Программа по внеурочной деятельности Техническое моделирование 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия «Лаборатория Салахова»
Рассмотрено:
на заседании кафедры
Протокол №1
от__________2016г.
Согласовано:

Утверждаю:
Приказ №
от_________2016г.


Заведующий кафедрой
Заместитель директора
по УВР
Директор

Н.Н.Боровикова
Н.Н.Боровикова
В.Ш. Салахов



Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Техническое моделирование»
на 2016-2017 учебный год




Направление: общеинтеллектуальное
Тип программы: компилятивная
Специалист, реализующий программу: Солодовникова Светлана Александровна, учитель технологии, высшая квалификационная категория
Класс, возраст: 6 классы (11-12 лет)
Количество учебных часов по программе: 34 часов





Сургут, 2016
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учащимися программы
« Техническое моделирование»
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа для занятий техническим творчеством и моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам технического творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности творческой деятельности;
учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости технической творческой деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения технической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для технического творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
Способы проверки планируемых результатов:
1.Тестирование.
2. Анализ продуктов творческой деятельности.
3. Выставки творческих учащихся.
4.Презентация творческих проектов.
Уровень результатов:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, умения работать в команде, выполнения социальных ролей, ожидаемых обществом.
Тематический план


Разделы программы
Кол-во часов

1.
Вводное занятие
1

2.
Графическая грамота
1

3.
Технические и технологические понятия
5

4.
Конструирование из плоских деталей
5

5.
Конструирование объемных моделей, предметов
6

6.
Техническое моделирование
6

7.
Технические игры и аттракционы
6

8.
Проектирование
4


Итого
34





Содержание программы внеурочной деятельности
«Техническое моделирование»:
Вводное занятие-1ч
Значение техники в жизни людей на примере различного вида транспорта и промышленного предприятия. Достижения современной науки и техники. Показ готовых моделей игр, выполненных ранее. Инструктаж по ТБ при работе с различными инструментами, станками и приспособлениями.
Материалы и инструменты
Общее понятие о производстве бумаги и картона, пиломатериалов и их применение. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах. Инструменты, используемые в работе с этими материалами. Правила использования и применения инструментов. Организация рабочего времени и места. Способы изготовления деталей и их сборка.
Практическая работа
Изготовление деталей машин и плоских игрушек с подвижными частями.
Графическая грамота-1ч
Чертеж, как язык техники. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различия между ними. Линии чертежа, их условные обозначения.
Понятия о разметке, способы разметки деталей. Проведение параллельных и перпендикулярных линий. Способы перевода чертежей. Чертежные инструменты и приспособления.
Практическая работа
Работы с использованием чертежных инструментов и приспособлений.
Технические и технологические понятия-5ч
Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общие понятия о процессе создания машин. Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном производстве.
Практическая работа
Изготовление познавательных технических игр. Изготовление технологических карт, технологических моделей.

Конструирование из плоских деталей-5ч
Понятия о конструктивных элементах, о проектировании расположения деталей технического устройства в одной плоскости. Создание конструкции контурной модели. Понятие о зависимости формы и назначения.
Практическая работа
Изготовление контурных моделей различных машин и геометрических фигур.
Конструирование объемных моделей, предметов- 6ч
Простейшие геометрические тела: ромб, цилиндр, куб, конус, пирамида, параллелепипед. Элементы геометрических тел. Основа предметов и технических устройств- это геометрические тела. Анализ формы технологических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Понятие о развертках простых тел.
Практическая работа
Изготовление геометрических фигур из картона. Создание макетов машин из этих геометрических тел. Изготовление из пластилина моделей разнообразной техники.
Техническое моделирование-6ч
Общие понятия о моделях и моделировании. Построение модели - обязательная часть конструирования, творчества исследования. Понятие о машинах, механизмах и их узлах. Различие между всем этим. Основные элементы механизмов и их взаимодействие.
Практическая работа
Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых деталей. Склеивание моделей из пластмассовых и деревянных деталей.
Технические игры и аттракционы-6ч
Виды настольных игр. Знакомство с образцами, рисунками и чертежами настольных игр. Способы изготовления игр.
Проектирование-4ч
Виды настольных игр. Знакомство с образцами, рисунками и чертежами настольных игр. Способы изготовления игр.
Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетной выставке технического творчества. Проведение выставки творчества учащихся.

Календарно – тематическое планирование



Дата
по плану
Дата по факту
Тема занятия


Форма проведения



1.
2.09

Вводное занятие.
Вводное занятие.
Материалы и инструменты

Практическая работа

2.
6.09

Графическая грамота.

Конструкторско-технологическая документация.
Понятие о разметке
Практическая работа

3.
13.09

Технические и конструкторско-технологические понятия.
Процесс конструирования и создания машин.
Практическая работа

4.
20.09

Конструирование.
Элементы конструирования
Практическая работа

5.
27.09

Конструкторские разработки.
Условия конструкторской разработки по заданию.
Практическая работа

6.
4.10

Создание машин.
Общие понятия о процессе создания машин.
Практическая работа

7.
11.10

Технологический процесс.
Основные виды материалов, применяемые в промышленном производстве.
Практическая работа

8.
18.10

Конструирование из плоских деталей.


Понятие о контуре, силуэте технического объекта, о конструктивных элементах.
Практическая работа

9.
25.10

Изготовление контурных технических объектов по шаблону.
Форма и ее закономерность .
Практическая работа

10.


Изготовление технических объектов из плоских деталей по рисунку и чертежу.
Поэтапное выполнение.

Практическая работа

11.


Изготовление моделей.
Изготовление моделей: катера, самолетов из бумаги.
Практическая работа

12.


Изготовление контурных моделей.
Изготовление контурной модели автомобиля.
Практическая работа

13.


Конструирование объемных предметов.

Геометрические тела и их элементы. Развертки геометрических тел.
Практическая работа

14.


Геометрические тела.


Изготовление геометрических тел. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов.
Практическая работа

15.


Макет.

Изготовление макета технического объекта из готовых коробок.
Практическая работа

16.


Макет и геометрические фигуры.
Изготовление макетов технических объектов путем сочетания геометрических фигур и тел.
Практическая работа

17.


Технические объекты.
Изготовление макетов технических объектов.
Практическая работа

18.


Объемные модели.
Изготовление объемных моделей по выбору учащихся: ракеты с конической головкой, лодки плоскодонки, автомобиля, самоходного танка, грузового автомобиля.
Практическая работа

19.


Техническое моделирование.

Общее понятие о моделях и моделировании.
Практическая работа

20.


Понятие о машинах и механизмах.

Основные элементы механизмов и их взаимодействие. Конструктивные элементы детали.
Практическая работа

21.





Способы соединения деталей.

Понятие о стандарте и стандартных деталях.
Практическая работа

22.


Сборка модели.
Склеивание – неразъемное соединение. Обработка отдельных деталей модели. Склеивание отдельных сборочных единиц модели.
Практическая работа

23.


Зачистка швов модели.
Отделочные работы.
Практическая работа

24.


Окраска модели.

Подготовка модели к окрашиванию. Оформление модели.
Практическая работа

25.


Технические игры и аттракционы.

Основные технологические операции при изготовлении динамической игрушки.
Практическая работа

26.


Динамической игрушки.
Изготовление динамической игрушки.
Практическая работа

27.


Технические аттракционы.


Технологические операции при изготовлении технического аттракциона.
Практическая работа

28.


Изготовление технического аттракциона.
Поэтапное выполнение.

Практическая работа

29.


Настольные игры.
Виды настольных игр.
Практическая работа

30.


Изготовление настольных игр.
Поэтапное выполнение.
Практическая работа

31.


Проектирование.
Поэтапное выполнение проекта.
Практическая работа

32.


Алгоритм творческого проекта
Выполнение проекта.
Практическая работа

33.


Оформление творческих проектов.

Практическая работа

34.


Выставка.
Отчетная выставка. Защита творческих проектов.










































Лист корректировки

рабочей программы


№ урока
Название темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту





















































Рекомендуемая литература.
Литература для педагога:
1. Автомобильный моделизм/Под ред.З.Я. Псахиса.- М.: ДОСААФ, 2000.
2. Автомодельный спорт. Правила соревнований.- М.: ДОСААФ, 2012.
3. Бекман В.В. Гоночные автомобили.- Л., 2014.
4. Гаевский О.К. Модельные двигатели.- М.: ДОСААФ, 2015.
5. Гусев Е.М., Осинов М.С. Пособие для автомоделистов.- М.: ДОСААФ, 2012.
6. Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. - М.: ДОСААФ , 2000.
7. Калинина И. Двигатели для спортивного моделизма. - М.: ДОСААФ , 2014.
8. Клеметовский Г. Модели автомобилей с резиновыми и пружинными
двигателями.- М.: ДОСААФ, 2015.
9. Отряшенко Ю.М. Как сделать модель радиоуправляемой.- М.: ДОСААФ, 2013.
10. Псахиса З.Я. Автомоделизм. – М.: ДОСААФ, 2013.
11. Псахис З., Суханов А., Дьяков А., Клеметовский Г., Демкин Е.,
Селевко Г.К. Развитие автомобильной промышленности России: Беседы
(методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования).-
Волгодонск: Техника, 2000.
12. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 2015.
13. Филиппович В.- Поршневые моторы для моделей.
- М: Оборонная промышленность, 2016.
14. Журнал «Моделист-конструктор».
15. Журнал «Юный техник».
16. Приложение к журналу «ЮТ» «Левша».
Литература для учащихся:
1.Технология. Индустриальные технологии: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.-М.:Винтана-Граф, 2012.-192с.: ил.
2.Журналы « Моделист –конструктор»
3. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить.-М., 2000.
4.Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. М., 2009.










Заголовок 215