Программа внутришкольного мониторинга качества образования МБОУ «Наченальская ООШ»


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Наченальская ООШ»
_______________ Г.Г.Глухова
Приказ №
25 июня 2014 г
Программа внутришкольного мониторинга
качества образования МБОУ «Наченальская ООШ»
Пояснительная записка
Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:
систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в школе для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.
Целями системы внутреннего мониторинга качества образования являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы школы.
В основу системы внутреннего мониторинга качества образования положены следующие принципы:
объективности,
достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
Мониторинг качества образования осуществляется по следующим трём направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:
1. Качество образовательных результатов:
предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА-9 и ЕГЭ);
метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);
личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
здоровье обучающихся (динамика);
достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
2. Качество реализации образовательного процесса:
основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФГТ) и контингенту обучающихся);
дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС);
качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе.
3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
материально-техническое обеспечение;
информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);
санитарно-гигиенические и эстетические условия;
медицинское сопровождение и общественное питание;
психологический климат в образовательном учреждении;
использование социальной сферы микрорайона и города;
кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов)
общественно-государственное управление (Управляющий совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития школы).
Диагностический инструментарий: анкеты, психологические тесты, контрольно-измерительные материалы по изучаемым дисциплинам, планы наблюдений на уроках, занятиях, внеклассных мероприятиях, опросники.
Уровни внутришкольного мониторинга
Уровни Кто осуществляет Цели мониторинга Виды мониторинга Периодичность
I уровень (индивидуальный, персональный)
Учитель, классный руководитель (совместно с психологом, медработником) Наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям Дидактический
(уровень развития уч-ся, состояние успеваемости, Качество ЗУН)
Воспитательный
(уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум)
Психолого-педагогический
(наблюдение состояния психологического здоровья, развития индивидуальных способностей)
Медицинский
(наблюдение динамики здоровья обучающихся) Ежедневно (систематически)
II уровень (внутришкольный) Администрация Отслеживание динамики развития классов и школы в целом по определённым критериям или направлениям Уровень сформированности обязательных результатов обучения
(административные контрольные работы)
Уровень внеурочной воспитательной работы
( уровень воспитанности обучающихся, уровень развития классных коллективов, изучение удовлетворённости учащихся и родителей школьной жизнью и др.) Каждую четверть, полугодие или 1 раз в год
Направления и показатели реализации мониторинга
Направления и показатели Периодичность Оформление результатов Исполнители Ответственные
1. Психологическая диагностика:
обучающихся:
- уровень готовности к обучению
- уровень адаптации и выявление дезадаптированных учащихся;
-уровень школьной тревожности;
- уровень психологической готовности к обучению в профильной школе, профдиагностика;
- уровень сформированности классных коллективов;
- уровень личностного развития;
- уровень школьной мотивации;
- уровень творческих способностей;
- уровень сформированности познавательных процессов.
Педагогов:
- уровень деятельности учителя;
- уровень эмоционального выгорания; Сентябрь
январь Аналитические справкиТаблицы Педагоги, психологи Заместители директора по УВР, ВР
2.Отслеживание здоровьесбережения:
- результаты медосмотров;
- пропуски уроков;
- охват горячим питанием;
- соблюдение норм учебной нагрузки обучающихся;
- травматизм детей;
- зависимость от вредных привычек 1 раз в год
1 раз в четверть
2 раза в год Аналитические справкиТаблицы Врач общей практики
Классные руководители Руководитель структурного подразделения
Руководитель структурного подразделения
3. Социодиагностика:
- обучающихся, состоящих на различных видах учёта (ВШК, ОДН, КДН) и снятые с учёта
- обучающиеся, уклоняющиеся от обучения;- социально – психологический паспорт семьи;
- летний отдых обучающихся;
- изучение спроса родителей на образовательные услуги школы;
- опрос родителей и обучающихся по вопросу удовлетворённости качеством преподавания и результатами обучения в школе;
- потери контингента;
- распределение выпускников с учётом профиля обучения (продолжение образования) 1 раз в четверть (октябрь, январь)
1 раз в год (сентябрь) База данных Классные руководители
Социальный педагог Социальный педагог
4. Диагностика результатов обучения:
- успеваемость и качество обученности по предметам;
- тематический учёт знаний учащихся по предметам;
- результаты диагностических работ (административных и управления);
- Результаты итоговой и промежуточной аттестации; 1 раз в четверть
3 раза в год (входные, промежуточные, итоговые)
1 раз в четверть, для 2-9 кл.
1 раз в полугодие 10-11 кл.
июнь Аналитические справки, базы данных учителя Заместитель директора по УВР
5. Диагностика результатов воспитания:
- уровень воспитанности;
- социометрия;
- уровень личностного роста;
-уровень социализированности личности;
- занятость обучающихся в системе дополнительного образования;
-уровень развития ученического коллектива;
- оценивание родителями роли школы в воспитании у детей жизненных компетенций. 1 раз в год
Декабрь
Апрель
Февраль
Март
май Аналитические справки, базы данных Классные руководители,
Педагог - организатор Заместитель директора по ВР
6. Отслеживание результативности внеучебных достижений учащихся:
- количество обучающихся, принимавших участие в олимпиадном движении;
- количество обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью;
- количество обучающихся, принимавших участие в интеллектуальных конкурсах;- количество обучающихся, принимавших участие в творческих мероприятиях;- уровень творческих достижений;
- количество обучающихся, принимавших участие в спортивных мероприятиях;- уровень спортивных достижений; 1 – 2 раза в год (декабрь, апрель) Аналитические справки, базы данных Учителя-предметники, заведующие кафедрами Заместители директора по УВР и ВР
7. Диагностика инновационных процессов обучения и воспитания:
Содержание обучения:
- Количество учебных часов школьного компонента, используемых на:
Усиление предметов федерального компонента;
ЗдоровьесбережениеСоциализацию обучающихся;
Поддержание развития;
Экологическое просвещение;
Формирование правовой культуры
- Доля учащихся, охваченных предпрофильным обучением
- Эффективность использования современных педагогических технологий в образовательном процессе
- степень внедрения ЛОО и деятельностного подхода в обучении в образовательный процесс 1 раз в год
2 раза в год
По плану ВШК Аналитические справки, базы данных Зам. директора, заведующие кафедрами Заместители директора по УВР и ВР
8. Отслеживание динамики обобщения и распространения ППО
- количество педагогов, принимавших участие в конкурсах;
- результативность участия педагогов в конкурсах;
- количество педагогов, распространивших ППО в виде печатной продукции;
- количество педагогов, принимавших участие в семинарах, конференциях
- кол- во педагогов, являющихся членами педагогических сообществ, имеющих сайты 2 раза в год
Декабрь, апрель Аналитические справки, базы данных Педагоги, заведующие кафедрами Зам. директора по УВР
9. Диагностика кадрового обеспечения образовательного процесса:
- уровень образования;
- уровень профессиональной компетентности (категорийность)
- уровень квалификации (курсовая подготовка) 2 раза в год Контрольные списки Зам директора по УВР, ВР Директор гимназии
10. Отслеживание обеспеченности образовательного процесса информационно – техническими и материально – техническими ресурсами:
- Интернет
- локальная сеть
- сетевой город
- библиотечный фонд
- учебные кабинеты
- пресса
- школьный сайт 1 раз в четверть Справка Руководители структурных подразделений, ответственные по направлениям деятельности. Зам директора
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
План действий по реализации целей и задач программы мониторинга
Этап, сроки Мероприятия Ответственные Управленческое решение
2013-2014 учебный год
Организационный Изучить все федеральные, региональные и муниципальные программы по проблеме качества образования
Разработать локальные акты, необходимые для реализации программы
Подготовить педагогов к реализации программы
Разработать и апробировать механизм и инструментарий оценки системы качества образования
Аналитическая деятельность учителей в кафедрах по итогам данных мониторинга
Разработать систему воспитательной работы гимназии
Обеспечить психологическое наблюдение за учащимися
Обучение школьников приемам самодиагностики, саморегуляцииДиагностика среды деятельности ребенка: образовательную, психологическую, семейную
Разработать критерии комплексной оценки здоровья обучающихсяИнформационное обеспечение мониторинга
Создание методической базы мониторинга
Директор, зам. директора по УВР
Директор
Зам. директора по УВР
Инициативная группа
Учителя
Рук. структ. подразделения ВР
Психолог
Психолог, классные руководители
РСК УВР, ВР
РСК УВР Реализовать нормативные документы в плане действий
Организовать обучающие семинары
Выступление на заседаниях кафедр, педсоветах
Утвердить на методических советах
Утвердить на кафедрах классных руководителей
Рекомендации учителям, родителям
Утвердить на педсовете гимназии
Подготовительный мониторинг результатов учебного процесса
Вводная, промежуточная, итоговая диагностика по русскому языку, математике и литературному чтению во 2 – 4 классах
Вводная, промежуточная и итоговая диагностика по русскому языку и математике в 5, 8,9,10, 11 классах
Влияние пропусков учащихся на образовательные результаты
Мониторинг внеучебных достижений учащихся школы
Мониторинг здоровья учащихся на конец учебного года
Анкетирование учащихся «Мое отношение к знаниям» 6, 10 классы, «Умеете ли вы учиться?» 7, 9 классы, «Уровень социализации личности» 8,11 классы Рук. структ. подразделения УВР
Рук. структ. подразделения УВР
Классные руководители
Рук. структ. подразделения ВР
Классные руководители
Руководители структурных подразделений в т.ч.
ВР Обсудить на кафедрах
Аналитические справки
Выступление на ПС
Создание банка данных
Создать банк данных по заболеваемости
Создать аналитические материалы
2014-2015 учебный год
Практический этап Усовершенствование программы, внесение коррективов и изменений
Обсуждение данных мониторинга на заседании органов самоуправления, педсовете, методических объединениях
Продолжение мониторинга по следующим параметрам: здоровье учащихся и педагогов, уровень успеваемости, степени обученности, динамика познавательных интересов, уровень социализации личности учащегося, профессиональная определенность старшеклассников, комфортность деятельности педагогов, уровень владения педагогами информационными технологиями
Проведения марафона педагогических идей по улучшению качества образования
Обеспечение текущего психологического наблюдения за учащимися
Диагностика состояния здоровья учащихся всех возрастных групп
Разработка методических рекомендаций для учителей по наиболее оптимальной реализации мониторинга
Выявление детей группы риска по школьной и социальной дезадаптацииПроведение тренингов для учащихся по самопознанию и самореализации
Выявление одаренных детей, дальнейшее продвижение их таланта, наблюдение за их здоровьем
Введение в вариативную часть учебного плана школы курсов по психологии для учащихся: «Межличностные отношения», «Смысл профессиональной карьеры»- 9 кл., «Психология самопознания» –10-11 классы Директор
Директор, председатели МО
Руководители
структурных
подразделений, классные руководители
Классные руководители
Рук. структ. подразделения УВР
Рук. структ. подразделения ВР
Классные руководители
Мониторинг качества образования
Выработка путей реализации программы
Мониторинг по указанным параметрам
Мониторинг физического и психического здоровья детей
Семинары, тренинги, проблемные задачи
Составление банка данных
Организация тренингов
Составление банка данных
Утверждение учебного плана
2015-2016 учебный год
Обобщающий этап Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию на основе данных мониторинга по общеучебным ЗУН
Планомерная работа с одаренными детьми
Проведение личностно-ориентированного мониторинга в 4 классе по всем указанным выше параметрам
Продолжение мониторинга по указанным параметрам на 2 – 3 ступенях обучения
Обеспечение текущего психологического наблюдения за учащимися.
Обучение школьников приемам самодиагностики, саморегуляцииДиагностика среды деятельности школьников: школьная, семейная, неформальная
Подведение итогов реализации программы мониторинга. (Обобщение опыта работы)
Решение о дальнейшем использовании программы Классные руководители
Рук. структ. подразделения УВР
Рук. структ. подразделения УВР, ВР, председатели МО
в т.ч. начальных классов
Классные руководители
Классные руководители
Директор, рук. структ. подразделения УВР, ВР
Уроки, совещания, заседания кафедр
Мониторинг качества образования
Мониторинг качества образования
Педсовет
База данных
База данных
Педсовет