Модель психолого-педагогического сопровождения взросления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения


Модель психолого-педагогического сопровождения взросления детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения
Чернова Анастасия Александровна
Общество выдвигает новые требования к современной личности – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим в настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности - отношение к миру, к сверстникам и взрослым, формируется эмоционально-нравственная сфера. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребёнка, является его воспитание и обучение. Неблагоприятная микросоциальная среда, неправильный тип воспитания в семье и многие другие социальные и психологические предпосылки служат отягощающим фактором в эмоциональном развитии дошкольников. Все это приводит к необходимости поиска новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов.
В связи с этим на базе МБДОУ №293 города Ростова-на-Дону, планируется экспериментально проверить и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения взросления детей, имеющих разный опыт доверительных отношений.
Цель - обоснование модели психолого-педагогического сопровождения взросления детей, имеющих разный опыт доверительных отношений с близкими взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задача - экспериментально проверить модель психолого-педагогического сопровождения взросления дошкольников, имеющих разный опыт доверительных отношений с близкими взрослыми.
Мы полагаем, что взросление дошкольников будет эффективным, если:
- будет основываться на личностно-деятельностном подходе, включающем комплексную программу, направленную на успешное развитие социально-личностных качеств;
- сформировать конгруэнтную модель доверительных отношений ребенка;
- организовать коммуникативное пространство на основе доверительных отношений в системе «педагог - дети- родители» в ДОУ.
Основные подходы и понятия психолого-педагогического
сопровождения взросления детей
Данная модель психолого-педагогического сопровождения взросления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения базируется на концепции отношений В.Н.Мясищева и концепции, отражающие роль доверия и доверительных отношений личности в социальном взаимодействии и развитии личности (Т.П.Скрипкина, П.Н.Шихирев, Э.Эриксон), а также использовались основные положения, культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, АН.Леонтьев, Л.И. Божович. М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.)При описания модели психолого-педагогического сопровождения, мы используем именно понятие взросление. С нашей точки зрения, взросление в широком смысле - это процесс вхождения индивида в социальный мир взрослых путем разрешения возрастных задач, поставленных перед ним обществом, который происходит при условии определенной меры выраженности доверительных отношений.
Возрастная задача – неопределенная ситуация взросления
Выявление противоречия
Формирование средств для разрешения
Разрешение противоречия
Образование личностных свойств
Уровень рефлексии
Доверие к себе/доверие к другим
Осознание того, что было достигнуто

Социальная действительность, социальные задачи, требования общества
Условия воспитания
Определенные позиции со стороны воспитывающего социального института, семьи – детского дома

Рис.№1 Модель взросления
Сконструированная теоретическая модель процесса взросления, показывает, что одним из системообразующих факторов взросления является доверие. В дошкольном возрасте данная модель взросления осуществляется в активном взаимодействии со взрослым и зависит от опыта доверительных отношений ребенка, типа привязанности.
Мы рассматриваем доверие, с одной стороны, как важное условие взросления и изменения самого человека, а с другой, как критерий взросления. Доверие является одним из механизмов, способов, интегрирующих внешнее и внутреннее, делая их соотносительными друг другу в субъективном мире ребенка и тем самым определяет тип взросления как процесса социализации и индивидуализации.
Нами были эмпирически выявлены типы взросления, в основе которых лежат модели доверительных отношений, которые мы назвали: отчужденный (внутренне-напряженный), защитный, конформный, самодостаточный, противоречивый.
Высокий уровень доверия к себе
Низкий уровень доверия к себе
Низкий уровень доверия к другим
Высокий уровень к другим
Индивидуализация
Социализация
Противоречивый
Отчужденный
Конформный
Самодостаточный
Конструктивное взросление
Защитный

Рис.№2 Типы взросления детей при разных моделях доверительных отношений в процессе социализации и индивидуализации
Защитный тип взросления - ему соответствует неконгруэнтная модель доверительных отношений: высокий уровень доверия к себе и низкий уровень доверия к другим. Отчужденный тип взросления - соответствует дезадаптивная модель доверительных отношений: низкий уровень доверия к себе и доверия к другим.Самодостаточный тип взросления - ему соответствует конгруэнтная модель доверительных отношений: оптимальная мера выраженности доверия к себе и доверия к другим.Конформный тип взросления – соответствует псевдоадаптивная модель доверительных отношений: низкий уровень доверия к себе и высокий уровень доверия к другим.Противоречивый тип взросления – ему соответствует неадекватная модель доверительных отношений: завышенный уровень доверия к себе и доверия к другим[1].
Выделенные типы взросления позволяют прогнозировать стратегию развития детей. Каждый тип взросления характеризуется своими особенностями на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Организация деятельности сопровождения
Приоритетными задачами дошкольной ступени являются:
1) создание комфортных условий жизнедеятельности детей, которые будут способствовать чувству защищенности, уверенности ребенка в том, что его любят, а также его физическую и психологическую безопасность;
2) создание обогащенной предметно-развивающей среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах детской деятельности, проявлению любознательности, творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
3) организация игрового взаимодействие с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию ребенка в современной социально-культурной среде;
4) содействие полноценному развитию детей на основе освоения содержания основных образовательных областей в соответствии с ФГТ, а также возрастными и индивидуальными особенностями.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ заключается в том, что все сотрудники участвуют в реализации поставленных задач, в организации коммуникативного пространства на основе доверительных отношений.
В этих целях проводится диагностика педагогов для определения уровня профессиональной компетенции на разных этапах (при поступлении на работу, в конце каждого учебного года). Также регулярно проводится программа научно-методического семинара-практикума по теме «Проблема формирования доверительных отношений с дошкольниками в условиях ДОУ».
Работа с педагогическим коллективом и каждым педагогом конкретно, выстраивается следующим образом:
1) развитие мотивационной готовности к освоению инновации будет эффективно при создании развивающей среды, в которой реализуется субъект-субъектный подход к организации педагогического взаимодействия, диалогическое общение, создана атмосфера доброжелательности и доверительности, учитывается неповторимость и уникальность жизненного и профессионального опыта каждого воспитателя, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития (принцип психологической комфортности);
2) использование активных форм работы с педагогами, создание условий для осмысления методологических знаний и самостоятельной разработки траектории собственного творческого саморазвития (принцип деятельности);
3) придание мероприятиям персонифицированного характера, обеспечение возможности продвижения каждого воспитателя своим темпом, учет его индивидуальных целей, возможностей и характера вероятных затруднений (принцип минимакса);
4) обеспечение воспитателями понимания взаимосвязи между процессами саморазвития, самосовершенствования, между способностью к рефлексии собственной деятельности и ее результативностью (принцип целостности);
5) обеспечение возможности выбора форм, способов взаимодействия, при этом сам термин «сопровождение» подчеркивает самостоятельность воспитателя в осуществлении выбора и принятии решений (принцип вариативности);
6) комплексность сопровождения, приоритет интересов сопровождаемого, согласованность взаимодействия всех участников сопровождения (принцип непрерывности);
7) создание условий для максимальной творческой самореализации каждого педагога (принцип творчества)[3].
Тем самым, психологическое сопровождение педагогического коллектива позволяет обеспечить психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса в контексте личностного развития и профессиональной самореализации.
На пути к достижению этой цели необходимо реализовать задачи, которые обусловливают эффективность в достижении поставленных целей:
– подготовка педагогов системы дошкольного образования к эффективной гуманистической практике на основе современной методологии и инновационных технологий;
– привлечение родителей к взаимодействию с педагогами для успешного решения поставленных целей и задач в различных доступных формах сотрудничества.
Нам представляется целесообразным определить в качестве приоритетных следующие области деятельности сопровождения взросления детей:
- первичная и динамическая диагностика;
- организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса ;-организация взаимодействия с родителями и их обучение.
Диагностика взросления и особенностей доверительных отношений
Основное наше предположение состоит в том, что дети развиваются и воспитываются в различных социальных условиях, поэтому приходят в дошкольное образовательное учреждение с разным опытом доверительных отношений, что и влияет на процесс адаптации к новым социальным условиям и на дальнейшее направление взросления в целом.
Согласно нашему предположению, легкая адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения и в целом конструктивное взросление возможно в том случае, если у ребенка сформировалась базовое доверие к миру в раннем возрасте.
Поэтому на первом этапе, при поступлении ребенка в ДОУ мы планируем проводить первичную диагностику диады «ребенок-мать» для выявления типа привязанности, а также особенности взаимодействия родитель-ребенок. На основе эмпирических данных выделяем группу относительно «благополучных» дошкольников и группу риска. С группой детей, имеющих небезопасный паттерн привязанности (избегающего и тревожно-сопротивляющего видов), на протяжении пребывания их в условиях дошкольного образовательного учреждения будет проводиться психолого-педагогическое сопровождение взросления с целью коррекции доверительных отношений через гармонизацию детско-родительских отношений. Как показывает пилотажное исследование дети с ненадежной привязанностью имеют несбалансированную систему доверительных отношений. А также, что уровень выраженности доверительных отношений взаимосвязан с когнитивными, личностными и поведенческими особенностями ребенка. Поэтому конструктивное взросление ребенка возможно только при условии оптимальной меры выраженности доверия к себе и доверия к другим.
Таким образом, первичная диагностика определения типа привязанности позволит нам определить возможную стратегию взросления ребенка, дать рекомендации воспитателю по взаимодействию с ребенком и родителями, определить траекторию индивидуально-личностного развития ребенка в условиях ДОУ, начать программу социально-психологических занятий для детей и их родителей по гармонизации доверительных отношений к себе и другим людям.
Второй этап (в конце первого года пребывания в детском саду) представляют собой углубленную диагностику,определение зоны ближайшего развития и меры выраженности доверия к себе и другим.
Третий этап предусматривает динамическую диагностику, среди основных задач которой следующие:
- уточнение типа взросления и модели доверительных отношений;
- уточнение индивидуального образовательного маршрута;
- уточнение коррекционно-развивающей программы.
Третий этап реализуется, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной, в начале года. В подготовительной группе в конце года подводятся итоги, делается оценка катамнеза.
Сопровождение ребенка из группы риска осуществляется на протяжении его пребывания в детском саду, даже если в диаде удалось скорректировать детско-родительские отношения, так как чаще всего у детей с несформированным базовым доверием в раннем детстве на последующих этапах онтогенеза наблюдаются проблемы в поведении и развитии.
Организационно-методическое обеспечение образовательного и
коррекционного процесса
После всестороннего обсуждения проблем ребенка из группы риска специалистами ДОУ разрабатывается индивидуальная стратегия развития и коррекции, уточняется индивидуальный образовательный маршрут с учетом рекомендаций всех специалистов (педагог-психолог, представитель администрации, воспитатель, врач, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя).
Тип привязанность


Модель доверительных отношений


Проблемы в развитии и поведении
Возрастные задачи
Тип взросления


- агрессивность;
-тревожность;
- гиперактивность;
- застенчивость;
- страхи;
- замкнутость;
-обидчивость;
- трудности общения.
- формирование личностной автономии;
- формирование дееспособности;
- формирование инициативности.

Программа по формированию доверия к себе и к другим детей
Программа занятий по гармонизации детско-родительских отношений


Данная модель психолого-педагогического сопровождения взросления детей в условиях ДОУ включает в себя комплекс модульно-целевых программ.
Программа психологической коррекции доверительных отношений детей
Под психологической коррекцией социальных и эмоциональных нарушений у детей с проблемами в развитии и поведении, понимается организованная система психологических воздействий, направленных на реабилитацию негативного социального опыта, путем смягчения эмоционального дискомфорта у детей, повышения их активности в общении, устранение агрессивности, неуверенности в себе, высокой тревожности, конфликтности, враждебности. Также коррекционная работа направлена на формирование доверия к себе, к другим людям, на улучшение взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», что очень важно для нормального психического развития и эмоционального здоровья детей.
Цель программы - психологическая коррекция негативного социального опыта и коррекция отрицательных эмоциональных состояний; преодоление внутриличностного кризиса и поведенческих отклонений у детей; формирование доверительных отношений.
Задачи коррекционной работы:
-устранить чрезмерное напряжение у детей, вызванного такими личностными реакциями, как агрессия, тревожность, повышенная возбудимость;
-сформировать у ребенка адекватное отношение к себе и к другим;
-развить эмоциональную устойчивость детей, обучая их конструктивным формам и приемам саморегуляции и самоконтроля;
-расширить сферу социального взаимодействия;
-развить и совершенствовать коммуникативные функции;
-помочь в преодоление враждебности и агрессии;
-сформировать доверительное отношение к окружающим и к себе.
В качестве основной формы психокоррекционной работы применяется песочная игротерапия. Также используется психогимнастика и рисуночно-изобразительная деятельность.
В основу данной коррекционной программы положены занятия, которые строятся по принципу концентричности по трем циклам.
Занятия первого цикла направлены на снижение уровня тревожности, агрессии через тактильно-кинестетические игры с песком.
Занятия второго цикла проводятся с целью развития коммуникативных навыков, освобождение от агрессивных форм поведения, формирование умения самостоятельно разрешать конфликты, формировать способность понимать и сопереживать ближнему.
Занятия третьего цикла направлены на создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений, закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без помощи взрослого.
Психогимнастика. Это курс специальных занятий, включающих этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Для занятий подходит «Психогимнастика» разработанная М.И. Чистяковой, т.к. она ориентированна на детей дошкольного возраста и помогает решить ряд задач, стоящих в нашей коррекционной работе. Акцент делается на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Основная цель, которых – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения. Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Рисуночно-изобразительная деятельность. Для устранения агрессивности, враждебности и эмоциональной напряженности в целом, применяются проективные методы. На занятиях можно предлагать следующие темы для рисования: «Самое веселое», «Когда мне грустно», «Чего на свете не бывает», «Счастливый день», «Чего я боюсь». Эффективно использование коллективного рисования, когда дети учатся действовать совместно. Совместное рисование на больших листах особенно придает уверенность в собственных возможностях. Предлагаются следующие задания: «Сказочный город», «Наша группа», «Зоопарк», «Мы гуляем» и др. коллективный рисунок незаменим для объединения группы, что необходимо для формирования доверия детей друг к другу.
Организация взаимодействия с родителями и их обучение
Проблема изменения позиции педагога, ориентация на гуманистические, общечеловеческие ценности и доверительный стиль диалогического общения особенно остро ставит задачу перестройки содержания, форм и методов работы педагога в образовательном процессе и определяет их направленность по отношению к различным методам работы и способам взаимодействия с детьми и их родителями. Семья и дошкольное образовательной учреждение – два важных института социализации детей. Важно создать единое воспитательно-образовательное пространство «родители – дети – воспитатели», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет интересов и возможностей, прав и обязанностей каждого.В модели психолого-педагогического сопровождения взросления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения основной акцент делается на совместной деятельности родителей и детей совместно со специалистом.
Программа гармонизации детско-родительских отношений методом сказочной куклотерапииЦель тренинга является гармонизация взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок» на основе установления теплых эмоциональных взаимоотношений, эмпатии, взаимопринятия, базового доверия.
Задачи:
Актуализировать позитивный эмоциональный опыт;
Развивать способности к децентрированию, умение вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон;
Организовать безоценочную совместную деятельность взрослого и ребёнка;
Стимулировать самовыражение эмоционального состояния посредством метода сказочной куклотерапии;
Повысить компетентность родителей в области взаимодействия в системе «родитель – ребенок» через проведение совместного занятия;
Установить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.
Развивать коммуникативные навыки ребенка;
Развивать групповую сплоченность, чувства взаимопомощи и поддержки;
Структура занятий
Занятие №1 «Знакомство»
Занятие №2 «Создание образа сказочного героя»
Занятие №3 «Создание куклы-марионетки»
Занятие №4 «Разрешите представиться» - Оживление и знакомство с куклой-марионеткой
Занятия №5-9 « Мы такие разные» Инсценировка этюдов
Занятие №10 «Все вместе»
Таким образом, примерная модель психолого-педагогического сопровождения взросления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения – это:
– открытие детьми мира, самого себя и других людей в этом мире в собственнойдеятельности (игровой, художественной и др.);
– открытие новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностныхспособностей и коммуникативно-нравственных качеств личности детей, ведущих их кдальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни;
– открытие для педагогов новых путей самоизменения и самореализации, новыхсмыслов жизни и горизонтов развития (личностного и профессионального);
–открытие для родителей возможности более глубокого понимания своих детей ивидения новых смыслов в собственной судьбе.
Данная проектировочная модель психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих разный опыт доверительных отношений, в условиях дошкольного образовательного учреждения, планируем реализовать на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида второй категории №293 Советского района города Ростова-на-Дону в 2013 – 2014 учебном году.
Литература:
Скрипкина Т.П. Психология доверия. – М. «Академия», 2000
Чернова А.А. Особенности взросления при разных моделях доверительных отношений у подростков/ Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. проф. Т.П. Скрипкиной. – Ростов н/Д., РГПУ, 2006
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ». // научный руководитель Л.Г. Петерсон/ под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыкова. – М.:Цветной мир, 2012