Статья по математике на тему Методика использования арифметических ребусов для интеллектуального развития учащихся 3-4 классов

Методика использования арифметических ребусов для интеллектуального развития учащихся 3-4 классов.
Шамгулова Айгуль Фатиховна

Аннотация: Статья определяет методику использования арифметических ребусов для интеллектуального развития учащихся.

Ключевые слова: психологическое арифметика, развитие, интеллект, ребусы.

Актуальностью исследования является развитие способов интеллектуальной работы в ходе усвоения математического содержания, последовательность предлагаемых видов учебных задач существенно меняется. Проблему повышения умственной активности следует решать в первую очередь, так как условием благополучно проделанного, образцового урока является собственно активность обучающихся, их заинтересованность на уроке. В случае если же эту проблему игнорировать, то вероятны большие трудности в процессе последующих уроков такие, как невнимательность, кратковременное сосредоточение на определенной теме, нежелание принимать участие в беседах, дискуссиях, проводимых на занятии и главное недопонимание самого предмета.
В условиях перехода на федеральный государственный стандарт нового поколения возникает проблема умственного формирования обучающихся младшего школьного возраста с использованием новых способов и методов. Использование арифметических ребусов на уроках математики становится эффективным условием развития мышления обучающихся, а кроме того способствует выработке заинтересованности к изучению математики. Анализ методических пособий указывает, что данная проблема недостаточно изучена.
Цель исследования: разработать и реализовать методический инструментарий по использованию арифметических ребусов для интеллектуального развития учащихся 3-4 классов.
Для достижения цели в процессе изучения определены следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить роль арифметических ребусов для интеллектуального развития учащихся;
3) ознакомиться с опытом работы преподавателей начальных классов по использованию арифметических ребусов у учащихся 3-4 классов;
4) провести опытно-педагогическую работу по применению арифметических ребусов для интеллектуального развития учащихся;
5) разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию арифметических ребусов при изучении курса математики в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
1) приведены в систему накопленный опыт работы преподавателей начальных классов;
2) выделены значения арифметических ребусов, применяемые с целью выявления интеллектуального развития учащихся, систематизированы арифметические ребусы, ориентированные на ребят;
3) применение арифметических ребусов апробированы в ходе опытно-педагогической работы и доказана возможность использования их учителями начальных классов, студентами и учителями педагогического института.
Методологической основой исследования представлены положения отечественной психологии и педагогики сформулированной в теории формирования поэтапных умственных действий Гальперина, в теории развития творческих способностей Лейтеса, в методике «Интеллектуальной лабильности» Карелина.
В ходе исследования использовались следующие методы исследования:
1) Теоретические: изучение научной педагогической и психологической литературы и первоисточников; индуктивный способ обобщения информации; цитирование, анализ психолого - педагогической литературы; изучение продуктов деятельности учащихся;
2) Эмпирические: анкетирование, тестирование, интервьюирование; применения диагностических методик изучения уровня интеллектуального развития; метод математической обработки материала, собранного в ходе опытно – экспериментальной работы.
Для диагностики интеллектуального развития существует множество методик (они, как правило, называются тестами интеллекта).
Школьный тест умственного развития (ШТУР) является широко используемой у нас в стране методикой. Этому способствует прежде всего приемлемый объем заданий, доступность стимульного материала, однако для оценки интеллектуальных умений он не совсем подходит, так как ШТУР направлен скорее на измерение уровня обученности учащихся, объема конкретных знаний в рамках школьной программы. Другими словами, успешность выполнения учащимся данного теста во многом зависит от того, как его обучали. Поэтому как наиболее приемлемые для диагностики интеллекта мы выбрали Групповой Интеллектуальный тест Дж. Ваны и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он использовался нами для диагностики интеллектуального развития учащихся 3-6 классов (нормативные шкалы для российских школьников исследовались под руководством Кудрявцевой Н.А.).
ГИТ содержит 7 субтестов: 1) Исполнение инструкций (4 мин), 2) Арифметические задачи (6 мин), 3) дополнение предложений (5 мин), 4) определение сходства и различия понятий (1,5 мин), 5) числовые ряды (4 мин), 6) установление аналогий (3 мин), 7) символы (4 мин). Общее время выполнения заданий 27,5 минут, то есть при предварительной подготовке методику можно провести за 1 урок.
Основываясь на опыте применения ГИТ, следует подчеркнуть его положительную сторону, связанную с измерением широкого спектра интеллектуальных умений, психических процессов и приобретенных знаний. Так, например, субтест «Символы» позволяет оценивать развитие внимания, проверяются скоростные возможности выполнения простой умственной работы. Субтест «Установление аналогий» позволяет судить об уровне развития мыслительных операций. О развитии мышления у учащихся можно также судить по результативности выполнения 5 субтеста («Числовые ряды»), где для успешного решения требуется быстро установить закономерность последовательности чисел. Кроме того, этот субтест позволяет проверить владение учащимся навыками быстрого счета, выявляет умение находит логические закономерности. Субтест «Арифметические задачи» проверяет главным образом математические навыки, сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения.
К недостаткам теста ГИТ можно отнести ограниченный круг его применения - в основном, это дети 8-10 лет (нормы приводятся для учащихся 3-4 классов).
Математические ребусы обычно используются для развития [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у школьников, поскольку их решение построено на логических рассуждениях. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности
Задачи, представленные в занимательной форме, очень интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью, неочевидностью ответа. Появляется желание совершить пусть даже нелёгкий путь поиска решения. Занимательность и строгость вполне совместимы. Каждое самостоятельно решенное задание – это возможно, небольшая, но всё же победа.
Материал данной работы может быть использован на уроках, на занятиях математического кружка и для подготовки к олимпиадам.
Цель работы достигнута, установленные задачи реализованы. Работа будет иметь практическую важность и теоретическую значимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксючиц С.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности в процессе решения проектных задач // Начальное образование. – 2015.
· №1. – С.28-35.
Асадуллин Р.М. Человек в зеркале педагогики / Асадуллин Р.М. Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы. – М.: Наука, 2013. – 247 с.
Виноградова Н.Ф. Внеурочная деятельность в свете Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования // Начальное образование. – 2011. - №5. – С. 6-8.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 2011. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).
Иванова О.А., Толстолужинская С.Б. Интеграция в образовании и науке: история и современность // Химия в школе. – 2012. – № 1. – С.38-43.
Илюхин Б.В. Оценка качества образования и принцип разумной достаточности // Народное образование. – 2012. – №6. – С.118-126.
Калинина Е.А. Плюсы и минусы метода взаимного обучения в России в первой половине XIX в. // Начальная школа.
· 2014.
· №11. – С.77-85.