Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел


Урок по математике во 2 классе
Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
Составитель: Ваничева А.С.,
учитель начальных классов
2013 г.
Тип урока: ОНЗ.
Образовательная цель: Узнать правило (алгоритм) сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разряд столбиком.
Деятельностная цель: Составить алгоритм и научить им пользоваться.
Основные структурные элементы урока:
Новое знание: Правила сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разряд столбиком.
Пробное действие: Записать пример и попробовать его решить: 353 +132 =
Фиксация затруднения: Я не смог решить этот пример. Я решил, но не могу доказать, что решил верно.
Фиксация причины затруднения: Я не знаю алгоритм ,по которому могу правильно решить эти примеры.
Цель деятельности учащихся: Узнать алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Фиксация нового знания:
ПИШУ:…………..
СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) ЕДИНИЦЫ.
Результат пишу под единицами.
СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) ДЕСЯТКИ.
Результат пишу под десятками.
СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) СОТНИ.
Результат пишу под сотнями.
ОТВЕТ:…………..
ИЛИ:
16649703575050011823703575050069977035750500 С. Д, Ед.
±16649703841750011823703841750069977038417500

541020207010001023620207010005842020701000

18427702425700010299703937000
±о
19062702432050010267954000500
81407035687000о
19062702190750010267951587500
о

Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Начинается урок,
Он пойти вам должен впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Учитель: - Ребята, как вы понимаете фразу: «Пойти впрок?» Как её можно соотнести с вашей учебной деятельностью? Что значит, урок должен пойти впрок?
- Какие тайны работы с трёхзначными числами вы уже открыли?
Учащиеся: - Читать, записывать, выкладывать с помощью графических моделей, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать.
Учитель: - Можете ли вы сказать, что вы все тайны о трёхзначных числах открыли?
Учащиеся: - Нет
Учитель: Сегодня мы откроем ещё одну тайну при работе с трёхзначными числами.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель:- Но прежде чем узнать что-то новое, необходимо повторить кое-что из пройденного.
1).Сосчитайте в прямом порядке от 345 до 402, в обратном порядке от 605 до 597. 2) Запишите на планшетах предыдущее число 345, последующее число 402. 3). Запишите, какие числа стоят между числом 610?
4). Сколько единиц каждого разряда в числе 345 (3 единицы в разряде сотен, 4 единицы в разряде десятков, 5 единиц в разряде единиц). Запишите на планшете это число. 5). Запишите на планшете число, состоящее из 3 сотен,2 десятков и 4 единицах.(324).
Учитель:- Расскажите всё ,что вы знаете о числе 324.
Учащиеся: - Оно трёхзначное; натуральное; содержит 3 сотни, 2 десятка, 4 единицы; предыдущее число 323, последующее 325; сумма цифр этого числа – 9.
:Учитель: - Найдите модель числа 425, докажите свой выбор. (В числе 425 4 сотни – они изображены большими треугольниками, 2 десятка – 2 маленьких треугольника, 5 единиц – 5 точек).

Учитель: - Выложите графическую модель числа 324.
: - Выразите это число в различных единицах счёта.
Учащиеся: - 324= 3с. 2 дес. 4ед.
324=3с. 24ед.
324=32дес. 4 ед.
-Вспомните, как записывают числа в столбик при сложении двузначных чисел? (Единицы записывают под единицами , десятки под десятками).
Учитель: - Расскажите алгоритм (эталон) сложения (вычитания) двузначных чисел в столбик. Затем вешает на доску:
ПИШУ:…………..
СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) ЕДИНИЦЫ.
Результат пишу под единицами.
СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) ДЕСЯТКИ.
Результат пишу под десятками.
ОТВЕТ:…………..
17411701905000 -это модель десятка, о – это модель единицы ).
106807063881000Учитель вешает эталон сложения (вычитания) двузначных чисел столбиком на доску.
106807032575500±о
106807032893000100457024003000 о
о
Запишите примеры(столбиком) на планшете и решите их: 15 + 30 =
89 – 21 =
Учитель раздаёт каждому ученику листок с выражениями: Запишите выражения столбиком и решите их:
353 + 132 =
Во время выполнения задания дети фиксируют затруднение.
Поднимите руку те, у кого нет результата. В чём ваше затруднение?
- Поднимите руку те, у кого результат неверный. В чём ваше затруднение?
- Поднимите руку те, у кого есть результат, но не может доказать, что сделал правильно. В чём ваше затруднение?
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель: - Итак, какое задание мы выполняли?
Учащиеся - Мы попытались сложить трёхзначные числа столбиком.
Учитель: – У вас получилось? Нет. Почему? Я не знаю правила сложения трёхзначных чисел.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: - Какова же цель нашего урока?
Учащиеся: Узнать правило сложения трёхзначных чисел, записывая их столбиком.
Учитель: - Какая тема урока? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел).
Учитель: - Сегодня мы с вами будем складывать и вычитать трёхзначные числа.
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложенье.
Вычитанье, вычитанье!
Вычитанье как понять?
Это значит что-то надо
У чего-нибудь отнять.
Важные трёхзначные числа
Встали в ряд.
И такие числа
Мы будем складывать и вычитать.
А что нам понадобится для работы? (Составить план работы, вывести алгоритм сложения трёхзначных чисел ,пользуясь алгоритмом сложения двузначных чисел.)
Составляем план. Шаги плана перепутаны. Восстановите шаги плана.
Записать числа в столбик.
Сложить или вычесть.
Вычислить.
Дополнить уже известный алгоритм.
5. Реализация построения проекта.
Дети работают в группах.
Учитель: - Попробуйте усовершенствовать известный вам эталон. Затем посмотрим , что у вас получилось и обсудим.(Затем представитель от группы защищает свой проект).
После согласования групп эталон приобретает такой вид:16649709391650011823709391650069977093916500

424307031940500359537014160500 С. Д. ЕД359537028765500±16649703841750011823703841750069977038417500±о
42430704127500 ИЛИ:о
29540209969500541020207010001023620207010005842020701000
212407525590500138747510668000
о
Учитель: - Какое дополнение вы внесли в известный эталон? (Добавили сложение единиц разряда сотен.)
- Какой шаг нужно добавить к алгоритму сложения и вычитания двузначных чисел?(СКЛАДЫВАЮ СОТНИ.Результат пишу под сотнями.)- Давайте проверим наш эталон на вычитании трёхзначных чисел :564 – 153 =
Учитель открывает алгоритм:
1ПИШУ:…………..
2СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) ЕДИНИЦЫ.
Результат пишу под единицами.
3СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) ДЕСЯТКИ.
Результат пишу под десятками.
4СКЛАДЫВАЮ (ВЫЧИТАЮ) СОТНИ.
Результат пишу под сотнями.
5ОТВЕТ:…………..
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: - Правило вы открыли. Молодцы! Сейчас мы с ним поработаем. На планшетках записать примеры и решить их
353 + 132 =
564 – 153 =
Работа в парах по вариантам (один говорит, другой слушает):
749 - 403 =
+ 136 =
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Учитель: - Мы достаточно потренировались. Что дальше? (нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить насколько хорошо мы поняли правило сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
Учитель: - Выполните № 3 (1и 4 примеры) на стр. 50. Прочитайте задание. Какой вид записи выберите? ( В столбик).Дети работают в тетрадях. Затем проверяют по эталону.
Учитель: - Какие трудности возникли при решении примеров?(могут быть вычислительные ошибки при сложении и вычитании в пределах 10).
Учитель: – Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе « +».
8.Включение в систему знаний.
Учитель: - Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений,…)- Выполним № 4 (1 и 2 уравнения ) на стр. 51.Один ученик объясняет ход решения , остальные в тетрадях. Второе уравнение решают самостоятельно.
9. Рефлексия деятельности на уроке
Учитель: - Какие знания мы сегодня открыли на уроке?
- Как складывают и вычитают трёхзначные числа?
- Что помогло вам так легко построить новый эталон и понять его? (мы опирались на известный эталон сложения и вычитания двузначных чисел).
Учитель раздаёт каждому учащемуся листок, на котором изображено 2 лица.
3658870186690002731770186690000-2768601793240004330701096010005727701629410001499870162941000-10033080391000
453834544831000368427035941000452247029337000365887021717000
578485028702000281813025527000
59817021082000152527021082000
2960370-277368000
Кому было всё понятно на уроке и может рассказать другим, тот дорисует нос в форме !У кого остались затруднения, вопросы, тот дорисует нос в форме ?Кому урок понравился и было интересно на нём ,тот дорисует рот в форме УЛЫБКИ.
Кому урок не понравился, на нём было скучно ,тот дорисует рот в форме ПЕРЕВЁРНУТОЙ УЛЫБКИ.
Учитель: - Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел?
- Хорошо, я думаю, что мы это выясним на следующих уроках математики. Что нам осталось ещё запланировать? (Отработать новый способ дома, повторив алгоритм).Учитель задаёт домашнее задание, комментируя его.
Урок окончен! Всем спасибо!