Урок русского языка по теме Части речи все нужны (урок — обобщение)


Урок русского языка в 3 классе Харцызской СШ№26
Тема : Обобщение полученных ранее знаний о частях речи «Части речи все нужны!»
Цели и задачи урока: Рразграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи
Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма.
Характеристика учебной деятельности учащихся: Наблюдают за использованием слов разных частей речи и их назначением; тренируются в их уместном и правильном употреблении в своей речи, в написании. Повторяют различные вопросы правописания, совершенствуют все орфографические умения
Ход урока
І.Организационный момент
ІІ.Проверка домашнего задания
-Какие служебные части речи вы знаете.
- Назовите предлоги, которые вы знаете.
- Как пишутся предлоги со словами.
ІІІ.Актуализация знаний
І.Лексика.
-Скажите, что такое? Кто такой?...
Божья коровка(насекомое),насекомое (животное),корова (домашнее животное),мальчик (ребёнок), сын (родственник),головка (часть тела), краснота (цвет),усики (часть головы),трава(растение),палец (часть руки),крылышки (часть тела).
-Замените слова близкими по значению.
Шевелится (двигается, возится), полезный (нужный),пятнышки (точечки),гусеница (нет слова близкого по значению),трава (зелень, мурава), очнулся (ожил, зашевелился, встрепенулся),хитрый (догадливый, смышленый).
-Замените слова словами с противоположным значением.
Прикинулся мертвым (зашевелился), бросил (поднял),полезный ( вредный), очнулся (уснул0, прозрачные (мутные).
-Этимология.
-Вспомните, почему жука так назвали? ( Он жужжит, издает крыльями звук ж.)
2. Синтаксис.
-Что такое предложение? (законченная мысль)
-Какие главные члены предложения вы знаете? (подлежащее и сказуемое).
-Чем являются подлежащее и сказуемое? (основой предложения).
-Определите: простое предложение или сложное.
Мальчик поймал в саду божью коровку и очень заинтересовался ею. (Поймал и заинтересовался, - Одна мысль, предложение простое).
Божья коровка попалась мальчику в сачок и очень испугалась. (Божья коровка попалась и испугалась. - Одна мысль, предложение простое) подлежащее из двух слов: божья коровка.
-Божья коровка – это красный жучок с черными точками. (Божья коровка – жучок – одна мысль, предложение простое).
-Головка у него совершенно черненькая . ( Головка черненькая – одна мысль, предложение простое).
-Он только и ждет, что ты бросишь его в траву. (Он ждет, ты бросишь. – Две мысли, предложение сложное).
-Не бросай его в траву! (Не бросай. -Одна мысль , предложение простое.) Отсутствует подлежащее ТЫ. Не бросай кто: мы, ты или я?
Они внимательно рассмотрели этого полезного жучка. (Они рассмотрели .-одна мысль предложение простое).
-Распускает свои крылышки и взмывает в воздух.(Распускает и взмывает.- Одна мысль, предложение простое). Отсутствует подлежащее жучок, он или божья коровка.
Работа с предложением.
Сложил свои шесть ножек и притаился.
-счет слов в предложении;
-перестановка слов;
-чем слова являются в предложении? (членами предложения).
- напишите на левой части страницы Ч.П.
-Как называются главные члены ?( Подлежащее и сказуемое).
-Как называются остальные члены предложения? (Второстепенные).
-Выделение основы и запись на стволе дерева, подчеркивая .
-Поиск второстепенных членов: проверкой является наличие смысла в сочетании слов.
-Отражение результатов в тетради и на классной доске.
Физминутка.(муз пауза)
Распространение предложения.
-Притаился как? (тихонько)
-Притаился где? (на ладони, на пальце)
-На ладони чьей? (мальчика)
Повторяем получившееся предложение.
Сложил свои шесть ножек и тихонько притаился на ладони мальчика.
Работа с предложением:
-закрепление понятия «части речи»
-Чем являются слова нашей речи, когда мы их раскладываем по частям в «ящички»? (частями речи)
-Сколько групп слов, частей речи в русском языке? (7)
-Назовите части речи.
-Мы будем определять, что слова называют, и распределять их по группам, по частям речи.
И.С
-Какой термин дали словам-названиям предметов? (имена существительные)
Предметами считаются и те, которые нельзя потрогать, увидеть: чувства, вещества, явления. Слова эти отвечают на вопросы Кто? И Что?
Поиск и.с.в предложении (ножек, ладони, мальчика)
И.П.
-Какой термин дали словам- названиям признаков предметов? (имена прилагательные)
-На какой вопрос они отвечают?
-Поиск имен прилагательных в предложении. (нет)
-слово свои – местоимение.
И.Ч.
-Какой термин дали словам- названиям чисел? (числительные)
-Что такое имена числительные (Это слова- названии чисел)
-Придумайте и.Ч . – они отвечают на вопросы сколько, который по счету?)
-Найдите в предложении имена числительные. (шесть)
М.
Какой термин дали словам, употребляемым вместо существительных, прилагательных, числительных? (местоимения).
_ Замените прилагат. , сущ., числит., местоимениями:
Жучок, жучка, на крыльях, спрятал усики, истребляет насекомых.)ОН,его, на них…
-Поиск местоимений (свои).
-Чьи это свои ножки? (жучка)
Г.
-Какой термин дали словам- названиям действий предметов? (Глагол.)
-Что такое глаголы?
-Придумайте глаголы. Они отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
-Поиск глаголов в предложении. (сложил ,притаился).
Н.
-Какой термин дали словам-названиям признаков действий? (наречия).
-Придумайте наречия. Они отвечают на вопросы как? Когда?
Поиск наречий в предложении. (тихонько)
С.С
-Что делает слово на? (служит слову ладони).
-Чем оно является? (предлогом).
-Что делает слово и?(служит словам сложил и притаился).
-Чем оно является? (союзом).
-Это служебные слова.
Обобщение:
-Перечислите названия частей речи.
Закрепление понятий «члены предложения».
-Что мы определяли, когда расклеивали слова в схеме-деревце? (Как слова связаны в предложении.)
-Слова в предложении, как ветки на дереве, связаны, «сочленены».Чем являются слова в предложении? (Членами предложения).
-Какие члены предложения вы знаете?
-Что мы определяли, когда расклеивали слова по ящичкам? (что слова называют)
-Что мы определяем, раскладывая слова по ящичкам?(части речи)
-Перечислите части речи.
Физминутка.
Словообразование.
-Измените смысл или форму слов:
Смысл слова крыло (крылышко, крылатый )
Форму слова крылышко (крылышки)
Смысл слова крылатый (крыло, крылышки)
Форму слова крылатый( крылатые)
-Что изменилось гусеница - гусеницы (форма)
-зелёный – зеленоватые (смысл)
-ползет – уползут (смысл).
Работа над составом слова ПРИТВОРЩИК.
-изменение формы слова :притворщик ( притворщики)
-выделение окончания и основы слова.
-давайте искать корень, закрывая буквы в основе.
-придумайте слова с корнем твор-, (творец, притворный, творить, затвор, творчество.)
Прибавьте приставку при к словам( лёг, сел, ходящий,личный, ход0 что получилось.
-Прибавьте суффикс - щик - к словам закрой-, упаков-, камень-, стеколь-…
Обратите внимание, что эти слова называют предметы- имена сущ.
Добавив суффикс получили слова, называющие людей по профессии.
5. Фонетика.
Поделить слова на звуки, посчитать их количество.
Он истребляет вредных зеленоватых насекомых.
Он -2
Истр ибл аит -10 зилинаватых-11
вр ‘эдных-7 нас икомых-9
Домашнее задание.
1. Сделать схему –дерево и разложить по ящичкам слова из предложения:
Гусеница этого жучка истребляет вредных насекомых.
Разобрать по составу слово ХИТРЕЦ
Конспект урока подготовила учитель
начальных классов Харцызской СШ №26
Донецкой Народной Республики
Ивахненко Ольга Алексеевна
2015г.