Образовательный материал


Из обобщения личного опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Большегривская СОШ» Макаровой Нины Николаевны
Создание ситуации успеха при выполнении творческих работ
как одно из условий формирования речевой компетенции и личностного развития обучающихся.
В настоящее время развитие творческого потенциала личности весьма актуально. Специалисты приходят к выводу, что необходимо стимулировать рост творческих возможностей ребенка, создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, речевой компетенции, которые создают основу становления личности» (Д.Б. Богоявленская).
Проработав в школе несколько лет, не сложно заметить, что выполнение творческих работ по русскому языку и литературе у большинства учеников вызывает затруднение. Обучающиеся не всегда могут точно выразить свою мысль: правильно построить предложение, избежать повторов, подобрать в контекст нужное слово, часто нарушают словообразовательные, морфологические, синтаксические нормы. В результате появляются грамматические, речевые ошибки и вслед за ними разочарование и неуверенность в себе. Всё это заставляет задуматься над тем, как помочь воспитанникам раскрыть свои способности (я верю, что все дети талантливы), быть понятыми окружающими. Хочется, чтобы творчество не пугало, а доставляло удовольствие. Поэтому стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя сотрудником и учителя, и обучающихся, при этом занимаю позицию заинтересованного читателя. Попытки воспитанников выразить свою индивидуальность, в том числе в сочинениях и изложениях, очень радуют.
За годы работы в школе определила для себя стратегию по созданию условий развития речевой компетенции обучающихся. На первоначальном этапе считаю необходимым довести до учеников понятие образного мышления. Знакомство с выразительными средствами в произведениях поэтов и писателей помогает детям увидеть, что метафоричность текста зависит от умения автора воспринимать весь мир как живое существо: вести с ним диалог, советоваться … Для сближения с природой провожу по примеру других коллег уроки в роще, где слушаем, как шепчет ветер, дышат деревья, наблюдаем танец листьев, полёт облаков…, использую игру «Я в предлагаемых обстоятельствах». Младшие школьники живо откликаются на такой вид работы, проявляя необыкновенную фантазию. Поверхностная описательность в письменных работах пусть не сразу, но все же сменяется поэтической образностью: чаще используются метафоры, эпитеты, олицетворения. (Пятиклассники не всегда сами могут определить, какое же литературное средство они использовали, поэтому аргументируют по-своему: « Но так же красивее, понятнее»). Постепенно в своих работах дети раскрываются все больше и больше.
Реализуя ситуацию успеха на уроках русского языка и литературы, стремлюсь сделать их эмоционально привлекательными для учащихся, заинтересовать самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к своему творчеству, чтобы достижения одного урока становились стимулом для работы на следующих занятиях. Опираясь на творческие работы, в которых дети анализируют свои жизненные впечатления, могу судить о личностном развитии своих учеников. Никогда не говорю воспитаннику, что его рассуждения неверны, предлагаю найти более точные аргументы для доказательства своей точки зрения, при этом благодарю за то, что он помог всем, в том числе и мне, взглянуть на тему или проблему по-новому. ( Читаю в газах своих учеников удовлетворение или благодарность за то, что необычность их суждений вызывает уважение и интерес)
Порой в своём творчестве дети обозначают собственные проблемы. Доверяя одноклассникам свои мысли и чувства, они ищут понимания, поддержки, а чаще ответа на волнующий их вопрос. И очень важно, чтобы ученик встретил единомышленника или смог кого-то удивить. Вот один из таких примеров. « Если бы я была птицей, если б мне крылья, улетела бы из этого серого мира, ведь мне здесь неинтересно. Человеком в этом мире быть сложно. Разве что только одно родное чувство в жизни – наслаждение музыкой. Однако не всем дано понимать чувства. И жаль, что…» Согласитесь: для пятиклассницы не по возрасту взрослые мысли. Вряд ли кто-нибудь из сверстников их поймёт. Вот тут-то и важно нужное слово учителя, чтобы ребёнок, раз раскрывшись, не замкнулся в себе, ощутил уважение к своему миру чувств, мыслей и хотя бы желание понять его. Так в учащихся зарождается «некое качество», позволяющее им стать «творцами» собственного текста (это и есть проявление личностного становления). С интересом наблюдаю духовный и творческий рост своих воспитанников, открывая при этом новое и для себя.
Работа над сочинениями и изложениями является одним из видов творческой деятельности, отражающей индивидуальные черты личности: темперамент, воображение, способность к аналитическому мышлению. При проверке подобного рода заданий следует учитывать эти особенности обучающихся. Анализируя работу, важно учить классифицировать речевые ошибки (обучать навыкам классификации можно начинать уже в пятом классе). Указывая на повторяющиеся недочеты, педагог может помочь обучающимся прийти к правильному решению (на полях тетради предлагаю варианты исправления ошибок прежде всего тем ученикам, кому самостоятельно справиться сложно). В этом случае учитель выступает в роли соавтора, «сокорректора», поддерживая желание ребят к поиску.
Проверяя задания, необходимо обратить внимание на положительные моменты в работе каждого. Это тем более необходимо, если работа очень слабая. Учитель должен найти хотя бы одну фразу, заслуживающую внимания и похвалы. Для большей наглядности можно использовать какое-либо условное обозначение (удачные фразы, микротемы, примеры использования выразительных средств и т.д. выделяю чернилами другого цвета).
Обучающиеся с особым нетерпением и интересом ожидают результата, с удовлетворением отмечают наличие этих обозначений в своей работе. Каждый видит, что его творчество может служить образцом для другого, пусть даже это всего одна фраза. В этом случае повышается его самооценка: «я могу», «я успешен». Для ребёнка это очень важно. А педагогу несложно проследить творческий рост своих воспитанников. На уроке, посвященном анализу сочинений и изложений, всё, что отмечено учителем, зачитывается вслух, обращается внимание на особенности контекста, в том числе и языковые средства. У всех желающих есть возможность пополнить своими удачными «находками» «Творческую копилку». («Творческая копилка» может быть в виде папки, журнала, электронной страницы и др.) Материалы из копилки доступны для каждого ученика.
Не менее важно видеть причину недочётов. Работу с типичными речевыми ошибками лучше предложить всему классу. При этом каждый должен попытаться найти свой вариант исправления. Затем желающие могут работать в парах, исправляя поочередно недочеты в каждой работе, или индивидуально, корректируя собственные ошибки. Необходимую помощь оказывает учитель или группа консультантов из числа наиболее теоретически подготовленных обучающихся.
В течение года (в 5 классе) мы с учениками работаем над составлением памятки по исправлению речевых ошибок, постепенно вносим дополнения. При этом учитывается мнение каждого, поэтому все принимают выработанные правила и стараются придерживаться их. Постепенно мои воспитанники учатся правильно и красиво выражать свои мысли.
Если ученики поймут, что методом проб и ошибок можно прийти к желаемому результату, то данную деятельность будут воспринимать не как неприятную обязанность, а как возможность раскрыть и реализовать индивидуальные способности. Свои «перлы» из рубрики «Нарочно не придумаешь» дети всегда читают с улыбкой.
Чувство удовлетворения только тогда оставляет след в душе ребёнка, когда достижение его связано с преодолением определённых трудностей. Уроки осмысления проделанной работы не просто традиционное исправление ошибок, а помощь педагога в осознании учащимися того, что получилось и что ещё требует совершенствования. Не менее значимым является и установление доверительного общения между учителем и каждым учеником.
Создание на уроках развивающей речевой среды, использование при этом работы с ученическими текстами (анализ, редактирование), помогает в формировании речевой компетенции обучающихся, стимулирует их к раскрытию творческих способностей. Обращение к миру слова является основой этой работы, а уроки развития речи играют значимую роль в формировании личности. Твердо верю, что творчество - это всегда поиск, радость открытий, и потому с удовольствием помогаю ученикам искать СЕБЯ и открывать для СЕБЯ мир.