Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. Диагностический инструментарий.


Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГУ «Отдел образования » Жаркаинского района
ОБУЧАЛКИ И РАЗВИВАЛКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Методическое пособие по формированию графомоторных навыков, и развитию мелкой и крупной моторики.
Г.Державинск, 2015 год
Рецензенты:
Руспекова Айгуль Аскаровна – заведующая КГУ «Межрайонная психолого-медико-педагогическая консультация №1, г.Атбасар » управления образования Акмолинской области
Парусимова Дарья Николаевна – заведующая КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №7, город Державинск» отдела образования Жаркаинского района
Составитель:
Саденова Сауле Алимхановна – методист КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №7, город Державинск» отдела образования Жаркаинского района
Предлагаемый комплект материалов предназначен для работы с детьми дошкольного возраста ( начиная с трех лет) и младшего школьного возраста, как в условиях семьи, так и в дошкольных и школьных учреждениях различного вида ( детский сад, центры развития, центры подготовки к школе, школы, кабинеты психолого-педагогической коррекции и т.д. )
Настоящее пособие содержит основные направления в диагностической работе, практический материал, необходимый для организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. А также для детей имеющих нарушения в психофизическом развитии.
Пособие адресовано педагогам-психологам, дефектологам, учителям общеобразовательных школ.
Рассмотрено, утверждено на районном семинаре -тренинге педагогов-психологов Жаркаинского района протоколом № 1 от 06.09.2015 года.
ОБУЧАЛКИ И РАЗВИВАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Особые дети" - какой термин странный!
Порой, неприятный...Не всем он понятный...
Но в семьях, в которых те дети живут, Так странно любимых детей не зовут!
Для папы и мамы - он милый ребёнок!
В борьбе за него - они с самых пелёнок!
И кажется если, что мир отвернулся, А ужас клубочком на сердце свернулся....
Глянешь лишь только в родные глазёнки –
И понимаешь, что этот ребёнок - Особенный!
Твой! Родной! Дорогой!
И снова, и снова ведёшь с жизнью бой!. Я слышу, и я забываю.
Я вижу. Ия помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста в разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем у эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Очень часто вторичным дефектом в психофизическом развитии у детей с особыми образовательными потребностями является несформрованность графомоторных навыков, крупной и мелкой моторики рук, несоответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, самоконтроля, работоспособности-всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность
А без этого будет затруднен процесс обучения в школе, что может сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка
И мышление этих детей сформировано так, что обучение должно иметь предметно-продуктивный характер. А это значит видеть, трогать, обонять, осязать, и Делать все самому, и прочувствовать весь процесс самостоятельно. Потому что, « в Среде не ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хотя бы, не имелось у Человека». ( Павел Флоренский) .
Исходя их этой научной гипотезы, в основе выбора методик в нашей работе лежит, представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы двигательного потенциала.
В специальной литературе ( А.В. Семенович, Сиротюк А.Л., Зегебарт Г.М., Ильичева О.С., Шанина Г.Е. и до) можно найти немало разработок на эту тему.
Существует много методов и приемов в коррекционно-развивающей работе по формированию мелкой моторики рук. Хочу предложить вашему вниманию, те методы и приемы работы, которые успешно применяли на практике в нашем кабинете психолого-педагогической коррекции.
Комплексы упражнений, методик направлены в первую очередь на формирование графомоторных навыков ( плавности, ритмичности, и точности выполнения движений, освоения оптимального способа удержания карандаша и т.п.), координации движений, синхронизации работы глаз и рук, умения доводить начатое дело до конца, понимать поэтапные ( одно, двух, трех) инструкции, самоконтроля, развитие наглядно-образного мышления, волевой сферы и соответственно создают предпосылки успешного овладения учебной деятельности. Такая работа особенно необходима детям, у которых по разным причинам ( медицинского и психологического характера) имеются те или иные нарушения в развитии. Страдает моторика рук. Речь, наблюдаются трудности в овладении навками письма. Рисования. Чтения и т.д.
Один из них это Игры с прищепками.
Как нужно правильно играть: Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать. Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.
Как сделать игру:
1. Берём картон, желательно плотный и не очень толстый.
2. Распечатываем картинки.
3. Приклеиваем их на картон.
4. Вырезаем.
5. Ламинируем, чтобы дольше служили. Заламинировать можно скотчем (я ламинировала пленкой на ламинаторе).
6. Покупаем крепкие прищепки нужного цвета (лучше купить деревянные прищепки и покрасить их в нужные цвета).
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
1. Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
2. Щип-щип. Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.
3. Рыбки. Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек.
4. Цвета. Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету.
5. Вешаем бельё. Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.
6. Бусы и счёты. Сделайте с малышом бусы из прищепок, нанизав их на шнурок. Если Ваш малыш уже знаком с основными цветами, предложите ему чередовать прищепки по цвету. А если натянуть шнурок между ножками стула, получаются отличные счёты. Эта игра тренирует ловкость пальчиков, помогает закреплять понятия о цветах, формировать начальные навыки счёта.
7. Ладошка. Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.
8. Жуки. Прикрепите прищепки в разных местах по всей комнате — на шторы, на скатерть, на книжку, на игрушку, на ковёр… Скажите малышу, что маленькие жуки спрятались и нам надо их найти и посадить в домик-коробку. Эта игра развивает внимание.
9. Травка. Дайте малышу несколько картонных полосок разной длины, договорившись с ним, что это будут полянки. Предложите посадить на полянку травку. Эта игра формирует понятия «длинный — короткий».
10. Уголки. Дайте малышу геометрические фигуры из картона. Предложите прикреплять прищепки к уголкам. Эта игра помогает изучить понятие «угол». С детишками постарше можно посчитать количество углов, расширяя понятие о многоугольниках.
11. Конструктор. Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.
Эти игры можно использовать в режиме специального образования, инклюзивного обучения, дошкольного, младшего школьного обучения в детских дошкольных и организациях среднего общего образования.
Приложение. Дополнительный стимульный материал





Арттерапия в работе с детьми с особыми потребностями, как метод и приемы формирования, коррекции и предупреждения отклонений в психофизическом, эмоциональном развитии. Игры-упражнения с изобразительным материалом - красками, карандашами, бумагой, мелками. Пластилином – это может быть рисование пальцами ( пуантилизм), экспериментирование с цветом, пластилином, тестом ( создание простейших форм, их уничтожение)
Рисование ладошками, пальцами, шаблонами.
Распечатывается шаблон и гости смогут оставить свои отпечатки пальцев, рядом с которыми по желанию можно написать пожелания.




Также можно использовать в работе метод оригами.

Образец выполнения




Также можно использовать лепку из пластилина, как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми при формировании различных психологических, сенсомоторных навыков
.


Очень хорошо развивает и обучает детей использование наглядно на практике письменных заданий. Стимульный материал, который используется на занятиях в индивидуальной форме, учитывая дифференцированный подход, развивает наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.



























































































Время довольно длинно для тех, кто трудится
и кто мыслит, тот расширяет его пределы.
Вольтер
Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования графомоторных навыков. Поэтому следуя принципам педагогического наследия М.Монтессори Помоги мне это сделать самому, мы придаем большое внимание, и значение упражнениям в «практической жизни».
Под мускульным или моторным воспитанием понималось физическое развитие, а это: ходьба, движение, речь, а также приучение к движениям, необходимым для выполнения обыденных житейских навыков и актов: одеванию, раздеванию, застегиванию платья и обуви и т.д.
Упражнения могут выполняться в виде вольной гимнастики ( игры, в особенности на воздухе), а также как общеукрепляющие: маршировка, координация движений пальцев, уход за растениями, животными, землей.
Воспитывая такие чувства как осязание у ребенка ( тактильное чувство), определение температуры ( термическое чувство), давления (барическое чувство),ориентация а пространстве ( стереогностическое чувство), обоняние, вкус, зрение ( умение определить на глаз толщину, вышину, объем, цвет, форму), мы стремимся к развитию духовных сил ребенка.
« Если физический уход дает ребенку счастливое ощущение здорового тела,то заботы об умственном и моральном состоянии ребенка открывают ему путь к высшим радостям духовного мира, ведут к беспрерывным сюрпризам и чудесным открытиям не только во внещней среде, но и в глубочайших тайниках его собственной души»
Мария Монтессори ( 1870-1952)