Представление опыта работы Продуктивное использование современных образовательных технологий,направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Муниципальное образовательное учреждение
Яблоневская основная общеобразовательная школа
муниципального образования-Кораблинский муниципальный район
Рязанской области




Шилина Т.Г.,учитель русского языка и литературы

Продуктивное использование современных образовательных технологий,напрвленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
(из опыта работы)









2015 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Соответствие деятельности учителя основным направлениям
федеральной и региональной политики в сфере образования .стр. 3

2. Обоснование выбора современных образовательных технологий
для внедрения в практику .стр. 3

3.Использование в практической деятельности современных
образовательных технологий .стр. 3-5

4.Внедрение актуальных современных образовательных технологий.
Компетентностно-ориентированные технологии .стр. 6-7

5.Информационно-коммуникационные технологии .стр. 7

6.Здоровьесберегающие технологии .стр. 7-8

7.Результативность внедрения современных образовательных
технологий .стр. 8

















1.Соответствие деятельности учителя основным направлениям федеральной и региональной политики в сфере образования

Основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования в настоящее время являются:
формирование ключевых компетентностей школьников;
сбережение и укрепление здоровья обучающихся;
формирование у них информационной культуры.
В соответствиями с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы должен внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:
технологии компетентностно-ориентированного обучения (метод проектного обучения, технологию портфолио);
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.

2.Обоснование выбора современных образовательных технологий
для внедрения в практику
недостаточно высокая динамика качества знаний учащихся по русскому языку и литературе;
невысокая мотивация к изучению русского языка и литературы;
малорезультативная работа по укреплению и сохранению здоровья детей;
отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося;
отсутствие навыка работы учащихся с информационными ресурсами сети Интернет.

Проанализировав проблемы, я сделала следующие выводы:
необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал;
в урочное и внеурочное время должны применяться педагогические технологии, которые позволят:
сформировать ключевые компетентности обучающихся, в том числе информационные,а также универсальные учебные действия школьников;
необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий как условие самореализации обучающихся, повышения уровня их обученности и качества знаний.

3.Использование в практической деятельности современных образовательных технологий
В своей педагогической деятельности использую современные образовательные технологии, которые формируют ключевые компетентности, универсальные учебные действия обучающихся, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.
СОТ: информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения (метод проектов, портфолио), здоровьесберегающие технологии.



Задачи


Ожидаемые результаты использования СОТ





Создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала

Повышение качества знаний учащихся;



овладение учащимися ключевыми компетентностями,универсальными учебными действиями;



сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

сформированность потребности в здоровом образе жизни;



интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;



снижение дезадаптации в социуме и воздействия негативных факторов внешней среды на личность школьника;



совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.

Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов ( конспекты уроков, тренажеры для фронтальной работы, программы для самообучения и самоконтроля, контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга результативности внедрения СОТ).


СОТ
Виды деятельности

Метод
проектного обучения
Ознакомление учащихся с проектным методом


Оказание помощи в постановке целей


Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников


Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей


Консультирование на всех этапах работы над проектом

Технология
портфолио
Постановка проблемы


Знакомство учащихся с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации учебного процесса


Вооружение учащихся технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио


Совместное конструирование деятельности


Отслеживание наполняемости портфолио


Консультирование учащихся

Информационно-
коммуникационные технологии
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернет


Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля


Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК


Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций проектов

Здоровьесберегающие
технологии
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам


Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся


Осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности


Внедрение курса «Основы православной культуры», комплексно целевой программы «Здоровье»


Проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», «Нет наркотикам» и т.д.)



4.Внедрение актуальных современных образовательных технологий.
Компетентностно-ориентированные технологии

Проектный метод является приоритетным направлением в работе на уроках и во внеурочной деятельности.
Опираюсь на главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с умением учиться всю жизнь.Обучающимися разрабатываются исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты по всем преподаваемым мною предметам.
С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество, расширяются виды и формы.
Презентация проектов учащихся стала традиционной в школе. Лучшими проектами признаны: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие.


Виды проектов
Продукты

Творческие
«Добро и зло в современном обществе и в русских народных сказках»


«Васюткиными тропами»

Информационные
Справочник «Привет, причастие!»


Справочник «Фразеологизмы библейского происхождения в СРЯ»


Иллюстрированный сборник «Славянские боги в сказаниях и мифах»

Исследовательские
Словарь - справочник «Школьный и молодежный сленг»


Исследовательская работа «Детский фольклор»


Альманах «Виктор Петрович Астафьев. Истоки творчества»

Практико-ориентированные
Путеводитель «Мой родной город»


«Таблицы и схемы по русскому языку на электронном носителе»


Стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии.

Технология портфолио. В своей практике применяю технологию портфолио, которая предполагает оценку учебной деятельности самим учеником. В портфолио ученики включают результаты обучения и своего личностногостановления.
Портфолио является формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося.
Учащиеся создают различные виды портфолио: рабочий, тематический, демонстрационный, презентационный, портфолио достижений.
Благодаря внедрению данной технологии учащиеся научились:
работать с постоянно обновляющимся информационным потоком;ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность, работать в сотрудничестве.

5.Информационно-коммуникационные технологии

Использую информационные технологии как средство повышения эффективности обучения.
Разрабатываю мультимедийные уроки по русскому языку и литературе:
 презентации к урокам русского языка и литературы;
 лекции- презентации;
 тренажеры для фронтальной работы;
программы для самообучения учащихся и самоконтроля.
Оказываю помощь учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов; при оформлении рефератов, портфолио.
Использую информационные технологии при проведении уроков:
· «Орфограммы в корне» (5 кл).
· «Сергей Есенин - национальный поэт» (9 кл.)
· «Хохлома - это часть культуры родной земли (н, нн в суффиксах прилагательных)»
(6 кл.) и многие другие.
Мною используются информационные технологии при разработке и проведении внеклассных мероприятий («В здоровом теле - здоровый дух», «Праздник славянской письменности и культуры» и др.)
Творческое использование информационных технологий позволило повысить информационную культуру учащихся, реализовать принцип «обучение с увлечением», активизировать учащихся в процессе обучения и воспитания.

6.Здоровьесберегающие технологии

В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья школьников и профилактика их заболеваний. На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии.



Задача
Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Сохранение и укрепление здоровья учащихся








Соблюдение санитарно-гигиенического режима


Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам


Разнообразие форм и методов работы


Смена видов деятельности


Чередование видов активности (интеллектуальная –> эмоциональная –> двигательная)


Физкультминутки, гимнастика для глаз


Написание учащимися творческих работ по вопросам здорового образа жизни


Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением школьного врача


Проведение мероприятий физкультурно- спортивной
направленности



7.Результативность внедрения современных образовательных технологий

Результатами внедрения современных образовательных технологий являются:
1. Стабильный уровень обученности школьников на всех ступенях обучения.
2. Положительная динамика по показателю «Качество знаний» на всех ступенях обучения.
3. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
4. Повышение мотивации к образованию, компетентному выбору профессионального и жизненного пути.
5. Развитие у школьников навыков оценочной (самооценочной) деятельности.
6. Овладение учащимися ключевыми компетентностями.
7. Сформированность научно-исследовательских навыков.
8. Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.
9. Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.
10. Уменьшение количества пропусков в связи простудными заболеваниями на 5%
11. Сформированность потребности в здоровом образе жизни.

Таким образом, использование современных образовательных технологий открывает новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствует формированию ключевых компетентностей; позволяет добиваться более высоких результатов в обучении и воспитании школьников.









13PAGE 15


13PAGE 14815




15