Управление качеством образования обучающихся на основе педагогического мониторинга, тестовых и информационных технологий


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
303930 тел.: Орловская область, (848642) 2-17-14
Хотынецкий район, пгт. Хотынец, ул. Школьная,1 Email: hotscool@mail.ru
Заместитель директора по УВР
Чибисова Светлана Владимировна
Управление качеством образования обучающихся на основе
педагогического мониторинга,
тестовых и информационных технологий
Управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще. «Управлять — значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» (А. Файоль).
По мнению Тузовой О.А., Якушкиной А.А., участников XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», Россия выиграет геополитическую конкуренцию, если во внутренней политике будет на деле придерживаться высшего приоритета образования и развития науки, если в центр своей стратегии развития в первой половине XXI века поставит образование и его качество. Действительно, в центре качества образования стоит качество его содержания и качество воспитания. Такое особое отношение к управлению качеством образования подтверждается факторами:
Реализация «Концепции развития математического образования в РФ» (2014-2020).
Реализация федеральной целевой программы «Русский язык».
Реализация федеральной целевой программы «Доступная среда».
Усиление роли иностранного языка как образовательного предмета, позволяющего формировать и воспитать качества личности, обеспечивающие успешную социализацию и адаптацию в обществе.
Информационная грамотность обучающихся.
Ноосферизация образования.
Формирование исторического самосознания и достоинства.
Непрерывное обучение русскому языку и национальной истории.
Формирование патриотической личности, укорененной в национальной культуре и языке.
Формирование «личности долга», защитника Отечества.
Формирование уважения к труду, понимания труда как условия раскрытия творческой личности.
Установка на всестороннее, гармоническое, творческое развитие личности.
Таким образом, каждый из вас в этих факторах может узнать цели и задачи, которые мы ставим при составлении ООП НОО, ООО, СОО, при составлении плана работы школы, учебных планов на очередной учебный год, а также можете наблюдать основные направления отчёта о самообследовании, публичного доклада. М.М. Поташник дал свое определение качеству образования: «Образование, полученное школьником, признаётся качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика».
Таким образом, без педагогического мониторинга невозможны политика качества и управление качеством образования в школе. Анализируя теоретическую составляющую качества образования, хочу подробнее остановиться на практической стороне этого явления. Так, в МБОУ – Хотынецкой СОШ многие факторы обуславливают систему управления качеством образования, чаще всего анализ конечных результатов работы ОУ, которая оценивается по следующим параметрам педагогического мониторинга:
Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни. Показатели тестовой технологии (график по МБОУ-Хотынецкой СОШ):
Уровень и структура общей заболеваемости.
Уровень и структура острой заболеваемости.
Процент часто болеющих детей.
Процент детей, функционально незрелых к обучению.
Процент распределения детей для занятий физкультурой по состоянию здоровья.
Количество детей с хроническими заболеваниями.
Число детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.
Число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
Как отражается на состоянии здоровья дифференциация обучения: учёба в профильных классах, на дому.
Процент травматизма.
Анализ уровня воспитанности (результаты тестирования в МБОУ – Хотынецкой СОШ):
- анализируются факторы, влияющие на уровень воспитанности, состояние воспитывающей деятельности в школе, качество классных и школьных мероприятий,
- учитывается деятельность дополнительного образования, воспитывающая деятельность по месту жительства, воспитание в семьях учащихся. Также достигается при помощи тестовой технологии.
Анализ уровня образовательной подготовки (график по МБОУ – Хотынецкой СОШ):
- анализируется процент обучающихся на «4» и «5» по классам и по предметам (здесь нам очень помогают информационные технологии, в частности, ИСОУ «Виртуальная школа»);
- уровень самостоятельности учащихся на учебных занятиях (анализ технологических карт урока, мониторинг уровня самостоятельности);
- уровень готовности к продолжению образования (мониторинг трудоустройства выпускников);
- сформированность общеучебных умений и навыков, УУД (с помощью информационных технологий);
- уровень владения научной организации труда, готовность к трудовой деятельности, к жизни в семье и обществе.
Анализ системы работы с педагогическими кадрами (график):
- квалификация педагогов;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- участие педагогов в инновационной деятельности.
5. Анализ системы взаимодействия с семьёй и социумом (схема):
- анализ статуса семей,
- состояние психолого-педагогического просвещения родителей,
- взаимодействие школы с другими учреждениями культуры и образования.
6. Анализ материально-технического и финансового обеспечения (Показатели):
- уровень обеспеченности оборудованием, учебниками, ТСО, методической и художественной литературой,
- соответствие СанПиН,
- требованиям пожарной, электробезопасности и т.д.
7. Анализ системы управления достижением оптимальных результатов по основным функциям (модульная схема):
- информационно-аналитическая,
- мотивационно-целевая,
- планово-прогностическая,
- организационно-исполнительская,
- контрольно-диагностическая,
- регулятивно-коррекционная,
- оперативность воздействия в связи с изменением внешней и внутренней среды.
Итак, внедрение педагогического мониторинга на основе информационно-аналитической деятельности, информационных и тестовых технологий в управление работой школы помогает рассматривать все явления жизни образовательной организации через призму всестороннего педагогического анализа, что позволяет избавить главного участника процесса воспитания и обучения от имеющегося формализма со стороны учителя и родителя и дать качественную оценку всей деятельности школы в целом.Использованная литература
http://www/znanium.com//
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. 2-е идз. доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2007.
Тузова О.А., Якушкина А.А. О первых результатах оценки состояния информатизации образовательных учреждений в регионах проекта ИСО// Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 2007.
Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2013.