Рабочая программа по информатике 11 класс. Учебник И.Г. Семакин


ПРОГРАММА КУРСА «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
общеобразовательный курс (базовый уровень) для 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ в 11 классе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по технологии и Примерной программы среднего (полного) образования по технологии для базового уровня, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Ивантеевки , является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах
Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г, Хеннер Е.К., обеспеченной учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Компьютерный практикум для 10-11 классов.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.Цели и задачи реализации учебного предмета
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
Место предмета в базисном учебном плане
. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Требования к усвоению учебного материала
Тема 1. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС, области приложения ГИС
- как устроена ГИС, приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД), какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД, что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей
- создавать отчеты
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в MS Excel)
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Система оценки достижений учащихся
Контроль знаний учащихся осуществляется с помощью фронтальных опросов, самостоятельных работ по решению задач (продолжительностью 20 мин), контрольных работ (продолжительностью 45  мин). Контроль практических навыков работы на компьютере осуществляется по возможности с помощью практического задания, выполнение которого занимает не более 25 минут.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся
   -  правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
   -  правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
   - строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
   -  может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
   - ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;   -  обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
-  правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-  умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
 -  допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-  допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
 
Оценка письменных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся:
-  выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
 -  допустил не более 15% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 35% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
-  выполнил работу в полном объеме, верные ответы составляют от 40% до 65% ответов от общего числа заданий;
 -  если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
-  работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 40% от общего числа заданий;
-  работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 40% от общего числа заданий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс – 34 часа
Тема (раздел учебника) Всего часов Контрольные работы., тесты, срезы, проверочные работы Теория Практика (обучающие работы)
1. Технология использования и разработки информационных систем. Интернет как глобальная ИС 13 К.Р.№1 «Интернет как глобальная информационная система» 6 Работа 3.1 Гипертекстовые структуры
Работа 3.2 Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями
Работа 3.3 Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц.
Работа 3.4 Интернет: сохранение загруженных web-страниц
Работа 3.5.Интернет: работа с поисковыми системами
Работа 3.6. Интернет: создание web-сайта с помощью MS Word
Работа 3.7. Создание web-сайта на языке HTML
2. Технология использования и разработки информационных систем. База данных – основа ИС. 11 К.р. №2 «. База данных – основа ИС.» 5 Работа 3.8. Поиск информации в геоинформационных системах
Работа 3.9. Знакомство с СУБД MS Access
Работа 3.10. Создание базы данных «Приемная комиссия»
Работа 3.11 Реализация простых запросов с помощью конструктора
Работа 3.12 Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой
Работа 3.13. Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
Работа 3.14. Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей
Работа 3.15. Создание отчета
3. Технология информационного моделирования 5 К.р.№3 «Технология информационного моделирования» 2 Работа 3.16. Получение регрессионных моделей в MS Excel
Работа 3.17. Прогнозирование в MS Excel
Работа 3.18 Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel
Работа 3.19 Решение задачи оптимального планирования в MS Excel
4. Основы социальной информатики. Повторение 3 Самостоятельная работа «Основы социальной информатики» 2,5 5. Итоговая контрольная работа 1 К.р. №4 Итоговая за курс 11 класса 1 6. Повторение 1 1 Рабочей программой предусмотрено: контрольных работ – 4, самостоятельных работ – 1.
Содержание курса
1. Технология использования и разработки информационных систем. Интернет как глобальная ИС (13 часов)
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.
Интернет как информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.
Геоинформационные системы. Работа в ГИС.
2. Технология использования и разработки информационных систем. База данных – основа ИС (11 часов)
База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.
3.Технология информационного моделирования (5 часов)
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.
Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.
Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.
4.Основы социальной информатики (3 ч.)
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере.
5.Повторение(1 час)
Учебно-методическое обеспечение курса
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2012.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/Составитель М.Н. Бородин– Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.- 448 с.
Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/Сайт Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
ЕГЭ по информатике 2014. (http://infoegehelp.ru/)
http://решуегэ.рф/ - образовательный портал для подготовки к экзаменам
Программное и аппаратное обеспечение
Аппаратные средства:
Компьютер
Принтер
Звуковые колонки
Сканер
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
Операционная система Windows 7, включающая файловый менеджер, мультимедиа-проигрыватель, браузер, почтовый клиент, текстовый  редактор блокнот,
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, табличный процессор, растровый и векторные графические редакторы, программу для создания презентаций, программу для создания базы данных.
Система оптического распознавания документов.
Cреда программирования TurboPascal.
Среда для работы с алгоритмическими исполнителями.

Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата
11а 11б
План Факт План Факт
1 Понятие информационной ситемы (ИС). Классификация ИС        
2 Гипертекст        
3 Гипертекст        
4 Интернет как глобальная информационная система        
5 Коммуникационные службы интернета        
6 Информационные службы интернета        
7 World Wide Web - Всемирная паутина        
8 Средства поиска данных в интернете        
9 К.р. №1 "Интернет как глобальная информационная система"        
10 Web-сайт-гиперструктура данных        
11 Содание Web-сайта с помощью Microsoft Word       
12 Содание Web-сайта на язые HTML        
13 Геоинформационные системы. Поиск информации в геоинформационных системах        
14 База данных-основа информационной системы        
15 Знакомство с СУБД Access. Заполнение БД. Сортировка. Фильтры.        
16 Создание БД"Приемная комиссия"        
17 Проектирование многотабличной базы данных. Отношения и связи. Схема базы данных. Целостность данных        
18 Создание многотабличной базы данных. Работа с формой        
19 Запросы как приложения ИС        
20 Логические условия выбора данных        
21 Реализация простых запросов с помощью конструктора        
22 Реализация сложных запросов к базе данных        
23 Запросы нам удавление. Создание отчета        
24 К.р.№2 "База данных-основа информационной системы"        
25 Моделирование зависимостей между величинами. Статистическое прогнозирование.        
26 Получение регрессионных моделей в MS Excel. Прогнозирование по регрессионной модели        
27 Моделирование корреляционных зависимостей        
28 Модели оптимального планирования        
29 К.р. №3 "Технологии информационного моделирования"        
30 Социальная информатика        
31 Социальная информатика        
32 Подготовка к итоговой контрольной работе        
33 Итоговая контрольная работа № 4        
34 Анализ контрольной работы. Повторение