Разработка урока по немецкому языку Праздник алфавита (5 класс)

МБОУ «Латышовская СОШ»
Кадошкинский муниципальный район
Республика Мордовия









Урок немецкого языка в 5 классе



Разработала и провела
учитель немецкого языка
Резакова Клара Рафиковна




2011 г.
Основные практические задачи:
Повторение алфавита.
Повторение рифмованного материала и песенки.
Оформление: кабинет (зал) украшен цветными шарами, иллюстрациями к известным немецким сказкам; на доске плакат: "Das ABC – Fest"; магнитофон, кассета с немецкими песенками, вальсами, маршами, польками.
ХОД УРОКА
Звучит музыка. Ведущие выходят на сцену и открывают праздник.
1-й ведущий: Guten Tag, liebe Freunde! Wir feiern heute das ABC – Fest.
2-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто пришёл сегодня на наш праздник: наших первоклассников, мам, пап, а также наших учителей. И, конечно же, виновника праздника – немецкий алфавит.
1-й ведущий:
Как-то раз алфавит немецкий Расшумелся совсем по-детски! Буквы спорили так сердито: Кто из них глава алфавита? И кого из всех в целом свете Всех быстрее запомнят дети?
Выходит буква "А".
2-й ведущий:
Буква "А" перед всеми встала, Заклинание прошептала. Буква "А": "Apfelbaum!"
2-й ведущий:
Яблоня тут же появилась. А на ветке – скажите на милость! – Apfel – Яблоко – засветилось! "А" сказала, сорвав его с ветки: (Буква "А" держит в руках яблоко) "На здоровье кушайте, детки!"
1-й ведущий:
Вдруг упали сверху две точки – И сейчас же на этой строчке Буква "Д" – "А умляут" Глядь – и яблоко вдруг пропало, Дpfel – яблоки – появились, С ветки дерева вниз скатились.
Появляется и уходит буква "Д", держа в руках корзину с яблоками.
2-й ведущий:
А потом вышла буква "Бэ" Рассказать о своей судьбе: Как однажды Biene – пчела – Мячик – Ball – на лугу нашла. И о том, что ручей в горах По-немецки зовётся Bach. Уходит буква "В", появляется "С".
1-й ведущий:
Буква "Цэ" промолвила: "В мае я в Cafй вас всех приглашаю. А в кафе том хор – Chor – поёт, Никому грустить не даёт. Ешьте, слушайте и смотрите: Я приятней всех в алфавите!"
"С" уходит
2-й ведущий:
Тут предстала "Дэ" перед нами, Словно важная дама – Dame, И артикли шли позади – Эти das, der, des, dem, den, die. Так шагали они в сапогах – Чуть не рухнула крыша – Dach.
Проходит "D", а за ней в костюмах артикли.
1-й ведущий:
И пришла тут очередь "Э" нам поведать всё о себе. Рассказать, как Esel – осёл – как-то к Eulе – сове пришёл. И сказал, что в наследство – Еrbe – получил он горошину – Erbse. Он горошину в землю – Erde – посадил немедля, И вот так богат урожай был – Ernte, – Что засыпал весь огород!
На смену "Е" выходит "F" в костюме феи.
2-й ведущий: Вот и буква "Эф" подоспела и тихонько песню запела.
"F" поёт:
"Добродушней лягушки – Frosch – Ты на всём пруду не найдёшь! Всех прекрасней и веселее Наша фея, добрая – Fee!"
"F" уходит, появляется "G".
1-й ведущий:
Буква "Гэ", улыбнувшись, встала, Вилкой – Gabel – о стол постучала – Garten – сад – возник ниоткуда!
Появляется буква "Н" с игрушечным зайцем в руках.
2-й ведущий:
Буква "Ха" с неба – Himmel – спустилась, О забор она облокотилась – И оттуда выскочил сразу Шустрый серенький заяц – Hase.
"Н" уходит.
1-й ведущий:
Буква "И" поднялась из строчки С аккуратною шляпой-точкой. Вместе с ней вышел ёжик – Igel, На колючках нёс остров – Insel. А на острове – буква "Йот". (Чур, не путать с лекарством "йод"!)
Буквы "J" и "I", взявшись за руки, уходят.
2-й ведущий:
Буква "Ка" подружилась с кошкой. Поиграла с нею немножко. Назвала по-немецки – Katze. Стала кошка тут умываться. Тёрла мордочку лапкой киска, Kopf – головку – склоняя низко.
Уходит буква "К", унося мягкую игрушку – кошку.
1-й ведущий:
Буква "Эль" так горда, важна: В слово "Lцwe" входит она! А ведь Lцwe по-русски – лев! Лев же – царь зверей на земле! Букве "Эль" поэтому снится, Что она среди букв царица.
Уходит буква "L" с короной на голове.
2-й ведущий:
Буква "Эм" сказала всем прямо: "До чего же вы все упрямы! Я всегда была самой-самой: В слово Mutti вхожу я – мама!"
1-й ведущий:
Буква "Эн" – капризная очень! Ничего-то она не хочет. Что ни спросишь – один ответ: "Nein!", чтo значит по-русски – "нет!".
2-й ведущий:
Ну, а что любит буква "О"? Любит свежие фрукты – Obst! На печи любит греться – Ofen. И возиться с быками – Oxen.
1-й ведущий:
Масло постное Цl называется, "О умляут" как сыр в нём катается.
2-й ведущий:
Буква "Пэ" промолвила вот что: "Слово Post означает "почта", А без почты, мои друзья, Людям жить ну никак нельзя!"
Уходят О и О-умляут.
1-й ведущий:
Молча слушала буква "Ку" Без любимой подружки "У". Quark – творог – и Quelle – родник – Букву "Ку" с буквой "У" роднит. "Ку" одна в словах не встречается И сама никак не читается.
2-й ведущий:
Буква "Эр" у пруда уселась, В гладь зеркальную погляделась И сказала "R": "Это не я! Это русская буква Я!"
2-й ведущий:
Ворон – Rabe – высказал мнение: "Это всё же твоё отражение!" 1-й ведущий: Буква "Эс" змеёй изогнулась, Чуть до неба не дотянулась! А змея – по-немецки – Schlange. Ты не путай её со шлангом! Буква "Тэ" проворнее всё же. И на стол она – Tisch – похожа.
Выходит буква "U", на шее у неё висят на шнурке часы.
2-й ведущий:
Буква "У" провисла как шнур: "Ох, часы тяжёлые – Uhr!"
Выходит У-умляут.
2-й ведущий:
Словно клоун из цирка, над строчками, "У умляут" жонглирует точками. Выполняет она в движении Ьbung – сложное упражнение.
1-й ведущий:
Буква "Фау" со всеми дружит, Vatti – папy – зовёт на ужин. Вышла из леса – Wald – буква "Вэ", Прилегла отдохнуть на траве.
2-й ведущий:
Ну а буква "Икс" – иностранка И ведёт себя очень странно: Где найдёшь немецкое слово, Что начаться с неё готово? Лишь слова из чужой земли, Что в немецкий язык пришли. Xylophon, например, – ксилофон, Из далёкой Греции он.
Подходит буква Х в тёмных очках, изображающая иностранку.
1-й ведущий:
Буква "Ипсилон" – гостья тоже И недаром на "Икс" похожа. Да, такой горделивой даме Не дружить с простыми словами!
2-й ведущий:
Подошла к иностранкам "Цэт". И, с улыбкою на лице, им сказала: "Ну чем вы гордитесь? Лучше вы поудобней садитесь – Покажу вам своих друзей. Ведь с друзьями жить веселей! Показывает картинки. Вот коза весёлая – Ziege, Принесла кирпич она – Ziegel. Zwiebel – лук – полезный и вкусный Без друзей же – скучно и грустно!
1-й ведущий:
Тут решили буквы дружить, В умных книжках людям служить. И не важно, кто, где стоит. И с кого начался алфавит!
Ведущие предлагают исполнить алфавитную песенку. Затем ведущие приглашают детей принять участие в весёлых играх. В играх все дети делятся на команды. Очки, баллы, заработанные на отдельных этапах кем-то из команды, зачисляются на счёт всей команды.
1. Эстафета: на доске двумя столбиками записаны русские имена. Каждый участник эстафеты записывает эти имена по одному на немецком языке. Какая команда быстрее закончит?
Коля – Kolja Анна – Марина – Наташа – Вероника –
Лена – Олег – Саша – Яна – Оля –

На другой доске написаны в две колонки названия немецких городов с пропусками, которые командам надо заполнить. Выигрывает та, которая это быстрее сделает. Mьn–en, B–n и т.д.
2. "Поле чудес". Отгадываются слова:
а) числительные fьnf и т.д.; б) прилагательные, например, klug и т.д.; в) существительные das Mдdchen и др.
3. Ведущий предлагает вспомнить знакомые рифмовки.
Праздник завершается подсчётом общей суммы баллов у команд, награждением. Ведущие благодарят всех участников.