, К. Дебюсси,  И. Стравинского);
 Сочинение мелодий к стихотворению.
Составление  коллекций из музыкальных, литературных произведений и произведений живописи с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.
(«Тройка» П.Чайковского; «Зимнее утро» А.С. Пушкина, картина П.П. Соколова  «Морозное утро»).
Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам.
Сравнение романсов различных композиторов на один и тот же текст.
Подбор стихотворного эпиграфа к музыкальным произведениям. (П.И Чайковский «На тройке»)
«Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам…»
Показ в красках процесса движения мелодий (В.Моцарт «Симфония № 40»).
Передача настроения музыки на ассоциативной основе.
Составление сказок по опорным словам, соответствующих характеру музыки (Ф. Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20»).
Кроме перечисленных методов, приемов, заданий в своей работе я применяю современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Так, проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации. /4; 211/
     Дифференциация по интересам предполагает выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий. Это может быть групповая работа над проектами и индивидуальная. Основой индивидуально ориентированной системы обучения является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей (А.П., Бородин «Симфония № 2», «Три богатыря», «Былины»).
        После изучения темы на уровне базового содержания материала выявляю две группы учеников: усвоивших содержание   (они работают по расширению изученного материала) и не усвоивших   (с ними провожу работу по устранению появившихся пробелов в знаниях.)
        В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа  учащихся исполняет песню; на среднем - исполняет песни выразительно; на  высоком  -   группа готовит инсценировку песни.        Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.
        Оздоровление детей духовно-нравственно, использование межпредметных связей происходит не только на уроках, но и во внеклассной работе. К основным внеклассным формам, направленным на развитие духовно - нравственного развития относятся праздники, проводимые в школе: «Музыкальная эстафета», «Минута славы», «Музыкальный КВН», «День победы» на которых ребята поют песни о Родине, о дружбе, песни, написанные в годы Великой Отечественной войны. К формам, направленным на развитие интереса к двигательной деятельности относятся музыкально - спортивные праздники в рамках дней здоровья,  которые готовятся совместно с учителями физкультуры.
      За время своей работы я добилась хороших, стабильных результатов, качества знаний, ребята проявляют интерес к уроку музыки, используют знания, полученные на уроках музыки на других предметах. /3; 228/
   Как известно, в школьном курсе обучения наблюдаются так называемые «ножницы» в программе и относительно предметов, и относительно классов. И чтобы хоть  как-то сгладить этот разрыв, это несоответствие в программах, я применяю и буду применять на более высоком уровне интеграцию и межпредметную связь, чтобы у учащихся было целостное восприятие явления, события, детали.
Применяя дифференцированный подход в обучении, планирую большую работу проводить с одаренными детьми, чтобы не пройти мимо способности, таланта. Выявив этого одаренного ученика, буду проводить с ним более сложную индивидуальную работу. Используя все формы и методы своей работы: межпредметные связи, интеграцию и дифференциацию,  я хочу «достучаться» до души каждого ребенка и, прежде всего, выработать у него вкус. /4; 34/
С изменением парадигмы Казахстанского образования последних десятилетий произошли коренные перемены в образовательном процессе, и налицо у современной школы интерес к самобытным историческим, культурным и духовным ценностям нашей великой Родины. И возрождению этого интереса будет способствовать и преподавание музыки в школе.
Литература:
1.      Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе / Начальная школа. – 1991. – № 8. –  С. 48-51.
2.      Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в школе // Начальная школа. – 1989. –  № 3. – 64 с.
3.      Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков на уроках музыки// Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д: «Учитель», 2003. – С.63-69.
4.      Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007. – 170 с.