Системно – деятельностный подход на уроках домоводства в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

деятельностный подход
на уроках домоводства в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Е.Ю. Мельникова
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Качканарская школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
г. Качканар

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Из года в год в школе проводится коррекционная работа по исправлению недостатков развития обучающихся и приближению этих детей к уровню развития нормальных школьников. Каждому  педагогу   важно увидеть  в  обучающемся  личностные  особенности,  для  развития  конкретных  свойств  конкретного  ученика  в  нужное  именно  для  него  время  и  в  уместных   именно  для  него  обстоятельствах. Только так педагог способен помочь ребёнку в решении его естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач.
Одна из целей современного учебно-воспитательного процесса – создание ситуаций и условий, способствующих осознанию каждым школьником своей индивидуальности.
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Системно – деятельностный подход обучения позволяет в рамках единого образовательного стандарта использовать варианты программ, отличающиеся разной сложностью содержания, объемом и профильной направленностью.
Одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков являются уроки домоводства. В школе для получения бытовых навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья работают два кабинета, которые оснащены необходимыми для работы оборудованием, дидактическим материалом, технологическими картами, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Учитывая слабую ориентировку учащихся коррекционной школы в современной действительности, программы по предмету вносят свой вклад в дело бытовой, социальной ориентации учащихся, овладение ими в будущем прочными знаниями с возможным дальнейшим приобретением социально - бытовых навыков.
Обучение ставит своей целью социальную адаптацию обучающихся посредством трудового обучения, приобщение к современным условиям жизни с учетом их психофизических возможностей, подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.
Исходя из цели, обучение направлено на решение конкретных задач:
Изучить теоретические основы адаптационной системы обучения.
Развивать личностные качества учащихся, а также социально-бытовую, социально-нормативную и социально-трудовую адаптацию учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество.
Вооружить обучающихся достаточными техническими и технологическими знаниями, основам профессиональных навыков и умений, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Провести анализ и разработать методические рекомендации по использованию новых технологий в процессе обучения обучающихся.
Предполагаемые результаты:
Программа обучения включает в себя учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволяет обучающимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта.
Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, можно выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия. Одним из таких средств являются рабочие тетради по предмету.
Опираясь на ежегодные итоговые мониторинги сформированности социально – бытовых умений и навыков (Приложение 1), на нехватку или отсутствие учебников и рабочих тетрадей по предмету, на требования ФГОС, а именно требования к дидактическим материалам, системно – деятельностный подход (основная педагогическая задача которого – это организация условий, инициирующих детское действие). Возникла необходимость разработать рабочие тетради как дидактическое пособие по предмету домоводство. Тетради разработаны для обучающихся с 5 по 9 классы легкой умственной отсталости.
Цель создания дидактического пособия:
Создать оптимальные условия для повышения уровня обученности по предмету домоводство.
Задачи создания дидактического пособия:
Поиск наиболее приемлемых приемов обучения для психофизического и речевого развития обучающихся.
Формировать и развивать базовые учебные действия.
Формировать умения переносить полученные знания в практическую деятельность.
Рабочая тетрадь состоит из тех разделов, которые изучаются в соответствии с программой.
Рабочая тетрадь по домоводству предназначена для индивидуальной работы школьниками в классе.
Тетрадь содержит таблицы, правила, рисунки, схемы, занимательные упражнения, задания творческого характера, проверочные задания, дающие возможность:
обучающимся - закрепить пройденный на уроках домоводства теоретический материал;
педагогам - выявить уровень знаний и умений обучающихся, таких как (умения смыслового чтения, связной речи, умения работать с различными источниками информации).
В тетрадь входят задания разной степени сложности, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать дифференцированное обучение детей с учетом их индивидуальных возможностей. Дифференцированный подход обеспечивается за счет различных требований к выполнению заданий:
1 группа - самостоятельно,
2 группа - с контролирующей помощью,
3 группа - нуждается в постоянной помощи.
В тетрадь включены различные виды заданий:
- ответь на вопросы;
- составь рассказ;
- опиши картинку;
- работа с текстом;
- обведи; закрась;
- отгадай загадки;
- реши кроссворд и т.д.
Каждое задание сопровождается инструкцией, используются простейшие схемы и условные обозначения. Задания логически выстроены и рассчитаны на детей с разным уровнем развития. Тетрадь помогает организовать самостоятельную работу обучающегося.
Структура и содержание заданий в рабочей тетради выстроены с учетом деятельностного подхода в соответствии с этапами урока,
Поиск вариантов ответов, упражнения в использовании новой информации способствую развитию познавательной деятельности обучающихся. Цифровые и буквенные задания дают возможность осуществлять межпредметные связи.
Для эффективной работы с тетрадью в последующие года обучения для обучающихся разработаны памятки и составлен перечень словарных слов, понятий.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы личного и социального благополучия, необходимо дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и сомостоятельности в труде, быту и в свободное время.

Перечень литературы
1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) - М.: Владос, 2007.
2. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы.: в 2 сб./ Под редакцией – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – сб.1., допущенной Министерством образования РФ.
3. Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Методическое пособие 2-е издание. Москва – 2006 г.
4. Девяткова Т.В. и др. Пособие для учителя Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Под редакцией А.М. Щербаковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. Допущено Министерством Образования РФ.
5. Дерябина С.П. Социально-бытовая ориентировка 5-9 классы Контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания, издательство «Учитель», Волгоград, 2013 г.
6. Львова С.А. Социально – бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование, издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.
7. Субчева В. П. Социально - бытовая ориентировка: Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 5-9 класс. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 г.

15