Методическая разработка для педагогов дополнительного образования Игра – эффективное средство формирования и сплочения коллектива


Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Краевой Центр развития творчества
детей и юношества имени Ю.А.Гагарина»
УТРЕЖДАЮ
Директор ГБУ ДО КЦРТДиЮ__________Г.В.НайденкоМетодическая разработка
для педагогов дополнительного образования
«Игра – эффективное средство формирования и сплочения коллектива»
Ставрополь, 2016
Игра – самостоятельная форма деятельности людей имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Американский философ Герберт Спенсер считал, что игра является способом изживания накопившейся у ребёнка энергии, которую некуда больше девать, потому что от деятельности по удовлетворению своих потребностей он освобождён взрослыми. Другая теория, которая усматривает биологическую полезность игры в том, что она – как бы естественная школа воспитания. Бюллер говорил, что к игре понуждает удовольствие, которое организм получает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра – способ символического удовлетворения ребёнком его реально неудовлетворённых желаний. Советский психолог Л.С. Выготский полагал, что игра вырастает из противоречий между социальными потребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры – просто инстинкт подражания, а другие видели в ней способ осваивания ребёнком реальности. Игра – это всегда удовольствие, а значит – отсутствие насилия. «Знания, даваемые насильно, душат разум», - сказал Анатоль Франс. Соглашаясь с ним, можно сказать, что играя человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума.
Игры берут начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Именно здесь родились Олимпийские игры. Платон даже обожествлял игры, считая их привилегией богов. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный собор XVI в. скоморошьи потехи, в XVII в. царь Алексей Михайлович вообще их запретил. После Петра I «бесовские игры были запрещены. Однако игры невозможно было вытравить, и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Сегодня игра стала одним из распространенных видов отдыха и развлечения благодаря средствам информации и особенно телевидению. Игра – ведущая деятельность ребёнка и основа развития. Необходимость игры для ребёнка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознате5льности», - говорил известный педагог В.А. Сухомлинский.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра – характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, её границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо чёткое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные.
Игра нравится и взрослым, и детям. Все испытывают огромный душевный подъём и волнение, явление «сопереживания» захватывает, происходит психологическое «перенесение» в процессе игры. Игра – великая и могучая, волшебная и неповторимая, овеянная солнечной романтикой.
История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом – игре. О знаменитой пирамиде Хеопса знают все. А игра? Игра – игрушка – одно из интереснейших явлений культуры. Она очень стара, ей столько же лет, сколько и всему человеческому роду. Игра, как тень, родилась вместе с ребёнком, стала его спутником, верным другом. Но мы называем её чудом света не за долголетие. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня за колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные.Педагогическое значение игры ещё и в том, что эта технология позволяет педагогу освоить для себя новую позицию, выйти на новый уровень. От традиционной формулы «Я – над вами» игровое пространство позволяет педагогу перейти на развивающий уровень «Я вместе с вами». Игра становится совместным полем деятельности педагога и воспитанника: автором игры, как правило, выступает педагог, а творческое обогащение содержания игры остаётся за воспитанником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности – не просто творчество, а совместное творчество педагога и воспитанника, которое позволяет не только освоить содержательное пространство изучаемого предмета, но и способы решения проблем межличностных отношений. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практике.
Игра – явление многогранное, это одно из эффективных средств в деле становления личности, формирования и сплочения детского коллектива. Игра не только вид деятельности, но и способ эмоционального самовыражения, форма общения. Важно то, что игра представляет собой не только метод активного обучения, но и форму познавательной деятельности детей. Игровая деятельность детей – наиболее привлекательный способ познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте.
В игровой технологии выделяют следующие компоненты:
Компонент игровой технологии: Структурные элементы игры:
Мотивационный Установочный элемент игровая ситуация
Ориентационно-целевой Задачи игры
Содержательно-операционный Правило игры, игровые действия
Ценностно-волевой Игровые состояния
Оценочный Результат игры
Виды игр на сплочение детского коллектива многообразны.
Игра – это, с одной стороны, фактор личностного развития, а с другой - итог коллективного творчества. Наиболее важная особенность интерактивных игр - их психологическая составляющая, которая предполагает создание психологически благоприятного «климата», создание «обратной связи», наличие взаимопонимания и взаимодействия. Игра во взаимосвязях и на основе сотрудничества и сотворчества, выполняет следующие функции:
Коммуникативная (создание и развитие детского коллектива, освоение сферы общения).
Релаксационная (снятие эмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы).
Развивающая (развитие интеллектуальных качеств личности).
Воспитывающая (развитие духовно – нравственного здоровья личности, тренинговые формы воспитания).
Познавательная (получение новых знаний, умений, навыков).
Функции педагога в играх:
Инструктивная
Оценочная
Тренерская
Руководящая
Игры реализуются через формы обучения: КВН, Поле чудес, занятие - игра, занятие-путешествие, занятие-соревнование, занятие-викторина, Что? Где? Когда?
Игра – сфера активного обогащения личности, её творческого развития, форма социально-ролевой деятельности. В игре не только познаётся окружающий мир, но и создаются уникальные возможности для проявления своей личной позиции, своего «Я».
В процессе освоения игр происходит самовоспитание детей, ведь правила этих игр предполагают формирование требований к себе как личности, уважающей и знающей особенности творческой деятельности в коллективе, стремящейся учитывать изменения в социальной сфере.
Предлагаю несколько игр на сплочение коллектива воспитанников.
Групповая сплочённость.
Игра «Ты мне нравишься»
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развивать этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех участников класса.
Материалы: Клубок цветной шерсти.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в группе ученика.
Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому – то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нить свою ладонь так, чтобы «паутина» была более – менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели его поблагодарить. И так продолжается наша игра всё дальше и дальше…Постарайтесь хорошо запомнить то. Что вам скажут. Когда будут передавать клубок.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что – то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчёркивать в современном обществе. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «ты мне нравишься, потому что…», то позвольте им заменить её словами «Мне понравилось, как ты…».
Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Анализ упражнения:
Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
Кто тебе уже говорил что – нибудь приятное до этой игры?
Почему каждый ребёнок достиин любви?
Достаточно ли дружен наш класс?
Что – нибудь удивило тебя в этой игре?
Чувство принадлежности к группе.
Игра «Имя и движение»
Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать своё тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и даёт возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.
Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» своё движение в группе становится всё более сильным. На несколько мгновений каждый ребёнок становится Режиссёром, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.
Инструкция: Сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить своё имя и при этом делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребёнка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает ещё одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).
Анализ упражнения:
Чьи имена тебе было легко запомнить?
Чьи имена ты забывал?
Чьи движения тебе понравились больше других?
Знаешь ли ты, что означает твоё имя и фамилия?
Игра «Двадцать вопросов»
Цели: В этой игре дети должны отгадывать, кого из них загадал ведущий. В результате внимание всего класса привлекается к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы. В тоже время это побуждает весь класс думать о каждом отдельном ученике как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Двадцать вопросов». Она называется так потому, что вы мне можете задать именно двадцать вопросов, чтобы угадать, кого я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например, о цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о его чертах характера. Когда у кого – нибудь из вас возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все двадцать вопросов, вы можете высказать свои предположения.
Анализ упражнения:
Ты быстро угадал, о ком идёт речь?
Есть ли среди твоих одноклассников дети, похожие друг на друга?
Можешь ли ты назвать двух детей, которые во всём отличаются друг от друга?
Есть ли в группе кто – нибудь, кто похож на тебя?
Игра «Знакомство»
Цели: Это игра направлена на развитие партнёрских взаимоотношений, в ней каждый ребёнок может представить классу другого человека. В начале игры каждый может удовлетворить своё любопытство, узнав особенности своего партнёра по игре. Затем каждый ребёнок должен запомнить и удержать в памяти основную информацию о партнёре, чтобы составить из неё маленькое сообщение классу. В. этой игре подчёркивается индивидуальность каждого ребёнка. Никто не остаётся без внимания, и у каждого появляется приятное чувство, что кто –то заботится о нём.
Инструкция: Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберете того одноклассника, которого вы хуже всего знает. Выберете себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живёт ваш собеседник, сколько у него братьев или сестёр, с кем он дружит какой у него характер. Выслушайте очень внимательно всё, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями (10 минут).
А теперь вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит классу своего партнёра. Встаньте позади него. Положите ему руки на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.
В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что – нибудь добавить к сказанному.
Анализ упражнения:
Понравились ли тебе вопросы твоего партнёра?
Твой партнёр на самом деле испытывал любопытство и с интересом расспрашивал тебя?
Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?
Кто из вас двоих сам выбирал себе партнёра, а кто был выбран?
О ком из остальных детей ты узнал что- то интересное для тебя?
Как ты теперь чувствуешь себя в классе?
Игра учит, формирует и воспитывает. В игре дети познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры., а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир воспитанников. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством формирования и сплочения коллектива.
Игра «Золотая рыбка».
Цель: развитие воображения.
Инструкция: выбирается ведущий. Он следит за ходом игры, а также подводит итоги в конце. Все остальные делятся на пары. Один игрок в паре будет «золотой рыбкой», а другой – «стариком». Как положено по сюжету сказки «старик» обращается к «золотой рыбке» и просит у неё что – нибудь – от машины до полёта в космос. Но «золотая рыбка» должна ему ответить, что не в состоянии выполнить его желание. При этом она должна назвать несколько вполне уважительных причин. Например: она не может отправить его в космос, потому что он не занимается спортом и не выдержит перегрузки. Или она не подарит ему машину, так как он не знает правил дорожного движения. Или она не отправит его за границу, потому что он не знает иностранного языка и не сможет общаться с местными жителями. Или не сделает его умным, потому что он не читает книжек.
Чем больше «золотая рыбка» придумает таких отговорок, тем больше очков получит игрок, выполняющий её роль. Затем игроки меняются местами, и «старик» сам становится «золотой рыбкой». Игра продолжается до тех пор, пока в ней по несколько раз не поучаствует каждый. Чем больше очков, тем ближе победа, а тот у кого лучшие результаты, и станет победителем.
Игра «Повторите»
Цель: развитие внимания.
Инструкция: выбирается ведущий. Остальные игроки напротив него. Ведущий будет произносить различные слова, когда же он скажет «повторите», дети должны повторить то слово, которое последует за «повторите». Если же ключевое слово не звучит, вы должны молчать. При этом игру следует вести в достаточно быстром темпе, а ведущему следует стараться как можно больше сбивать и путать игроков.