Конспект НОД по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему: «В гостях у сказки «Лиса и журавль» (средняя группа)


Конспект НОД по реализации образовательной области
«Чтение художественной литературы» на тему:
«В гостях у сказки «Лиса и журавль»
(средняя группа)
Программное содержание:
1.Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; углублять интерес детей к литературе.
2.Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, воображение; поддерживать желание отражать свои впечатления, развивать творческие способности через театрализованную деятельность;
3. Воспитывать интерес к художественному слову.
Задачи образовательных областей
Познание
Обогащать сенсорный опыт детей, используя сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.Социализация
Обогащать представления детей с помощью детской литературы, развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать её, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что произойдет дальше, передавать диалоги героев; участвовать в театрализации, мимикой и жестами, движениями передавать состояние персонажей.
Коммуникация
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении; развивать связную монологическую и диалогическую речь при пересказе сказки, отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи; воспитывать желание использовать интонационную выразительность; развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой.
Словарная работа
Званый пир, потчевать, не обессудь, окрошка, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и откликнется.Материал
Следы с загадками, иллюстрации лисы и журавля, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и журавля, видеопрезентация сказки «Лиса и журавль»
Ход НОД : Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите? На чём же мы отправимся?
Дети: На автобусе, на автомобиле, …..
Воспитатель: Но мы же отправляемся в сказку, этот транспорт нам не подойдет - нужен сказочный транспорт.
Дети предлагают сказочные виды транспорта
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это шуршит, появляется сказочная улитка, которая говорит, что она принесла в подарок ковёр-самолёт.
Воспитатель: мы отправимся в сказку на ковре-самолете.
(Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка)Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами в сказке. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, что это здесь?
Дети: следы.
Воспитатель: а чьи они?
Дети: животных, птиц.
Воспитатель: Правильно посмотрите, они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему домику. А чтобы узнать, кто живёт в этих домиках, нужно отгадать загадки.
1 Загадка
 Живет в лису, у нее острая мордочка,
чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)

Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом. (Лиса)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)2 Загадка
Покрыт весь перьями,
есть у него две длинные ноги
и длинный клюв и крылья. (Журавль)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное.
Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?
Дети: в сказке.
Сейчас я  вам покажу русскую народную сказку о животных, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль».
«Лиса и журавль». (Показ видеопрезентации сказки).
Воспитатель: Вам понравилась сказка? А в сказке были необычные слова?
Дети: да
Воспитатель: А как вы думаете, что обозначают эти слова: (беседа и обсуждение непонятных для детей слов).
«званый пир» - обед в гостях
«стряпала» - варила
«не обессудь» - не вини, не суди
«потчевать» - угощать
«досада» - обида
«не солоно хлебала» (ни с чем)
Воспитатель:  Скажите почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?
Дети: Она хотела с ним подружиться.
Воспитатель:  Каким голосом она позвала его?
Дети: Хитрым, сладким.
Воспитатель: - Приходи, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу! Попробуйте позвать журавля таким же голосом (воспитатель опрашивает несколько детей).
Воспитатель: Чем она его потчевала (угощала)? (Ответы детей)
Воспитатель: А это полезная еда, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать  блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом - дети делают вывод, что нет)
Воспитатель: Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным. Каким тоном отблагодарил лису журавль?
Дети: С обидой в голосе.
Воспитатель: - Ну, спасибо, кума, и на этом! (опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)
Воспитатель: А с какой интонацией в голосе, журавль пригласил лису?
Дети: тоже с хитройВоспитатель: -  Теперь ты приходи ко мне в гости. (Опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)
Воспитатель: Чем угостил лису журавль? (Окрошкой)
Воспитатель: А это полезная еда, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?
Дети: нет, горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью предмета похожего на клюв)
Воспитатель: Правильно ребята мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши (ни с чем).  Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.
ФизминуткаВоспитатель: Ребята, давайте покажем лису и журавля
Как Лиса
У лисицы острый нос  (дети показывают двумя руками нос, соединив пальцы ладоней)
У нее пушистый хвост волнообразные движения руками
Шубка рыжая лисы
Удивительной красы поглаживание воображаемой лисы
Как Журавль
Длинноногий, длинношеей важно ходит тут и там,
по болотам по полям (подняв голову, руки назад, колени поднимаем высоко)
Воспитатель: А сейчас послушайте ещё раз сказку, посмотрите на иллюстрации они помогут вам рассказать сказку.
Воспитатель: Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку. Сейчас мы нашу сказку оживим. Я буду автором. (Проигрывание сказки).
Молодцы ребята вы были как настоящие актёры, но наша сказка закончилась, и путешествие подошло к концу нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте пройдем на ковер.
Воспитатель:  Ребята, скажите, а где мы сегодня с вами побывали? (Ответы детей)
Воспитатель: У кого в гостях мы были? Мы были в гостях у Лисы и журавля.
Воспитатель: А что они делали? (Ответы детей).
Воспитатель: Почему же они не подружились. (Ответы детей).
Воспитатель: А как бы вы поступили? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели в детский сад. Молодцы ребята! Вы все были сегодня активными, внимательными, правильно отгадывали загадки.