Конструирование объёмных игрушек из цилиндра и конуса

Тема: Конструирование объёмных игрушек из цилиндра и конуса
Цель урока: Создать условия для формирования умения анализировать образец и изготавливать объемную игрушку на основе конуса и цилиндра без применения шаблонов, формирования умения пользоваться рисунками в качестве образцов, придавая поделкам выразительность путем использования характерных деталей.
Задачи:
1. формируем умения изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, планировать и выполнять технологические операции (конструирование, формообразование) с опорой на инструкционную карту
2. воспитываем ответственность за результаты учебного труда, формируем умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
3. развиваем художественные и конструкторско-технологические способности.
Оборудование: образцы изделий, картон, кисточка, клей, цветная бумага для оформления, линейка, циркуль, иголки с нитками, цветные карандаши, фломастеры, ножницы
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)
Класс: 4 класс (УМК «Школа России»)

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа
-Прочитайте пословицу, записанную на доске:
В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.
-Как вы понимаете, что такое артель?
-А как вы думаете, почему в дружном коллективе дело быстрее спорится?
-Я предлагаю вам на этот урок сесть за столы по несколько человек.
-Кто догадался, почему?






Дети отвечают на вопросы учителя и делятся на группы для дальнейшей работы.
Личностные
Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь
Коммуникативные
Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа
-Посмотрите на экран. Что вы видите?
На экране картинки:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

-Для чего нужны нам эти изделия?






-Понравились они вам? Чем?





-А как вы думаете, из чего сделаны эти поделки?

-Рассмотрите еще раз образцы на экране и скажите, а вы сами хотели бы научиться изготавливать такие поделки?
-Это елочные гирлянды.























-Выполненные таким образом изделия хорошо подходят для оформления интерьеров, информационных стендов, украшения новогодней ёлки и комнат на Новый год

-Очень
-Тем, что сделаны эти игрушки своими руками. Они очень забавные и симпатичные

-Из плотной бумаги и тонкой цветной бумаги для отделки


Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.










Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Анализ изделия
-Что особенного заметили , глядя на изделие?
-Каким же образом можно изготовить такую поделку?





-Что мы уже умеем делать?




-Какую трудность вы будете испытывать при выполнении работы?



- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

-Давайте обратимся ещё раз к образцу
Посмотрите, соединение ног, головы , шеи подвижное, что позволяет изменять их положение и в целом внешний вид игрушки


-Все изделия изготовлены на основе цилиндра и конуса

-Сделать заготовки на основе цилиндров и конусов. Потом соединить их между собой и прикрепить отделочные детали

-Мы умеем выполнять развёртки конуса и цилиндра. Этому мы научились на уроках наглядной геометрии

-При скреплении деталей между собой. Нужно подумать: то ли склеить детали. То ли с помощью ниток соединить

-Научимся конструировать игрушки на основе цилиндров и конусов и крепить детали между собой
Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Открытие практического умения
-Есть ли среди вас тот, кто догадался, как будет выполняться работа
-Предлагаю вам рассказать об этом, посовещавшись в группах



Рассмотреть поделку и обсудить, как ее получили/ Работа в группах.
- Для конуса надо взять половинку круга. Размер круга определить по размеру будущего изделия. Конусы складываются таким образом, чтобы при вершине получился либо острый угол, либо тупой, либо прямой угол, в зависимости от изделия
-Для цилиндра выполняется чертёж прямоугольника исходя из размера будущего изделия.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других.
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами гирлянд, переработка информации: сравнение с шаблоном



Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)
-Представьте, как будет выглядеть ваше изделие. -Какую поделку вы возьмете за образец?
- Можно ли самостоятельно составить эскиз поделки?
-Из какого материала вы будете делать свою игрушку?



-Перед вами части инструкционной карты.
А что это такое? Для чего она необходима?
-Попробуйте создать инструкционную карту для деталей на основе цилиндра


- Если вы собрали ее правильно, то что у вас получится?
Проговорим наш план действий.






-Можно самим придумать фигурки игрушек

-Выполнять будем из плотной бумаги (тонкого картона) и цветной бумаги



Схема, отражающая последовательность действий при изготовлении изделия

План работы.

Конус

1.Начертить циркулем круг.
2. Разделить его на 4 равных сектора.
3. Вырезать и убрать 1 сектор из круга
4.Склеить оставшиеся 3 сектора

Цилиндр

1.Начерти прямоугольник заданных параметров
2.Сверни в цилиндр и склей края

Соедини между собой части поделки и склей. (либо соедини нитками). С помощью клея нанеси отделочный материал
Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Самостоятельно-практическая работа
-При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?
- Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?
- Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы.


-Нужно аккуратно работать ножницами и иголкой, так как можно пораниться.


Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то делает заготовки конусов, кто-то цилиндров, кто-то обводит по шаблону фигуры для отделки, кто-то вырезает, кто-то украшает.
Коммуникативные УУД
Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
Уборка рабочих мест.

Обобщение.
-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?
-Что сделали бы сейчас по-другому?
- Что сделаем теперь?






Оформляем выставку работ.
Личностные УУД
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


РЕФЛЕКСИЯ
Оценка практической деятельности
-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.
-Оцените работу друг друга в группе.
-Что вам хочется сделать со своей поделкой?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Удалось её решить? Каким способом?
-Вам понравилось работать в группе?
-А чем понравилось?
-Значит, не зря говорится: «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору!»
-С каким настроением вы уйдёте сегодня с урока?
-Кого мы должны поблагодарить за это?



В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе










-Дети делятся своими эмоциями и чувствами, благодарят друг друга за урок
Личностные УУД
Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы


. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Рисунок 1 Заголовок 215