Конспект занятия по развитию речи Сказочное путешествие


Конспект
итогового комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению дошкольников с художественной литературой для детей средней группы.
Тема:
«Сказочное путешествие».
Воспитатель: Щербакова Н. В. первая квалификационная категория, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея».
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказках (по программе) .Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции: память, логическое мышление, творческое воображение, связную и выразительную речь.
2. Использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.
Оборудование:
ткань для речки; комнатный цветок – фиалка, куколка маленькая (Дюймовочка) ; домик, герои сказки «Заюшкина избушка», картинки героев сказок «Гуси-лебеди» и «Красная шапочка», магнитная доска, стенд с книгами К. И. Чуковского, ноутбук, мыло, полотенце, зубная паста и щетка, тарелка, кастрюля, ложка, сковорода, чашка, самовар, баранки, монетка, градусник, вата, шприц, фонендоскоп, шоколадка, перчатки, телефон, театр тактильных ощущений, волшебная книга.
Музыкальное оформление
аудиозапись «Звуки природы» (голоса птиц, шум ветра и ручья), мелодия «В гостях у сказки», слова Василисы Прекрасной).
Предварительная работа
Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию; оформление тематической выставки книг; разучивание словесных игр «Что было дальше в сказке», «Из какой мы сказки? », «Кто лишний?», «Угадай на ощупь»; загадывание загадок по сказочным сюжетам; инсценировки по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Жихарка»; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами, драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый)
Организационный момент
(Дети и воспитатель становятся на ковре в круг).
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились. Давайте поздороваемся с гостями.
Пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».
Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое! (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое! » (поднимают руки вверх)
Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра! » (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)
Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! » (улыбаются и кланяются гостям)
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель: Ребята, какая интересная музыка. Как вы думаете, куда она нас приглашает?
Дети: В сказку.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Присаживайтесь на коврик, пожалуйста!
(звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц и голос):
«Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная: налетели гуси – лебеди и унесли мою книгу далеко-далеко, туда, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство - государство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем Бессмертным. Помогите книгу вызволить, без вашей помощи мне не обойтись! К ручейку пойдете и подсказку у рыбки найдете. С низким поклоном Василиса Прекрасная».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?
(Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.)
Воспитатель: Тогда вставайте и тихонько, друг за дружкой шагайте.
(звучит аудиозапись - шум ручья)
-Смотрите, впереди - речка! Как же нам ее перейти?
(дети высказываются, предлагают)
Воспитатель: Василиса говорила, что подсказку у рыбки найдем.
(Звучит аудиозапись с голосом: «Кто доброе слово о сказке назовет, тот ручей смело перейдет») - Ребята, как можно сказать добрыми словами о сказке, какая она?
Дети: волшебная, чудесная, сказочная, добрая, справедливая, мудрая, интересная, грустная (дети говорят слова и переходят речку) Воспитатель: Молодцы! Ребята, смотрите, какой красивый цветок! Кто знает, как он называется?
Дети: Фиалка
(на столе цветок, а в нем спряталась Дюймовочка)
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, кто живет в этом цветке.
«Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку»?
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, Дюймовочка спрашивает, какие вы знаете сказки? Давайте мы расскажем ей, при помощи наших пальчиков. Приготовили свои пальчики.
Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть… »
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики),
Будем сказки называть (хлопаем в ладоши).
«Рукавичка», «Теремок», «Колобок» – румяный бок,
«Три медведя», «Серый Волк и Лиса», есть «Снегурочка» – краса.
«Жихарку» не позабудем, «Репку» и «Хаврошечку»,
знаем «Волка и семеро козлят» (загибаем пальчики на каждое название сказки).
Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши) .Воспитатель: Молодцы! Ребята, помогите Дюймовочке вспомнить, какие слова надо сказать:
- Машеньке, чтобы медведь не сел на пенек?
- Лисе, чтобы петушок выглянул в окошко?
- Волку, чтобы наловить много рыбы?
- Бабушке, чтобы Красная шапочка, могла открыть дверь?
- Петушку, чтобы котик спас его от лисы?
Воспитатель: Молодцы! Спасибо! Нам пора дальше в путь.
Воспитатель: Ой, смотрите, рукавичка. Какая же сказка здесь живет?
- В этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите.
В рукавичке живут мышка -… (дети отвечают – поскребушка, лягушка -попрыгушка, зайчик -побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, медведюшка - батюшка) .
Мимическая гимнастика
-Давайте, мы как мышка испугаемся;
- Как лягушка похохочем (ха-ха-ха) ; - Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;
- Как волк повоем (у-у-у) ; - Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы;
- Как медведь нахмуримся.
Молодцы! Пора в путь.
Воспитатель: Ребята, смотрите, домик. Зайка сидит и плачет. Как вы думаете, из какой он сказки? (ответы детей) - Давайте спросим его, о чем он плачет.
Зайчик (ребенок в маске) – Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне в гости, да и выгнала меня.
Воспитатель: Ребята, почему у лисички избушка растаяла?
Дети: Потому что была ледяная.
Воспитатель: А ледяная, это из чего? (ответы детей)
- Что может быть изо льда? (дети – замок, сосулька, горка, каток)
- А лубяная, это какая? (дети – из дерева)
- Что бывает деревянным? (дети - стол, стул, шкаф, дом, доска)
Д/игра « Расставьте героев сказки по порядку».
- Кто первый пришел на помощь зайчику? (ответы детей)
- Кто второй? (дети отвечают)
- Кого не хватает среди героев? (дети – петушка)
- Как можно сказать о петушке? Какой он? (сильный, смелый, храбрый, добрый, отзывчивый)
Воспитатель: Как можно назвать лису, какая она? (хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная) Д/игра «Назови сказку»:
- Назовите сказки, которые начинаются словами:
-шла лисичка( «Лиса - лапотница», «Лисичка со скалочкой»,
- бежала лиса( «Лиса и козел»,
- сидит лиса( «Хитрая лиса») .
- Назовите сказку, где лиса была добрая: - «Снегурушка и лиса»,
- «Кот и лиса».
Воспитатель: Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы зайчик не плакал.
Дети: Зайчик и лиса подружились; построить лисичке новый дом; выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала; объяснить лисичке, что друзья так не поступают.
Воспитатель: Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород».
Взаимомассаж "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"
Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие гpядки (попеpек спины) .Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)
Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки).
А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")
Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания).
А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания, как будто ямки заравниваешь) .Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очеpеди) И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")
Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).
Заровняет в то же время (опять поглаживания)
И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки) .(Официальный сайт «Академия детства», автор В. Степанов.)
Воспитатель: И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.
- Угадайте, какая сказка здесь живет?
«Сидит девочка в корзинке, у мишки за спиной.
Он сам того не ведая, несет ее домой».
(ответы детей)
Воспитатель: Зачем, Маша отправилась в лес?
- Можно детям одним уходить из дома? Почему? (дети рассуждают)
- Что с ней случилось в лесу?
- Что она кричала, когда заблудилась?
Дети: АУ, АУ.
Воспитатель: Какой первый звук в слове «Ау»? (а)
- Придумайте слова со звуком «А», в начале слова (арбуз, ананас, абрикос) . - Слушайте внимательно, я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если слово начинается со звука «У»: жираф, улитка, удод, изюм, утка, банан, узор, удочка. Молодцы!
Воспитатель: А теперь внимание, следующее задание.
- Герои просят: «А сейчас, вы друзья узнайте нас».
(на доске картинки героев сказок «Гуси-лебеди» и «Красная шапочка», среди них герои совсем из другой сказки)
Подскажите, из какой сказки эти герои?
Д/игра «Кто лишний и почему?»
Молодцы! Умнички!
Воспитатель: Дальше в путь шагаем, что нас ждет, не знаем!
- Посмотрите, сколько перед нами книг. Интересно, знакомы ли нам эти сказки?
- Предлагаю поиграть в игру «Узнай сказку по обложке».
(На столе лежат книги: «Федорино горе», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», дети по обложке должны вспомнить название сказки) Воспитатель: (показывает книгу) - Это сказка … Федорино горе. Правильно. Молодцы!
Скажите, чему она нас учит? (бережному обращению с посудой, порядку)
- Айболит (быть добрыми, заботиться о других, помогать) ; - Муха – Цокотуха (смелости, уметь помогать другим) ; - Тараканище (быть смелым, добрым) ;- Мойдодыр (аккуратности и опрятности, чистоте) . - Путаница (порядку, жить по правилам, дружно, помогать в беде).
Воспитатель: - Кто автор этих сказок?
Дети: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель: Ребята, герои сказок перепутали все предметы. Помогите найти хозяина!
Д/игра «Кому принадлежат эти предметы? »
(на столе разложены предметы, нужно угадать, кому они принадлежат)
1. Мыло, полотенце, зубная паста и щетка – Мойдодыр.
2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода – Федорино горе.
3. Чашка, самовар, баранки, монетка – Муха – Цокотуха.
4. Градусник, вата, шприц, фонендоскоп – Айболит.
5. Галоши, шоколад, перчатки, телефон – Телефон.
Воспитатель: Следующее задание «Проблемные ситуации».
Ситуация 1.
В сказке «Колосок» петушок не угостил мышат пирогами, потому что они не помогали ему трудиться. Как бы вы поступили на месте петушка?
а) Так же, как он, не стали бы угощать;
б) Нашли бы им работу и заставили трудиться;
в) Простили бы их и пригласили пить чай.
Ситуация 2.
В сказке «Три поросенка» Наф – Наф помог своим братьям, когда они к нему прибежали. Как бы вы поступили на его месте?
а) Пустили спрятаться от волка в своем доме;
б) Не пустили бы к себе в дом;
в) Помирили всех и стали дружить.
Воспитатель: Ребята, смотрите какой загадочный сундучок». Вам интересно, что в нем? (подходят к сундучку и рассматривают) Какие-то карточки. Давайте рассмотрим их и потрогаем ручками на ощупь.
Игра «Угадай на ощупь»
- Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, лягушка или ёжик.
Молодцы!
Воспитатель: Куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут.
(появляется Василиса Прекрасная)
Василиса Прекрасная: Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее дарю. Но, сначала ответьте на мой вопрос:
- Зачем людям нужны книги?
- Как нужно с ними обращаться?
- Почему так говорят: «Будешь книги читать, будешь много знать»?
- Книга учит жить, книгой надо дорожить».
(дети отвечают)
Василиса Прекрасная: Ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите!
Воспитатель: Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Закончить наше путешествие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
Литература
1. Ушакова О. С., «Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет».
2. Ушакова О. С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О. С. Ушакова.
3. Калинина Т. В., «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Издательство: Учитель, 2011.
5. Журнал «Дошкольное образование», №23 ( 95) ноябрь, 2002 г. стр. 21-23, «Путешествие по сказкам».
7. Русские сказки от А до Я. «По щучьему веленью», издательство «Урал-Пресс ЛТД», 1993г.
9. Артемова Л . В., «Театрализованные игры дошкольников».
10. Интернет – ресурсы.