Методическая разработка «Основные принципы организации метапредметной связи в урочной и внеурочной деятельности ученика и учителя»


Мацуков Владимир Николаевич
Учитель информатики ГБОУ школа №1985
Методическая разработка
«Основные принципы организации метапредметной связи в урочной и внеурочной деятельности ученика и учителя»Метапредметная связь в системе урока является наиболее актуальным методом для формирования у детей интереса к изучению предмета, формированию творческого, абстрактного, математическо-логического мышления.
Каким же образом формируется метапредметная связь в практической работе учителя, конкретно на уроках?
Традиционно урок разделён на четыре части: проверка домашнего задания, сообщение теоретических сведений, пример их использования, постановка домашнего задания. Схема является опорной для урочной деятельности как учителя, так и учащихся. Однако она определяет взаимодействие только в рамках темы, соответствующей предмету и не учитывает возможность соотношения с темой другого предмета.
В современном мире такая структура становится всё менее актуальной, так как человек строит своё взаимодействие с ним на основе синтеза информации. И если говорить об информатике, то её синтез как предметной области с другими довольно обширен. Так, например, информацию, размещённую на медиа ресурсе, можно проанализировать с точки зрения свойств информации и с удивлением понять, что в части полноты и полезности, многие статьи и обзоры вызывают вопросы читателя, который, используя метод информационного анализа на основе логических умозаключений, способен самостоятельно вынести суждение, которое, зачастую, не всегда соответствует авторскому, выдающему его за общепринятое.
Вообще же, актуализация метапредметной связи необходима прежде всего для качественного осознания форм и процессов окружающего мира, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Так, например, логическая таблица истинности способна поставить точку в споре на предмет того, виноват или прав, восстановить принадлежность свойств для предмета, человека. Для этого требуется ответить на вопросы с помощью простых ответов «да» или «нет» и внести их как «1» (истина) и «0» (ложь) в таблицу. Результаты поражают даже бывалых спорщиков.
Возможности информатики весьма обширны в представлении и конкретизации сведений в областях, связанных с наукой, техникой, строительством, архитектурой и т.п. Химическое вещество предстаёт не только в формулах, но и в 3D кристаллической решётке, показывающей структуру строения вещества с разных точек рассмотрения. Физический процесс демонстрируется при разных условиях состояния модели, среды, где она используется. Разного рода входные данные позволяют провести полноценное исследование процесса, поведения объекта, дающее возможность выявить функциональные закономерности и разного рода ошибки, возникающие в процессе функционирования.
Человек, таким образом организующий своё познание, получает в свои руки мощнейший инструмент, способный организовать многомерное исследование в выбранном направлении, области. Претерпевает ли при этом образование своё качественное изменение? Безусловно да! Кругозор человека расширяется в той мере, насколько он успешно использует метапредметное взаимодействие. Моделирование, изученное в информатике, может быть реализовано в математической, химической, физической, вербальной, словесной, текстовой, звуковой модели, что позволяет активно и разносторонне исследовать мир вокруг. Для ребёнка, готовящегося вступить во взрослую жизнь, это более, чем необходимо.
Какова же ситуация с актуализацией метапредметных связей в сегодняшней школе? Существует всем известное расписание, где каждому уроку по предмету соответствует класс. В классе определённое количество парт, за которыми могут расположиться ученики класса. Для учителя существует тарификационный план, в котором оплата осуществляется за конкретный урок в конкретном классе, и календарно-тематическое планирование, в котором прописаны тема урока и количество отведённых на него часов. Могут и должны ли два учителя вести урок в одном классе? Или же дети должны посетить разные предметные кабинеты два и более раз в течении урока? Или, может быть, учителя должны формировать домашние задания таким образом, чтобы их отвечали не только на уроке, на котором его получили?
Однозначного ответа сегодня нет, как нет и единой позиции администрации школы и учителей-предметников. Администрация школы мотивирует это сложностями с расписанием и оплаты труда учителей, учителя не могут чётко представить структуру и систему взаимодействий между собой и учениками, объёмы подготовки к уроку и систематику заданий по метапредметным связям. Такая позиция участников образовательного процесса отодвигает горизонт эффективного освоения окружающего мира, дифференцируя его по отдельным областям и тем самым лишая человека возможности целостного восприятия окружающей действительности. Многие школьники и по сей день уверены в том, что содержание и изучение предметной области локально и не взаимодействует с другими. Условия взаимодействия им приходится открывать в ситуациях, которые бывают достаточно экстремальными для познания, продуктивность в которых бывает проблематичной.
Главным аргументом в необходимости организации метапредметных связей на уроке становится необходимость формировать системные связи между изучаемыми предметными дисциплинами в школе. Необходимость формирования связей такого рода диктуется всё более усложняющейся информационной картиной мира, где информационные «всплески», соответствующие значительным преобразованиям, открытиям происходят через всё более укорачивающиеся промежутки времени.
Итак, на уроке объявлена тема “Моделирование». Смотрим в учебник: «модель – это форма, отражающая существенные свойства объекта». Узнаём, что для одного объекта может быть создано несколько моделей, а одна модель способна отображать эти же свойства у множества объектов. Здесь же примеры: глобус, череп и т.п. Метод аналогии, к которому обращают внимание учащихся авторы учебника скорее не сработает, так как выстраивание концентрики понимания в жизненном пространстве более характерно для обычного человека, чем выстраивание линейных проекций. Что же требуется?
То, что зачастую отсутствует: прикладная область. Чем она может быть, если, например, смоделирован график функции в виде параболы?
Отвечая на этот вопрос, дети теряются, говорят, что получили ответ в виде графика. Этот ответ воспринимается ими как некий абстрактный, не имеющий отношения к реальности. А реальность, между тем, изобилует фактами, где этот ответ может быть применён: рытьё котлована под фундамент здания, проектирование купола здания, изобарные линии на карте температур и т.д.
Но даже если прикладная область ответа определена, это не означает, что установлены и осознаны метапредметные связи. Необходимо провести исследование модели путём введения расчётных данных, наблюдения за тем, как изменяются функции модели, сама модель. Исследование необходимо проводить, обращаясь к соответствующим прикладным областям: физика, химия, география, математика, информатика.
Физика позволит работать со свойствами физического тела: грунтом, материалом купола; химия – с элементным составом грунта; география – с климатическими условиями, в которых выполняется работа, будет вестись эксплуатация фундамента; математика предоставит необходимые расчётные формулы, касающиеся размеров поверхности, глубины врезки в грунт, необходимость использования определённого вида техники по подходящим параметрам; информатика даст возможность спроектировать эксплуатационные условия и характеристики модели.
Каким же образом со всем этим может справиться обычный школьник?
На основе тех знаний, которые он получил на уроках. Уже в 7-8 классах дети изучают довольно сложный материал, участвуют в олимпиадах, предполагающих ещё более глубокое освоение предмета. Только ответы, которые они получают, теперь необходимо «прикладывать к жизненным условиям, ситуациям».
Оптимальным методом приложения будет являться проектная работа. Она может выполняться как во внеурочное время, так и быть включённой в урочную деятельность.
От учителя требуется обозначить прикладные области исследования по своему предмету и корректировать их освоение учеником, используя разные методы обучения и деятельности, позволяющие ученику превратить процесс образования в увлекательную и полезную для себя деятельность. Очень важна событийность новизны, открытий, которые обязательно должны сопровождать процесс исследования.
Ученику необходимо выстроить систематику исследования не только по каждой предметной области, но и связать их в одну исследовательскую структуру, взаимодействие которой с окружающей средой и будет проектироваться. Процесс связи обязателен, так как именно в этом случае ребёнок сможет понять некоторую универсальность модели в среде и универсальность самой среды для последующего моделирования. Определение такого факта состояния среды даст возможность детям поверить в безграничность исследований, познания окружающего мира, что и должно быть одной из целей образовательного процесса.
Поэтому в современной школе необходимо планомерно и масштабно развивать межпредметное взаимодействие во внеурочной и урочной форме, содействовать проектной деятельности, самостоятельным научно-предметным изысканиям учеников. В этом случае будет и интерес к предмету и результаты, которые так необходимы современному ученику и школе.