Профилизация учебного процесса как важное условие формирования готовности учащихся старших классов к осознанному выбору профессии


ПРОФИЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Т.В.СлюсареваГБОУ ЛНР «ССОШ I-III ступеней № 18», г. Стаханов
schoolnm_18@mail.ru
Аннотация
В данной статье заместитель директора по учебно-воспитательной работе делится опытом по организации профильного обучения в школе.
Статья содержит четкий алгоритм действия администрации, пошаговую инструкцию, помогающую создать в общеобразовательной школе допрофильные и профильные классы, обеспечить работу учителей-предметников в таких классах, помочь детям стать на путь саморазвития, реализовать свои профессиональные интересы и потребности, сориентироваться на тот или иной вид будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
профильное обучение, профессиональные интересы, профессиональные потребности, саморазвитие, повышение качественного уровня образования
Статья
Общеобразовательная школа всегда чутко реагировала на существенные изменения, которые происходят в социально-экономической жизни республики.
Сегодня в нашей республике кардинально обновляются все социальные структуры и институты, трансформируются механизмы материального и духовного производства.
Важную роль начинает играть появление рынка рабочей силы, повышаются требования к общему интеллектуальному развитию личности с одновременным сужением специализации, все большее значение приобретает базовая подготовка в выбранной сфере профессиональной деятельности. Все это еще больше актуализирует проблему профориентации ученической молодежи как условия саморазвития, самореализации и творческой деятельности личности.
Школа XXI столетия обусловливает необходимость коренного переосмысления образовательной парадигмы, актуализации содержания, создания проектно-жизненного пространства, направленного на развитие и саморазвитие компетентной, конкурентно-способной личности, которая умеет творчески решать проблемы, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей республики [3, с. 4].
Решение этих задач возлагается, в первую очередь, на старшую школу, которая должна функционировать как профильная. Это создает благоприятные условия для учета индивидуальных способностей, интересов и потребностей ученика, для формирования у школьников ориентации на тот или иной вид будущей профессиональной деятельности.
Поэтому, следуя веянию времени, наша «Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней № 18», поставила перед собой проблему: «Повышение качественного уровня образования на основе природных способностей каждого ученика с планомерным переходом к профильному обучению в школе III ступени». И именно в этот период в нашей школе появился 10-й профильный химико-биологический класс.
Первым шагом для внедрения в школе химико-биологического профиля обучения стал мониторинг образовательных запросов и профессиональных интересов учащихся по таким критериям: индивидуальные интересы; индивидуальные достижения по химии и биологии; результативность участия в предметных олимпиадах; дальнейшее обучение в ВУЗах; дальнейшая профессиональная деятельность [5, с. 48].
Одновременно в школе были организованы опросы учащихся и родителей в форме анкет с целью определения сферы интересов учащихся и профиля их обучения на будущее. Итоги анкетирования были вынесены на обсуждение методического, а потом и педагогического советов школы. Полученные результаты позволили сделать такие выводы:
большинство учащихся отдают предпочтение изучению химии, биологии, математики, физики и рассматривают их как инструмент будущей профессиональной деятельности;
школьники выбирают профессии, связанные с инженерией, медициной, сельским хозяйством и планируют продолжить обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
лучших результатов учащиеся школы добились на предметных олимпиадах по химии, физике, математике, информатике.
Учитывая пожелания учащихся и родителей, социокультурное окружение школы в микрорайоне, было принято решение культивировать химико-биологический и физико-математический профили обучения.
Инициативной группой, состоящей из творчески мыслящих учителей, под руководством заместителей директора школы были разработаны Концепция развития профильного обучения в школе и структура образовательной деятельности. Позже была разработана Программа профильного обучения на последующие пять лет.
Для изучения передового педагогического опыта учебных заведений по профильному обучению была организована работа семинара «Пути реализации задач развития допрофильных и реализации профильных интересов учащихся». С целью совершенствования мониторинга образовательного процесса начали работу педагогические мастерские по проблеме «Методика организации и внедрения проблемного мониторинга в учебно-воспитательный процесс». Для развития интерактивного обучения в школе была создана творческая группа учителей по проблеме «Профильное обучение: роль интерактивных технологий в достижении успеха». С учителями профильных дисциплин организовали педагогические мастерские по проблеме «Личностно-ориентированное обучение: основные идеи, содержание, технологии». Для учителей 1-4-х классов был создан проблемный семинар «Развивающее обучение как инновационная деятельность» [1, с. 5].
Таким образом, доминантой методической работы в школе стало создание информационно-методической базы для учителей, усовершенствование их профессиональной квалификации и самообразования, обучение их умению работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, содержания и форм обучения.
Структура образовательной деятельности школы была построена с таким расчетом, чтобы развитие профильных интересов учащихся начиналось как можно раньше, буквально в школе I ступени. Проблема создания культа знаний красной нитью пронизывала все уроки, внеклассные и воспитательные мероприятия в начальной школе и в школе в целом.
Так, например, на традиционном празднике «Прощание с Букварем» первоклассники принимают участие в увлекательном путешествии в мир наук. Они бывают на мини-экскурсиях в кабинетах химии, биологии, физики, где в оригинальной, яркой форме узнают о существовании интереснейших наук, которые им предстоит постичь в средней и старшей школе.
Благодаря часам кружковой работы и максимальному использованию часов вариативной части учебного плана в школе II ступени сложилась сеть предметных кружков по биологии и химии, физике и математики, работа которых была направлена на развитие интереса учащихся к профильным предметам, пропедевтику допрофильного и профильного обучения.
Особое внимание педагогического коллектива и психолога школы всегда обращено к учащимся 7-х классов и их родителям. Начиная с октября месяца каждого учебного года, среди учащихся и родителей семиклассников мы организуем психолого-педагогические исследования в виде анкет, собеседования, психолого-педагогической консультативной помощи по вопросам выбора будущей профессии, а, следовательно, профиля обучения в школе.
Анкетирование учащихся с целью определения сферы их интересов позволяет получить первоначальную информацию об ученике, его интересах, а также сильных и слабых сторонах в его профессиональной ориентации. На данном этапе работы проводятся такие виды анкет, как:
анкета для определения профессиональной направленности личности (дифференцированно - диагностический опросник);
диагностический тест «Способности школьников»;
исследование по методике «Карта интересов» (ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов);
тест Климова по определению профориентации учащихся.
Также проводится работа с учащимися по программе «Самоопределение».
Мониторинг обученности «на входе», то есть проверка уровня знаний учащегося на начало допрофильного обучения на базе программных требований, позволяет определить учащегося в соответствующую группу для занятий или составить индивидуальный план подготовки.
Работа с родителями семиклассников начинается с ознакомления с результатами предварительного тестирования, мониторингом знаний учащихся. Также родителям предоставляется полная информация о структуре и перспективах допрофильной и профильной подготовки в школе.
Психологом школы проводится работа с родителями по программе «Самоопределение». И, наконец, в марте-апреле каждого учебного года с учащимися 7-х классов проводится тестирование в виде специальных диагностических заданий для определения способностей, уровня их интеллекта и наличия творческого потенциала в соответствующей области знаний. Материалы этого тестирования разрабатываются комиссией специалистов с участием психолога школы.
Зачисление в допрофильные классы осуществляется приказом директора школы, основанием для которого являются рекомендации конкурсной комиссии.
Важными этапами организации допрофильной подготовки в школе являются кадровое обеспечение и материально-техническое обеспечение.
Для работы в таких классах отбираются педагоги соответствующей квалификации. Для них при необходимости организуется курсовая переподготовка, корректируется план самообразования [2, с. 7].
В рамках программно-методического обеспечения отбираются программы по профильным предметам, подбираются необходимые предметные журналы; за счет средств попечительского совета приобретаются соответствующие учебники.
Материально-техническое обеспечение включает в себя приобретение дополнительной литературы для учителей и учащихся, функционирование компьютерного класса, оснащение кабинетов нужных профилей.
После того, как учащиеся допрофильных классов заканчивают школу II ступени, с выпускниками основной школы, желающими обучаться в 10-х профильных классах, проводится работа, аналогичная той, которая организована с семиклассниками.
Как известно, любой профиль обучения должен иметь прикладной характер, а изучение химии и биологии, математики и физики в 10-х-11-х классах рассматривается как инструмент будущей профессиональной деятельности школьников. Поэтому в профильных 10-х-11-х классах помимо программ по профильным предметам, включающим курс соответствующего профиля общеобразовательной школы, введены элективные спецкурсы «Прикладная химия», «Прикладная математика», «Решение олимпиадных задач» и выделены часы для индивидуальных занятий по профильным предметам для глубокого усвоения материала всеми учащимися [1, с. 28].
Работая в режиме профильности, одной из своих главнейших задач школа считает осуществление стратегического управления с целью достижения более высокого уровня развития учебного заведения. Поэтому каждый учебный год администрация и педагогический коллектив решали разнообразные насущные проблемы.
Так, например,
2013-2014 учебный год – Повышение качественного уровня образования наоснове природных особенностей каждого ученика;
2014-2015 учебный год – Совершенствование допрофильного и профильного обучения в двух направлениях: химико- биологическом и физико – математическом;
2015-2016 учебный год – Совершенствование управления учебным процессом в условиях профильного обучения в школе;
2016-2017 учебный год – Развитие профильного обучения в школе и интересов каждого ученика путем внедрения инновационных педагогических и управленческих технологий с выходом на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Основными стратегическими целями в этот период были:
обеспечить результативную работу педагогического и ученического коллективов в процессе разрешения общешкольных учебной и воспитательной проблем;
добиться повышения имиджа школы;
увеличить, благодаря этому, контингент учащихся.
Благодаря стратегическому управлению в нашем учебном заведении мы перешли из режима функционирования в режим развития через инновационные процессы и качественные изменения в учебно-воспитательном процессе.
К ним можно отнести:
модернизацию модели школы с различным уровнем реализации содержания образования (универсальность – допрофильность – профильность);
действенную работу по руководству психологической службой школы в вопросе формирования культа знаний и гражданственности у воспитанников школы;
прочно вошли в практику работы интерактивное обучение, нестандартные уроки, в ходе которых осуществляется включение учащихся в сферу деловых отношений, связанных с будущей профессией.
Поскольку профессиональная ориентация является системой мер, направленных на обеспечение активного, осознанного, мобильного самоопределения и становления личности к профессиональной деятельности, что предусматривает, кроме того, объединение усилий педагогов школы, то важнейшее значение в этой системе имеют личностно-ориентированные уроки и внеклассные мероприятия.
В практике работы учителей нашей школы, благодаря стройной системе самообразовательной работы, а также участию в деятельности школьных творческих, динамических групп, педагогических мастерских и семинаров, появились такие формы и методы проведения уроков, которые стимулировали творчество учащихся, создавали атмосферу раскованности, эмоциональной возвышенности, привлекали детей своей нестандартностью.
В арсенале учителей СОШ № 18 широко используются уроки-семинары, уроки-экскурсии или уроки-путешествия, уроки-брейн-ринги, уроки-КВН, уроки-турниры. Такие нестандартные уроки прекрасно дополняют уроки традиционные и способствуют:
повышению общей эрудиции и кругозора детей;
углублению знаний по предмету;
проверке знаний в игровой, увлекательной форме;
снятию утомляемости учеников;
активному развитию познавательных процессов у учащихся.
Ролевые игры позволяют эффективно использовать «излишнюю» активность учеников, направляя ее в полезное русло. Они формируют у детей навыки взаимодействия с другими людьми, умение четко формулировать свою точку зрения, вести конструктивную дискуссию и находить компромиссные варианты решений.
Помимо этих форм проведения уроков учителя нашей школы используют такие технологии обучения как проблемное обучение, технологию проектного обучения, интерактивное обучение.
Развитию творческих способностей учащихся, формированию культа знаний, а также общечеловеческой культуры служит в нашей школе и система внеклассной работы по предметам.
В СОШ № 18 в основу функционирования внеклассной работы по предметам положены выработанные принципы и отдельные требования, которые определяют содержание, формы, методы, направления педагогического влияния на личность:
это обязательный принцип связи с жизнью;
принцип учета возрастных особенностей;
принцип соединения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по предметам.
Практика показала, что все эти принципы в нашем учебном заведении взаимодействуют друг с другом, пребывают в прямой зависимости от определенных условий, а именно:
добровольного участия учащихся во внеклассной работе;
соединения самостоятельности и инициативы детей при направляющей роли учителя;
четкой организации и тщательной подготовки всех спланированных мероприятий;
эстетической выразительности, интереса и новизны содержания, форм и методов работы.
И, естественно, конечными целями внеклассной работы по любому предмету являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении учебными предметами; стимулирование интереса к изучению предмета; содействие всестороннему развитию личности; демонстрация высоких интеллектуальных умений на различных конкурсах, олимпиадах, при проведении мониторингов знаний.
И, безусловно, важной и неотъемлемой частью продвижения вперед по пути профилизации школы была и есть контрольно - аналитическая деятельность администрации школы, направленная на совершенствование педагогического мастерства учителей и повышения на этой основе качества их работы.
В практику работы по осуществлению контрольно-аналитической деятельности администрации прочно вошли мониторинги качества знаний учащихся по профильным дисциплинам (физике, химии, биологии, математике), которые проводятся в конце I и II семестров.
За прошедшие годы были изучены и обобщены в приказах по школе такие вопросы, как:
«О состоянии преподавания профильных дисциплин в допрофильных и профильных классах»;
«Деятельность учителей-предметников направленная на гуманизацию внеклассной работы по предметам»;
«Результаты мониторинга знаний учащихся 9-х-11-х классов по математике, химии, биологии, физике»;
«Преподавание математики в 5-х-9-х классах в контексте личностно-ориентированного обучения»;
«Внедрение инновационных технологий при обучении предметам естественного цикла (химии, биологии, физики).
На заседаниях педагогических советов школы выносились для обсуждения такие вопросы и проблемы:
«О задачах педагогического коллектива по созданию и эффективному использованию учебно-методического инструментария развития познавательных интересов и способностей учащихся в условиях профильной школы»;
«О состоянии преподавания ведущих учебных дисциплин в допрофильных и профильных классах и формирования готовности учащихся к осознанному выбору профессии»;
«О результатах выявления уровня интеллектуального развития слабоуспевающих детей и задачах учителей - предметников по коррекции знаний этой категории учащихся».
Все это позволило нам добиться на сегодняшний день повышения качества знаний учащихся, усиления рейтинговой позиции школы по результатам II тура предметных олимпиад, а также улучшения поступаемости в ВУЗы учащихся - выпускников профильных классов.
Следует отметить, что в условиях профильности мы не отбросили необходимость ориентации наших учеников на рабочие профессии слесаря, токаря, столяра, фармацевта, лаборанта и другие, которым также необходимы знания по математике, химии, биологии, физике.
Таким образом, практика работы СОШ № 18 показывает, что профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения, социализацию выпускников общеобразовательных учебных заведений с учетом реальных потребностей рынка труда, а значит является условием саморазвития, самореализации и творческой деятельности личности в современном социуме.
Использованная литература и источники:
Артемова Л.К., Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Школьн. технологии. – 2003. – №4. – С. 2-31
Баскаев Р., На пути к профильной школе / Баскаев Р. // Учитель. – 2002. – № 6.
Болотов В.А., "Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным" // Препод. истории и обществознания в шк. – 2003. – № 9. – С. 2-8; Математика в шк. – 2003. – №9. – С.4-7
Воронина Г.А., Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ /Воронина Г. А // Школа. – 2001. – №6. – С. 84-85.
Жафяров А.Ж., Вариант одиннадцатилетней профильной школы / Жафяров А.Ж // Педагогика. – 2000. – №9. – С. 46-49.