СТАТЬЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ сОДРУЖЕСТВО

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «СОДРУЖЕСТВО»
Актуальность. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными организациями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентаций современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центр внимания педагога ставятся потребности родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Воспитание детей в семье под влиянием обыденного сознания родителей осуществляется на основе опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под воздействием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро и макросреды слилось.
В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования, и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. О влиянии общественного воспитания на детей писали М.Ф. Квинтилиан, Р. Оуэн, Платон, Ф. Фребель. Проблема взаимодействия с родителями всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества. Ею занимались выдающиеся педагоги прошлого: А.Дистервег, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятелей образования: П.Ф. Каптерева, П.Ф.Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого. Воспитанию, образованию и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении посвящены исследования М.И.Лисиной, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина. Исследования Л.И.Божович, Н.Ф. Виноградовой, А.В.Запорожца, Т.А.Марковой, Ю. Хямяляйнен показали, что семье необходима помощь на всех этапах дошкольного детства, для этого в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условия.
Проблемам современного семейного воспитания посвящены работы О. И. Волжиной, Т.В.Лодкиной, В.М. Целуйко. Уровень просвещенности современных родителей рассматривался в исследования Е.А.Арнаутовой, Т.А.Данилина, О.Л. Зверевой, З.И. Теплова. Имеются работы, посвященные проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (Е. П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.К. Котырло).
Изучению проблемы формирования, повышения и совершенствования педагогических знаний родителей средствами образовательных организаций посвящены работы И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой и других исследователей. Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др.
Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье – Д.О.Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательных организаций и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе с использованием клубных форм не рассматривалось.
Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В последнее время заметно изменился облик семьи: переход к рыночной экономике привел к коммерциализации отношений семья-общество, росту взаимного недоверия, взаимной критики педагогов и родителей. А с другой стороны вопросы семейного воспитания, оказание квалифицированной помощи семье в воспитании детей с использованием современных, более привлекательных для родителей форм взаимодействия является одной из важных задач ДОУ. Задача педагога выделять в окружающей жизни доступные детям ценные в воспитательном отношении стороны, привлекать к ним внимание детей. Но только при взаимопонимании и совместном взаимодействии родителей и воспитателей можно добиваться гармоничности в воспитательном процессе. Кроме этого можно констатировать еще одно противоречие: с одной стороны семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании ребенка (согласно статьи 44 Закона «Об образовании»), а дошкольная организация рассматривается как дополнение к семейному воспитанию, а с другой, не всегда семья является активным участником образовательно-воспитательного процесса в ДОУ. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений «родитель - ребенок – педагог». Все это ставит нас перед необходимостью подбора более эффективных форм совместного взаимодействия воспитателя и родителей дошкольников. Необходимость разрешения данных противоречий обусловила выбор темы работы.  













ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества ДОУ необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является перевод родителей в позицию социального партнерства. Для этого воспитатели детского сада должны использовать различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т.д.). Комплексной формой такого взаимодействия с родителями является детско-родительский клуб «Содружество». Теоретический анализ по данной проблеме и опыт практической деятельности позволил сделать вывод о том, что детско-родительский клуб может стать эффективной формой организации взаимодействия детского сада детей и родителей при соблюдении ряда условий:
- программно-целевое обеспечение работы клуба;
- выстраивание работы клуба в соответствии с принципами системности, последовательности, логичности, культуросообразности, регионализма;
- наличие методических разработок по организации клубной формы взаимодействия детского сада с семьей с включением содержания всех направлений воспитания;
- соблюдение основных принципов построения взаимодействия с семьей: сотрудничества, активности, сознательности, открытости и доступности и т. д.
Работа детско-родительского клуба «Содружество» строится на сочетании интересов ДОУ, детей и родителей. Основой правовых отношений организации деятельности клуба являются: Закон РФ от 10.07.1992 № 32661 (с изм. и доп. от 06.01.2007 г., 05.02.2007 г., 09.02.2007 г., 26.06.2007 г., 30.06.2007 г.) «Об образовании»; Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. (с изм. и доп. от 23.12.2002 г., 01.02.2005 г., 30.12.2005 г.) № 196; Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. (с изм. и доп. от 14.02.1997 г., 23.12.2002 г., 01.02.2005 г.).
Детско-родительский клуб «Содружество» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги группы могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. В состав клуба входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.
   Клуб «Содружество» осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: информирование, педагогическое просвещение, обучение детей и родителей содержательным формам досуга, разработка и обсуждение методического сопровождения деятельности детей и родителей (сценарии, проекты и д.р.), проведение совместных досуговых мероприятий. Семейный клуб создается как консультативный орган, объединяющий усилия педагогических работников, детей и родителей с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей в досуговой деятельности. Целью клуба является активизация сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей.

Схема 1.
Клубные формы совместного взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников в детско-родительском клубе «Содружество».

Детско-родительский клуб «Содружество»


Воспитатели ДОУ

Дети

Родители


Совместная деятельность и совместный досуг


Формы работы клуба


Психолого-педагогическое просвещение

Досуговая деятельность

Исследовательская деятельность


- тренинг
- деловые игры
- конференции
- выпуск семейной газеты
- обмен опыта


- участие в жизни группы
- совместное посещение театра
- спортивно-оздоровительный досуг
- прикладное творчество

- совместные проекты
- участие в конференции «Первые шаги в науку»
- помощь в организации исследовательской деятельности


Перевод родителей в позицию социального партнерства


Условия для развития детей


Основные целевые установки клуба:
- повышение культуры родителей через расширение умений и навыков, совершенствование условий воспитания ребенка в семье;
- обмен позитивным опытом организации семейного досуга и семейного воспитания;
- инициирование и реализация новых форм организации деятельности детей и взрослых.
Задачи деятельности детско-родительского клуба:
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
Повышать педагогическую культуру родителей;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Основные функции клуба: информационно-образовательная (повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о семейном воспитании, формах и направлениях); организационно-коммуникативная (позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком в процессе совместной деятельности и досуговых мероприятий); социально-терапевтическая (создание позитивного настроения, поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий через содержательный семейный досуг).
Деятельность клуба осуществляется на основе дифференцированного подхода – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи и индивидуального подхода с учетом возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
Принципы работы клуба:
целенаправленность - привлечение к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
доброжелательность, открытость и  партнерство - объединение усилий служб ДОУ  и семьи  для наиболее эффективного взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
оптимизация детско-родительских отношений;
сохранение семейных ценностей и традиций;
возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами ДОУ в целом.
перевод родителей в позицию партнеров.
  Правила поведения родителей на заседаниях клуба, которые сообщались  родителям перед  занятием в отсутствии детей:
 на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
 контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
 принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
 быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.
Клуб «Содружество» работает в будни и по выходным дням. Информирование родителей осуществляется по правовым, социальным, медицинским вопросам. Родители в письменном виде могут подавать вопросы, для этого существует специальный «почтовый ящик». Затем вопросы обрабатываются и рассматриваются на очередном заседании клуба. Для обстоятельного ответа на них на заседание приглашаются компетентные лица, специалисты. В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, активности со стороны родителей. Целью педагогического просвещения в клубе является вооружение родителей знаниями об особенностях развития личности ребенка, о способах взаимодействия с ним и т.д. Формами педагогического просвещения, используемыми в работе клуба, являются семинары, целью которых является развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов и родителей; педагогические практикумы, которые направлены на выработку у родителей умений и навыков по организации досуга как средства воспитания детей; дискуссии и диспуты, которые ориентированы на выявление позиций по тому или иному вопросу (например, «Телевидение и дети: за и против», «Одежда современного дошкольника» и др.), проведение совместных досуговых мероприятий («День рождения», Новый год» и д.р.).
Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения. В каждой семье есть газеты, книги, радио, телевизор, поэтому мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятии в семейном клубе, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. При подготовке к занятиям необходимо обращать внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии не более 10 семей) способствует активному заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка. Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития различный качеств детей, так и сплачивают семью. Помощь родителей и их участие в досуге вместе со своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Не менее важно, что занятия в семейном клубе позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из другой группы, с разными взрослыми. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества.
Основой совместного взаимодействия в клубе является гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать досуговую деятельность по отдельным направлениям, это может повысить актуальность и активность в глазах потенциальных участников. Согласно принципу природосообразности образовательный процесс в ДОУ строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему занятий с родителями осуществляют с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в детском саду: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.
Актив клуба придерживается следующих принципов: индивидуального темпа продвижения членов клуба в освоении методического и практического материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность приобретать знания и развивать навыки организации досуга. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала - задача педагогов заключается, прежде всего, в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного досуга, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка.
Взаимодействие педагогов и родителей в клубе представляет собой целенаправленное формирование педагогических умений и навыков организации досуга детей. В клубе «Содружество» основное внимание сконцентрировано на создание условия для реализации собственных идей родителей, способствующие проявлению творческих способностей детей и родителей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания) во время досуговых мероприятий.
Основные направления деятельности клуба:
- пропаганда содержательного семейного досуга;
- развитие новых форм взаимодействия ДОУ и семьи;
- повышение педагогических знаний родителей в новых формах семейного досуга;
- оказание помощи семье в организации досуговых мероприятий;
Содержание работы клуба состоит из трех блоков:
Информационно-аналитический блок включает в себя: сбор и анализ сведений о семье, изучение воспитательного потенциала родителей, анализ затруднений семьи в вопросах воспитания.
Практический блок включает: тренинги, виртуальная приемная, организация досуга, совместное проведение мероприятий, день открытых дверей.
Контрольно-оценочный блок включает: диагностику, анализ результатов, оценка деятельности.
Формы работы клуба: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека, интерактивное общение с родителями, «виртуальная приемная», опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика, повторная диагностика, собеседование.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ. Работа клуба организуется с учетом возраста детей, потребностей и творческих способностей детей и родителей. Заседания клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости и на основе плана организации досуговых мероприятий. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер. Возглавляет клуб председатель данного объединения, избираемый на общем собрании членов клуба. Такая организация работы клуба позволяет учитывать актуальные потребности родителей и их интересы, формировать навыки организации содержательного семейного досуга. Тематика заседаний клуба не всегда планируется заранее. Она часто определяется результатами последнего заседания. С целью изучения образовательных и досуговых интересов и запросов родителей и детей в начале учебного года разрабатывается примерная тематика заседаний клуба по следующим блокам: «Семейный спорт и туризм», «Семейные праздники», «Праздники в детском саду», «Календарные праздники», «Национальные игры и праздники». Родители отмечают наиболее интересные для себя темы, и Совет клуба старается по возможности удовлетворить их интересы. При этом можно выделить общие принципы взаимодействия членов клуба: принцип добровольности и открытости, принцип равенства всех членов клуба, принцип общности и уважения и понимания друг друга, принцип активности, принцип конфиденциальности, принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба, принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи, принцип стремления к здоровому образу жизни. Интересно и динамично проводились такие формы, как экскурсии в библиотеку, где у родителей была возможность познакомиться с литературой разных народов России, побеседовать на тему: «Волшебный мир литературы», а также попробовать прочитать произведения вместе с детьми. Достаточно продуктивно проходили такие формы работы как: игра «Хоровод национальностей», игра - драматизация «В мире сказки», которые имели своей целью формирование первоначальных представлений об основных ценностях той или иной национальной культуры и знакомство со сказками разных национальностей, в которых эти ценности ярко иллюстрировались. Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят ощутимые результаты. Однако следует подчеркнуть, что эта результативность в большей мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов ДОУ с семьей.
Взаимодействие воспитателя с родителями старших дошкольников может включает в себя следующие этапы:
- Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в воспитании и обучении дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям.
- Подготовительный этап направлен на создание программы педагогических действий и определение основных форм и методов совместной работы педагогов, родителей и детей. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.
- Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной программе. Среди родителей распространяется информация о реализации программы деятельности детско-родительского клуба «Содружество», раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.
- Основной этап направлен на реализацию программы детско-родительского клуба «Содружество». Анализ опыта деятельности ДОУ показал, что программа более совершенна в плане организации досуга детей и взрослых и способствует развитию ребенка. Цель данной программы является активизация сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей, одним из которых является досуг. Основные задачи клуба:
- повышение культуры родителей через приобретение навыков организации семейного досуга и совершенствование условий воспитания ребенка в семье;
- обмен позитивным опытом организации семейного досуга и семейного воспитания;
- инициирование и реализация новых форм организации досуга детей и взрослых.
- Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической программы.
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сближало их. Со слов детей мы узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.













Схема 4.
Этапы взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников в детско-родительском клубе «Содружество».













Для повышения педагогической культуры родителей дошкольников проводились занятия в форме дискуссий и ролевых игр. Каждое занятие включало небольшое теоретическое введение по проблеме педагогической культуры родителей. Кроме того, обязательно введение в содержание занятий методик и специальных заданий на диагностику образа «Я» как личности и образа «Я» как родителя, вербальных и невербальных упражнений, направленных на осознание себя как личности, своей роли родителя и способов взаимодействия с ребенком, психогимнастических, релаксационных и рекреационных техник. На каждом занятии проводилось обсуждение результатов.
В процессе занятий оказывали психологическую поддержку, направленную на повышение уверенности участников групповой работы, на нормализацию их психического состояния, на осознание роли механизмов психологической защиты и т.п.
Одной из задач каждого занятия являлось включение ситуаций с присутствием ребенка, возможно использование различных житейских ситуаций, предлагаемых родителями, участвующими в занятиях.
При определение результатов работы группы опирались на следующие критерии:
Уровень осознанности ценностных ориентаций родителей;
Совокупность представлений о ребенке (его личностных способностях, переживаниях и поведенческих реакциях);
Родительские установки и ожидания;
Форма родительского отношения, родительских позиций;
Стиль семейного воспитания, родительских чувств и ответственности.
Механизмом технологии формирования педагогической культуры родителей служило воздействие через субъективно – психологические факторы на компоненты ее структуры.
Для улучшения взаимопонимания в семье, изживание негативных паттернов общения с ребенком, приобретения конструктивного взгляда на проблемы ребенка со стороны родителей в работу клуба были включены мероприятия, основной акцент которых был направлен на познание родителями возрастных особенностей ребенка, существующих уровней эмоциональной регуляции поведения детей, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции.
Творчеству детей способствовал установившийся контакт педагогов с родителями старших дошкольников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становились активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогали в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью дети с помощью родителей изготовили «Театр овощей» по сказке «Репка», куклы на деревянных ложках, из перчаток.
Целенаправленно совместно с детьми родители читали произведения, просматривали видеофильмы, посещали театры.
Для занятий театрализованной деятельностью в домашних условиях родители получали рекомендации в виде консультаций. Таким образом, в результате данных мероприятий, которые включались в работу клуба, помогали родителям более грамотно решать проблемы в воспитании и развитии своего ребенка, повысили доверие и интерес к работе воспитателей.
Работа по организации совместного взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников осуществлялась с родителя старшей группы дошкольников.
В начале учебного года была проведена диагностика компетентности и престижности родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями, использовали методику идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова); для определения стиля семейного воспитания - методику «Стратегия семейного воспитания»; для диагностики воспитательной позиции родителей – тест «Воспитательная позиция родителей»; на выявление предпочитаемых родителями методов воспитания детей, а также источники получения педагогических знаний - анкета, составленная О. Л. Зверевой; для социальной характеристики семьи анкету «Характеристика семьи ребенка».
Результаты анкеты «Характеристика семьи ребенка» (Приложение 1) показали, что 27% семей являются не полными, в полных семья воспитываются 72% детей. Воспитывают одного ребенка – 22,5%, двое детей - 45%, трое и более детей – 4,5% .
Образовательный уровень родителей: среднее - 4,5%,среднее-специальное - 40,5%, высшее - 54% .
На вопрос - «Нуждаетесь ли Вы в помощи специалистов по вопросам подготовки ребенка к школе?» - «Да» ответили 81%, «Частично» - 13,5% родителей нуждается в помощи и 4,5% не нуждается в помощи специалистов.
Таким образом, по результатам анкеты «Характеристика семьи ребенка» необходимо отметить преобладание высокого уровня образованности родителей и достаточно высокую потребность в квалифицированной помощи педагогов.
Результаты анкеты, составленной О.Л.Зверевой (Приложение 2), направленной на выявление методов воспитания, а также источники получения педагогических знаний показали, что на вопрос: «На основе, каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка?» - 22,5% респондентов получают педагогические знания из средств массовой информации, 13,5% читают педагогическую литературу, 45% - получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других, специализированные лекции посещают только 4,5% родителей, пользуются рекомендациями специалистов – 13,5% опрошенных. Результаты по первому вопросу наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение родителей по источнику педагогических знаний.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка - 36% семей, не поддерживают другие члены семьи – 13,5%, испытывают недостаток педагогических знаний 18% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 31,5%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.
Для воспитания ребенка 40,5% обследуемых используют метод поощрения, 22,5% - наказания, требования – 18%, а запрещение – 13,5%, и только 4,5% используют в воспитании детей метод приучения.
Рисунок 2 - Распределение родителей по предпочитаемому методу воспитания.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 45% семей, подарки 40,5% семей, ласки 13,5% семей.
Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 22,5% семей, словесную угрозу 67,5% семей, лишение развлечения 4,5% семьи, проявление родителями обиды 4,5% семьи.





Рисунок 3 - Распределение родителей по предпочтительному методу наказания.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Для улучшения воспитания ребенка в семье 36% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 9% освобождение женщины от работы , 27% увеличение тиража педагогических журналов, 18% введение консультационных пунктов для родителей, 9% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.
По результатам анкетирования мы сделали вывод о том, что родители испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний, но далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.
Посредством методики идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова ) (Приложение 3) диагностировалась компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями. Результаты диагностики показали, что высокий уровень компетентности родителей составляет 40%, средний-54%,низкий-4,5%.
Особенности эмоциональных отношений: 45%-высокий уровень,48,5%-средний, 4,5%-низкий. Таким образом, необходимо проводить совместные мероприятия с родителями и детьми, для повышения компетентности родителей и улучшения эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Для определения стиля воспитания родителями своих детей мы использовали методику «Стратегия семейного воспитания» (Приложение 4). Результаты теста показали, что авторитарного стиля воспитания придерживается-36% родителей, либерального-18%, индифферентного стиля общения-27%, демократического-18%.
Был сделан вывод об необходимости организации взаимодействия с семьей для повышения уровня знаний родителей о воспитание детей дошкольного возраста, сплочения с семьей и повышения заинтересованности. Для этого была разработана программа детско-родительского клуба «Содружество».
После внедрения программы деятельности детско-родительского клуба «Содружество» была проведена повторная диагностика, для которой использовались те же методики.
Сравнительный анализ результатов показал, что количество родителей, испытывающих недостаток педагогических знаний снизился с 18% до 5%, трудности в воспитании на этапе констатирующего эксперимента использовали 36% родителей, на этапе формирующего эксперимента - 10%. Уменьшилось количество детей (по мнению родителей) склонных к невниманию с 31,5% до 8%.
Снизилось количество родителей, использующих в воспитании детей методы наказаний с 22,5% до 3%. Родители в семье от методов требований и запрещение перешли к методам приучения, поощрения и словесной похвале.
Физическое наказание в воспитании детей исчезло у большинства родителей, только 2% родителей используют этот метод воспитания. Родители очень редко стали использовать метод словесной угрозы (5% родителей). Такие методы, как лишение развлечений и проявление обиды исчезли из приемов воспитания в семье. Родители в устной и письменной форме выражали благодарность воспитателям и отмечали высокую результативность деятельности детско-родительского клуба «Содружество».
Таким образом, можно сделать вывод, что детско-родительский клуб является эффективной формой организации взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагога ДОУ с родителями. - М.:ТЦ Сфера, 2009.-128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей /Е.П.Арнаутова//Дошкольное воспитание, 2004.-№9.-С.52-58
3. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников (специалистам структурных подразделений ДОУ). М.,2007.
4. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998.№6.С.66-70.
5. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями.// Справочник старшего воспитателя, 2010.-№2.с.36
6. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. С. 41-49.
7. Доронова Т.Н., Глушкова Г. В., Гризик Т.И. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М.: Просвещение, 2005.-190с.
8. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А. Е. и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. С. 224.
9. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
10. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 78с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. - М., Айрис - пресс, 2006. - 128 с.
13.Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты, лекции, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 112с.
14. Кочеткова В.Г. «Социальное партнерство ДОУ с родителями в рамках ФГТ» журнал «Воспитатель ДОУ» №8 /2013 (74) с.6, 7, 8.
15. Кочетова Н.А., Желтикова И.А., Тверетина М.А. Взаимодействие семьи и ДОУ – М.: Издательский центр «Учитель» 2014. – 218с.
16. Микляева Н.В., Осечкина Л.И. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: Семейный и Родительский клубы. Родительская академия: Сб. науч. ст. по материалам круглых столов, посвященных Году семьи / Под общ. ред. Л.И.Осечкиной, Н.В.Микляевой. М., 2008.
17. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М., Айрис-пресс, 2006. - 144 с.
18. Микляева Н.В. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие / Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (5)
19. Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:Мозаика-Синтез,2011.-72 с.


Приложение 1.
Анкета «Характеристика семьи ребенка»
1. Ребенок: а) фамилия, имя б) сколько лет, месяцев 2. Мать: а) фамилия, имя, отчество б) год рождения в) образование, специальность, место работы 3. Отец: а) фамилия, имя, отчество б) год рождения в) образование, специальность, место работы 4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)? 5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними? 6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан? 7. Основные виды игр и занятий дома? 8. Какие игрушки любит, кто их убирает? 9. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто? 10. Какие кружки, секции посещает ребенок? 11. Часто ли в Вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже); кто они? 12. Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда? 13. Как Вы наказываете ребенка (перечислить). Какая мера наказания наиболее действенна? 14. Какая мера поощрения наиболее действенна? 15. Сколько времени посещает ребенок детский сад, как относится к посещению детского сада? 16. Какие у ребенка отношения с детьми. Есть ли трудности (какие)? 17. Что Вас беспокоит в ребенке? 19. Что Вы хотели бы узнать и какие советы получить от нас?
Приложение 2.
Анкета «Педагогическая культура родителей»

Уважаемые родители!
В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты - выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните гот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
Кто из родителей заполняет анкету?
Возраст ребенка, о котором Вы расскажете?
3.Из каких источников Вы получаете педагогические знания:
-слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению;
-посещаете лекции для родителей;
-читаете педагогическую литературу;
-из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;
-воспитываете без знаний;
-советуетесь с воспитателем?
4. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет; если нет, то почему):
-знания слишком общие;
-не касаются конкретно моего ребенка;
-даются в сложной форме;
-другое?
5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:
- непослушание ребенка;
-не поддерживают другие члены семьи;
-испытываете недостаток педагогических знаний;
-ребенок растет нервным;
-ребенок неусидчив, невнимателен;
-трудностей нет;
-другое?
6. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?
7. Какие черты огорчают?
8. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:
- порицание;
- наказание;
- поощрение;
- запрещение;
- другое?
9. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:
- ввести консультационные пункты для родителей;
- освободить женщину от работы;
- увеличить тираж педагогических журналов;
- проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.
- другое?
Спасибо!




Приложение 3.
Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова ).
Посредством данной методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
Ребенку задают следующий набор вопросов.
1. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).
3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?
5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).
7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?
8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?
9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация результатов:
Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
- возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;
- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);
- идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
- уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;
- идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
1) большим возрастным периодом идентификации девочек;
2) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
3) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
4) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
5) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.


Приложение 4.
Методика «Стратегия семейного воспитания».
С помощью методики «Стратегия семейного воспитания» можно оценить стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов -«автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Либеральный стиль (в терминологии других авторов - «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Демократический стиль. Демократичные родители учат своих детей различать хорошее и плохое, но при этом оставляют возможность выбора и приучают ребенка к ответственности. У таких родителей, как правило, четкие и разумные ожидания. Они в состоянии объяснить, почему они хотят, чтобы дети вели себя соответствующим образом, следят за поведением своих детей и даже [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] их, но только таким образом, чтобы дети не чувствовали унижение, а только проявления любви и заботы.
При демократическом стиле воспитания родители активно приобщают детей к принятию внутрисемейных решений. Детские ошибки спокойно анализируются и разбираются вместе с ребенком, чтобы он мог их оценить и внести коррективы в собственное поведение. Любая оплошность, совершенная ребенком, рассматривается, как возможность получить ценный жизненный урок, а не как повод для очередного наказания. С другой стороны, хорошее поведение детей всегда ценится и вознаграждается. Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания, помогают детям раскрывать свои способности и в зависимости от этого делать свой выбор и корректировать поведение.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



I этап Выявление запросов родителей

II этап Создание программы сотрудничества

III этап Реализация программ сотрудничества

IV этап Анализ полученных результатов

V этап Планирование новых форм взаимодействия

13,5

22,5

13,5

45

4,5

Пед. литература

СМИ

Специалисты

Жизненный опыт

Лекции

18

22,5

13,5

40,5

4,5

Требования

Наказание

Запрещение

Поощрение

Приучение

4,5

22,5

67,5

4,5

Развлечения

Физическое наказание

Словесная угроза

Обида





15