Проект «Объединение детей по интересам как средство социально-личностного развития детей»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 168» г. Перми
П Р О Е К Т
«Объединение детей по интересам
как средство социально-личностного развития детей»
Вид проекта: социально-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: педагоги, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 168»г. Перми и их родители.
Автор проекта: воспитатель
Демчук Екатерина Владимировна
г. Пермь, 2016-2017
Актуальность:
Становление личности человека происходит в период детства. Для того чтобы быть успешными в современном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Отметим также, что социально–коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из 5 приоритетных направлений деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одними из основных принципов выдвигает:
- «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…»
Всё изложенное выше определило потребность поиска эффективных моделей организации образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, его активную социальную позицию.
Следующим моментом, определяющим актуальность проекта, является тот факт, что важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Но большинство современных родителей зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях в развитии способностей детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных и развивающих усилий, и родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру и т.п. Те же родители, кто осознает творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. Поэтому педагогам ДОУ нужно уделять особое внимание семье, создавая единое образовательное пространство для развития способностей детей, удовлетворения их потребности в творчестве, общении, предоставлении им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания посредством использования новых форм работы с семьей, новизна которых определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, где родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Гипотеза: Мы считаем, что формой, способствующей социализации дошкольников, формированию их активной жизненной позиции, поощрению детской инициативы, а также созданию условий для активного взаимодействия педагогов, родителей и детей на основе сотрудничества и взаимодействия «на равных», является объединение детей по интересам. Идея создания подобного детского творческого объединения в нашем ДОУ исходила непосредственно от самих детей и их родителей по итогам проведения серии КОП «Волшебные резиночки».
Цель: создание условий для социально-личностного развития ребёнка посредством организации деятельности детского творческого объединения по интересам на институциональном уровне в форме мастерской «Волшебные резиночки».
Задачи:
создать условия для самореализации, самовыражения, самоутверждения детей;
стимулировать коммуникативную активность воспитанников, способствовать расширению круга общения детей, а также активному стимулированию межвозрастного общения воспитанников;
развивать инициативу, организаторские способности, формировать навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности;
активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей, создать условия для вовлечения их в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
У детей:
развиты творческие способности, получена возможность самовыражения на основе творческой деятельности, сформирована адекватная положительная самооценка;
сформировано положительное отношение к окружающим людям (уважение и терпимость к детям и взрослым независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия), уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
сформированы навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми: умение оказывать помощь, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать действия и мнения с партнёрами по деятельности, разрешать конфликтные ситуации, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Родители:
повысили свою педагогическую компетентность;
в результате установления партнерских отношений ДОУ и семьи стали активными участниками педагогического процесса.
Механизмы реализации проекта:
Основным механизмом реализации проекта является организация деятельности добровольного детского объединения на базе общих интересов.
Масштаб деятельности: институциональный уровень.
Инициатива выхода на уровень ДОУ исходит от детей и родителей группы «Капельки». Основой идеи послужило проведение серии КОП (детских и детско-родительских) по плетению из радужных резиночек. Данные практики чрезвычайно заинтересовали воспитанников группы. Причем выяснилось, что процесс плетения резиночками одинаково интересен и девочкам, и мальчикам. Результатом проведения КОП стали заинтересованность детей, положительные отзывы родителей, использование плетения резиночками в самостоятельной деятельности. Дети стали приносить из дома интересные поделки, сплетенные совместно с родителями или старшими сестрами и братьями, пытались научить друг друга их изготовлению, во время прогулок демонстрировали свои поделки воспитанникам других групп, обещали научить их плести. Так родилась идея данного проекта: создание объединения по интересам детей разновозрастных групп как средства социально-личностного развития воспитанников.
Форма объединения: мастерская «Волшебные резиночки», ориентированная на достижение высокого уровня мастерства заинтересованных детей и взрослых в плетении из радужных резиночек.
Основной формой работы мастерской станут краткосрочные образовательные практики, проводимые в новом формате:
«Детские КОП» – практики, проводимые не педагогами, а самими детьми.
«Семейные КОП» - практики, проводимые совместно ребенком и его родителями.
Детские КОП проводятся во второй половине дня, после тихого часа. Семейные КОП организуются в вечернее время после ужина. Все практики предполагают встречи воспитанников и их родителей из разных групп ДОУ, поэтому проводятся в музыкальном зале. Общая продолжительность не более 25 – 30 минут.
Демонстрация практических достижений планируется в виде организации выставок, ярмарок, проведения конкурсов, «встреч знатоков» для обмена информацией и опытом плетения.
Посещение мастерской может иметь различную степень периодичности: регулярное, только на итоговые мероприятия, по мере возможности, наличия свободного времени. То или иное событие может возникать стихийно, каждый участник объединения (и ребенок, и взрослый) может выступить инициатором обсуждения какой-либо значимой темы, проведения нового мероприятия.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап (декабрь 2016).
Изучение методического, научно-популярного материала по теме проекта.
Подбор основного оборудования, материалов для проведения краткосрочных образовательных практик в рамках работы мастерской.
Практический этап (январь – май 2017).
Организацию работы мастерской, демонстрацию практических достижений в виде проведения выставок, ярмарок, конкурсов, «встреч знатоков».
Работу по привлечению родителей, воспитанников ДОУ как новых членов объединения через оформление фото и видео материалов, размещение материалов на сайте ДОУ.
Аналитический этап (май 2017).
Проведение анализа с целью определения эффективности проведенной работы.
Презентация результатов реализации проекта на институциональном, районном, городском уровне через публикацию материалов по теме, выступление на МО, участие в конкурсах педагогического мастерства.
Перспективы проекта:
На данный момент уже определены перспективы проекта. По инициативе воспитанников ДОУ и их родителей планируется организовать поиск друзей, единомышленников в других детских садах с целью обмена опытом и знаниями, что позволит:
значительно увеличить число членов детского творческого объединения;
приобрести статус “сетевого” районного объединения.