Статья на тему Особенности проявления лжи у детей младшего школьного возраста


Особенности проявления лжи у детей младшего школьного возраста
Постановка и актуальность проблемы. Современная социокультурная ситуация характеризуется всё более возрастающей ролью морально-нравственных норм и ценностей, в том числе и отношение ко лжи. Исследование детской лжи в процессе личностного развития младшего школьника – одна из актуальных проблем психологии.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит скачок в понимании обмана. Ребёнок научается распознавать обман и обманывать сам, используя всё более совершенные стратегии. В дошкольном возрасте ложь была позитивным признаком развития интеллекта, позже, в младшем школьном возрасте, это уже негативный признак, который свидетельствует об изощрённой направленности ума на поиск обходных путей достижения желаемого результата.
Согласно С.И.Ожегову, ложь – это намеренное искажение истины, неправда, обман [1, с.331]. Иногда обман имеет весьма серьёзные последствия. Мир был бы сегодня совершенно иным, если бы люди полностью представляли себе истинные намерения Гитлера перед Второй мировой войной [2, c.11].
Однако, несмотря на тот факт, что мы ежедневно сталкиваемся с обманом и что обман может порой приводить к трагическим последствиям, люди имеют массу ошибочных представлений о том, как лжецы преподносят свою ложь и как эту ложь можно распознать.
Люди лгали бы меньше, если бы думали, что существуют верные признаки обмана.
Изучение особенностей проявления лжи у младших школьников даст возможность глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований группы данного возрастного периода, тем самым расширяя знания об их психических особенностях. Важно изучить условия, факторы и индивидуальные различия формирования моральной системы отношений детей к действительности, к окружающим людям и к самому себе именно у детей младшего школьного возраста, ведь через определённый промежуток времени именно они будут определять морально-нравственный облик граждан нашей страны, от которых в значительной мере будет зависеть её развитие.
Современные тенденции развития психологической науки доказывает возможность определения и фиксирования лжи у детей младшего школьного возраста при специально организованной деятельности, направленной на её выявление.
Анализ школьной практики показывает, что проблема выявления лжи у учеников начальной школы не нашла полного отражения и решения в современном учебно-воспитательном процессе.
Поэтому возникает потребность в развитии навыков выявления лжи и изучения отношения младших школьников к ней. Всё вышесказанное определило выбор темы нашего исследования и подтвердило её актуальность.
Цель статьи. Изучение психологических особенностей проявления лжи у детей младшего школьного возраста и отношения ко лжи у детей и их родителей.
Анализ научной литературы показывает, что проблема особенностей проявления лжи у детей младшего школьника является предметом внимания широкого круга исследователей. Проблемам выявления лжи у людей, в целом, и у младших школьников, в частности, посвящён ряд психологических исследований.
Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что отдельные аспекты выявления лжи освещены в работах Т.П.Авбуловой, Г.Н.Авхач, В.В.Знакова, И.Ф.Клименко, О.Г.Ковалёва, В.С.Мухиной, А.Папкина, В.И.Свинцова, А.Н.Тарасова, Ю.Щербатых и др.
Исследованием проблемы выявления лжи занимались такие зарубежные психологи, как М.Т.Бурке-Бельтран, Д.Зигнер, О.Липман, Д.Стоун, О.Фрай, Л.Хьелл, В.Штерн, П.Экман.
Обман окружающих людей является неотъемлемой составляющей повседневных социальных взаимодействий. Ребёнок может говорить, что ему нравится преподнесённый другом подарок на день рождения, хотя в действительности он не представляет для него никакой ценности; сидящий у телевизора школьник отвечает отцу, что он сделал уроки; проспавший ученик расскажет преподавательнице о героическом переведении бабушки через дорогу. И это лишь несколько примеров из множества ситуаций возможного обмана. Ложь стала обычным явлением повседневной жизни. Ежедневно люди неоднократно пытаются провести других людей, и зачастую нам самим приходится пытаться выяснить, не обманывают ли они нас [3, c.106].
Люди лгали бы меньше, если бы думали, что существуют верные признаки обмана. Но признаков обмана как таковых не существует – нет ни единого жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые единственно и сами по себе означали бы, что человек лжёт. Существуют только признаки, по которым можно сделать вывод о плохой продуманности слов, несоответствии испытываемых эмоций словам. Эти признаки обеспечивают утечку информации. И поэтому важным условием для выявления лжи должно быть умение различать влияние эмоций на речь, голос, тело и лицо; проявление скрываемых лжецом чувств; фальшивость эмоций [4,c. 20].
Для того, чтобы вызвать чувство доверия, лжецы используют различные методы: тонко продуманные легенды, точную мимику, интонацию и др. Лжецы, как правило, стараются не жестикулировать, говорить «гладко», без запинок, ошибок и пауз. Но если лжец не испытывает вину, страх или возбуждение, то припрятать ложь достаточно просто, поведенческих проявлений лжи может и не быть [5, c.128].
Существуют различные признаки, способствующие выявлению лжи. Но не стоит забывать, что ни один признак не является универсальным, но в своей совокупности они – незаменимые помощники в разоблачении обмана.
Для того, чтобы вызвать чувство доверия, лжецы используют различные методы: тонко продуманные легенды, точную мимику, интонацию и другое. Лжецы, как правило, стараются не жестикулировать, говорить «гладко», без запинок, ошибок и пауз. Но если лжец не испытывает вину, страх или возбуждение, то припрятать ложь достаточно просто, поведенческих проявлений лжи может и не быть [6, c. 432].
Обнаружить ложь не так-то просто. Одна из проблем – это обвал информации. Слишком много информации приходится рассматривать сразу. Слишком много её источников – слова, паузы, звучание голоса, выражение лица, движение головы, жесты, поза, дыхание, испарина, румянец или бледность и т.д. Более того источники могут передавать информации не в совокупности, а попеременно [7, c.107].
Эмоционально развитие ребёнка младшего школьного возрасте (6-11 лет) напрямую зависит от смены образа его жизни: он начинает учиться в школе, тем самым расширяется круг его общения.
Эмоциональный язык ребёнка продолжает развиваться и совершенствоваться. В этот период прогрессирует собственная эмоциональная выразительность младшего школьника, проявляющаяся в богатстве интонаций, оттенков мимики ребёнка. Младший школьник характеризуется эмоциональной впечатлительностью, отзывчивостью на всё яркое, необычное и красочное.
С течением времени ребёнок начинает овладевать своими эмоциями (раздражением, завистью, огорчением), выражает их более сдержанно, особенно в окружении сверстников с целью избегания их осуждения. В связи с динамикой умения владеть своими чувствами в этом периоде отмечается снижение эмоциональной возбудимости.
Развитию поддаются такие социальные эмоции как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям, способность к сопереживанию.
Развитие общение со сверстниками – начало новой стадии эмоционального развития ребёнка, однако, он продолжает находиться в тесной эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.
Проанализировав отечественную и зарубежную научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно утверждать, что морально-нравственные ценности, позиции и взгляды человека, включающие в себя и отношение ко лжи, играют одну из важнейших ролей в выработке, регуляции, коррекции и реализации того или иного способа поведения.
Эмпирическое исследование проводилось на учениках средней общеобразовательной школы №30 г.Симферополя и их родителях. В ход исследования включены группа 4-А класса, состоящая из 26 человек, группа 4-Б класса, состоящая из 23 человек, группа 4-В класса, состоящая из 25 человек, и группа 4-Г класса, состоящая из 26 человек.
Анкета состоит из двух блоков заданий, в одном из которых нужно выбрать вариант из перечня предложенных, а в другом дать развёрнутый ответ на вопрос.
Было распространено по 100 анкет как среди учащихся, так и среди родителей. Возвращено 96 ученических и 86 родительских анкет.
В процессе практического исследования феномена лжи в соответствии с целью исследования были сформулированы следующие выводы:
всего 27% опрошенных детей сознаются в том, что они врут своим родителям, 85% из которых стремятся не злоупотреблять частым вождение родителей «за нос»;
основной причиной лжи является самозащита: 65% опрошенных говорят неправду, чтобы избежать наказания, оставшиеся 35% разделились почти поровну: 18% врут с целью выглядеть лучше в глазах окружающих, а 17% говорят неправду непроизвольно;
92% опрошенных испытывают состояние стыда, когда врут. Будучи хорошо знакомыми с ситуациями проявления лжи, 81% опрошенных детей будет продолжать общение с обманщиками;
чаще всего дети врут друзьям (65% опрошенных), меньшая часть (31%) врут родителям и лишь 4% учащихся – учителям;
в списке кандидатур, которым запрещается лгать, первую позицию занимают родители, далее учителя и друзья. В списке также фигурируют врачи, полиция и В.В.Путин;
относительно детей, родители больше сознаются в том, что врали в детстве, а именно 65%;
почти всегда, а именно в 92% случаев, родители чувствуют, когда ребёнок говорит неправду;
95% опрошенных проводят воспитательную работу с детьми для увеличения степени откровенности отношений путём проведения бесед, собственного примера, поучительных историй и др.;
в назначении наказания опрошенные родители разделились на три почти равные группы: 37% используют наказание в виде лишения сладкого, развлечений, карманных денег, времени игр за компьютером, 31% не считает наказание действенным методом в искоренении лжи, 32% утверждают, что их чадо никогда не обманывает.
родители считают ложь безобидной в основном до 2-3 лет и лишь в тех случаях, когда она сказана во благо или же является фантазией детей. В остальных случаях ложь, порождая другую ложь, ведёт к потере доверия окружающих, постепенно превращаясь в привычку, ведёт к проблемам, преступлениям, асоциальному образу жизни и, в конечном счёте, разрушению личности.
Вывод. Чаще всего врут дети из семей, в которых родителям чуждо доверительное отношение к своему ребёнку, они редко выясняют проблему спокойным образом, используют неадекватные меры наказания. Более правдивые дети – последствие гармоничной семьи, в которой практически отсутствуют секреты, царит атмосфера доверия, любви, понимания и доброжелательности.
При общении со сверстниками ложь используется с целью приукрасить действительность, говоря языком младшего школьника, «казаться круче», что обеспечивает им высокую популярность в ученическом коллективе.
Младшим школьникам ещё не присуще осуждение лжи, они относятся к её проявлениям легкомысленно и снисходительно, в большинстве случаев, прощая врунов и продолжая своё общение с ними.
Резюме. В статье рассматривается проблема особенностей проявления лжи у детей младшего школьного возраста. Анализируются различные теоретические подходы изучения лжи. Определены особенности отношения родителей ко лжи младших школьников.
Литература.
1.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Москва : Азъ, 2005. – 939 с.
2. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца. Как обмануть детектор лжи. / О.Фрай. – Санкт-Петербург : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006. – 284 с.
3. Соловьёв В.С. Ложь / В.С.Соловьёв. – Санкт-Петрбург : Изд. Ф.А.Брокгауз, 1896. – 327 с.
4. Алешинцев И.А. Ложь у детей / И.А.Алешинцев. – Псков, 1908. – 20 с.
5. Закатов А.А. Ложь и борьба с нею / А.А. Закатов. – Волгоград : Нижне-Волжское книжное изд., 1982. – 250 с.
6. Мелитан К. Психология лжи / К.Мелитан. – Москва : СОМОВ, 1997. – 432 с.
7. Ильин И.А. О лжи и предательстве / И.А.Ильин. – Москва: АКСИОМА, 1993. – 357 с.
8. Экман П. Почему дети лгут/ П.Экман. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.