Конспект занятия на тему: Мир чувств и эмоций для обучающихся 6-9 класса с ОВЗ


Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ
«Мир чувств и эмоций» с использованием изотерапии.
1.Вступление. Сообщение темы. Орг. момент. (Цветы в вазе).
Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, о чеммы с вами сегодня поговорим? (Обратите внимание на атрибутику)Не только о цветах, но и чувствах.
ЦЕЛЬ: снятие психоэмоционального напряжения и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.
Задачи:
Вызвать у ребят познавательный интерес к психологическим знаниям;
Уточнить и расширить имеющиеся представления о цветах на психологических занятиях;
Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;
Закрепление навыка взаимодействия в группах;
Создание чувства сплоченности коллектива;
Развитие зрительного внимания, восприятия;
Создание положительного эмоционального настроения.
Обучать приемам изотерапии, сказкотерапии, активизация словаря, умение отвечать на вопросы, развитие связной речи, расширить словарный запас, развивать координацию движений.
Необходимые материалы и оборудование: цветы и ваза из цветной бумаги, фланелеграф, клей, листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, футболки жёлтого и голубого цвета, таблица «Палитра цветов», музыка для релаксации.
2.Упражнение «Цветок настроения».
Сейчас мы будем с вами составлять букет цветов.
Каждый из вас должен выбрать цветок в соответствии с вашим сегодняшним настроением.
КРАСНЫЙ -весёлое, радостное, активное настроение.
ЖЁЛТЫЙ – светлое, приятное настроение.
ГОЛУБОЙ –грустное, тревожное настроение, хочется помолчать, подумать, помечтать, или плохо себя чувствую.
(дети составляют букет, прикрепляя цветы на доску).
3.Упражнение «Художники Огонек и Льдинка».
Задаю детям ряд вопросов:
- Кто такие художники? В чём задача их профессии?
- Назовите предметы, которые есть у вас дома, украшенные художниками.
- Художники в работе используют все краски, а вы знаете, что цвета можно разделить на 2 группы,? Как вы думаете, какие? (Теплые и холодные)
- Назовите все тёплые цвета, все холодные.
После беседы с детьми обобщаю ответы детей и делаю вывод о том, что профессия художника очень важна, без художников всё вокруг было бы скучным и однообразным. Чтобы стать художником, нужно много знать и быть очень наблюдательным.
Сказкотерапия. Рассказываю детям сказку о художниках.
В сказочной стране Рисовалии, где правила Королева - Кисточка, жили - были два Художника.
вызываю двух желающих детей, которые сыграют роль Художников.
Художники были очень похожи: оба они очень любили рисовать и дарить радость людям, а ещё оба носили футболки. Но были между этими Художниками и различия: один носил жёлтую, второй – голубую, один любил использовать в своих работах тёплые цвета, второй - холодные. Поэтому жители этой страны звали художников Огонёк и Льдинка.
Надеваю Художникамжелтую и голубуюфутболки и задаюдетям вопрос:
- Догадайтесь, кто из них Огонёк, а кто Льдинка?
Предполагаемые ответы детей:
В жёлтой футболке – Художник Огонёк, жёлтый - цвет теплый, даёт ощущение тепла, огня, в голубой - Художник Льдинка, голубой цвет холодный, даёт ощущение холода.
- Художники создали много картин и решили устроить для жителей города вернисаж.
-Что такое вернисаж? (Выставка картин) .Но на вернисаже все картины перепутали.
(На магнитной доске выставлены вразнобой 8 рисунков, выполненных теплыми и холодными красками).
Наша задача - определить авторство работ, то есть назвать, кто какую картину нарисовал. Для вас напоминаю: Льдинка рисует холодными красками, Огонёк - тёплыми.
Дети выполняют задание, комментируя свой выбор, развешивают картины в соответствующем порядке.
Например: «В работе «Морское дно» использованы синяя, голубая, фиолетовая краски. Эти цвета холодные, значит, картину рисовал художник Льдинка, он любит рисовать холодными красками.
«В работе цыплята на прогулке» мы видим много жёлтого и оранжевого цвета. Эти цвета тёплые, значит, это рисовал художник Огонёк».
После того, как все работы распределены между двумя Художниками, задаею им вопросы:
- Художник Огонёк, ты согласен с выбором ребят? Это твои работы? Чей ответ тебе понравился?
- Художник Льдинка, ребята правильно определили твои работы? Чей ответ понравился больше?
Дети, изображающие Художников, комментируют и оценивают выполнение задания ребят.
4.Упражнение «Палитра чувств».
Ребята, а давайте теперь вы все станете художниками и посовещавшись друг с другом, и создадите свою палитру цветов, заполнив таблицу (см. приложение 1).
Нужно к каждому чувству человека подобрать цвет.
5. Релаксация" Цветок "
Под спокойную расслабляющую музыку покажите ребёнку фотографии различных цветов, если есть комнатные цветы – пусть он подойдёт к ним, потрогает листочки. Можете предложить полить цветы. Спросите, какой цветок ему понравился больше всего? Каким бы цветком он хотел стать? Затем скажите:
«Ты выбрал замечательный цветочек! И сейчас ты можешь превратиться в него. Давай попробуем!   Сядь на корточки, опустите голову и руки. Представь, что ты маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представил? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел тебя. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стал расти ты! Начинай медленно вставать. Расти-расти…и вот ты уже какой большой! Теперь разведите руки в стороны. Ты нежишься на солнышке, подставляешь теплу и свету каждый лепесток. Улыбнись, приподними подбородок, представьте, что ты смотришь на солнышко, медленно поворачивай голову вправо-влево. Тебе спокойно, приятно. Тебе очень хорошо.  Теперь соедини свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуй на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуй на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрей своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться.  Начинай медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнись ему.
6.Рефлексия.
- Ребята, а теперь возьмите чистые листы, карандаши или фломастеры, и нарисуйте тот цветок, который вы представили.
Приложение 1.
Палитра чувств
№ Цвет Чувства
1 Радость
2 Печаль
3 Гнев
4 Любовь
5 Тревога
6 Скука
7 Спокойствие
8 Неопределенность
9 Счастье
10 Раздражение