Теоретического (семинарского) занятия «Острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит: причины возникновения, клинические проявления»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Утверждаю
зам. директора по УР
______ Т. А. Козлова
«___» __________ 2016 г
ОСТРЫЙ АППЕНДИЦИТ, ОСТРЫЙ ХОЛЕЦИСТИТ,
ОСТРЫЙ ПАНКРЕАТИТ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Методическая разработка для преподавателя по проведению
теоретического (семинарского) занятия
По дисциплине:
ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Специальность: 34.02.01- Сестринское дело
курс: IV
Согласовано
Методист_______ Е.А. Белозёрова Рассмотрено на заседании ЦК
Профессиональных циклов № 2
Протокол № 7 от «18» октября 2016 г.
Председатель ЦК ________Т. В. Кащенко
Разработал преподаватель
_______________________ Т. В. Кащенко
ст-ца Кущёвская
2016
Мотивация темы
За последние десятилетия хирургические заболевания и травмы брюшной стенки резко возросли почти в 3 раза. Ведущее место занимает ЖКБ. Страдают её каждый 10 мужчина и каждая 4-я женщина. Развитию камней способствует высококалорийная пища, недаром эту болезнь называют «болезнью благополучия».
Опираясь на ваши знания, полученные на ранее изученных темах, таких как: Предоперационный период. Виды операций. Подготовка пациента к операциям, помогут вам в изучении данной темы.
Полученные знания вы будете применять в дальнейшем при изучении дисциплины ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
Цели занятия
1. Обучающие:
Студент должен знать:
- причины, клинические проявления острого аппендицита;
- причины, клинические проявления острого холецистита;
- причины, клинические проявления острого панкреатита;
- тактику ведения пациентов разного возраста на догоспитальном этапе
Студент должен уметь:
- составить план сестринского ухода с острыми заболеваниями органов
брюшной полости
1.2. Развивающие:
- находить связь и закономерность с ранее изученным материалом;
- использовать междисциплинарные связи;
- развивать познавательную деятельность студентов
1.3. Воспитательные:
- формировать клиническое мышление в ситуациях приближённых к будущей
профессиональной деятельности;
- проводить деонтологическое воспитание, прививая такие качества, как
чуткость, внимание, тактичность, милосердие
1.4. Методические:
- добиться эффективного усвоения изученного материала;
- обеспечить методическое оснащение учебно-воспитательного процесса;
- обеспечить целенаправленную работу преподавателя
2. Продолжительность: 90 минут.
3. Место проведения – кабинет Лечения пациентов хирургического профиля.
Основ реаниматологии.
4. Формы и методы организации учебного процесса по Бабанскому
4.1.1 Тип занятия: комбинированный
4.2.1. Вид занятия: семинарское
4.2. Методы организации и осуществление учебно-познавательной
деятельности
4.2.1 Перцептивные методы:
- практические
- словесные
4.2.2. Логические методы
- дедуктивные
- аналитико-синтетические
4.3. Методы стимулирования и мотивация учения
4.3.1. Методы формирования интереса к учению
- ситуация занимательности;
- опора на ранее полученный жизненный опыт
4.3.2. Методы развития долга к ответственности в учении
- метод положительного примера
4.4. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- устный;
- письменный
Литература для преподавателя
Основная:
Ковалёв А. И., Хирургия. М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2014 г., стр. 423 - 463.
Дополнительная:
Стецюк В.С., Сестринское дело в хирургии. М.: «ГЭОТАР - Медиа» 2014 г., стр. 436 - 444.
Карта внутридисциплинарных связей
№ п/п Темы
обеспечивающие Связь Темы
обеспечиваемые
1. Асептика, антисептика. Источники и пути передачи ВБИ - виды инфекции и её
профилактика
- методы:
механическая,
физическая,
биологическая,
химическая 2. Кровотечение и гемостаз - виды кровотечений,
помощь при желудочно-
кишечном кровотечении
3. Предоперационный период.
Подготовка пациента к операции - подготовка органов и
систем к операции 4. Оперативная медицинская техника - виды операций
- различные наборы
инструментов для
операций 5. Общая анестезия - виды наркоза
премедикация
- перитонит
- кишечная непроходимость
- грыжи Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения
Карта ТСО и наглядностей
№ п/п Вид Наименование
1. ТСО Телевизор
2.
2.1.
2.2. Наглядности
Видеофильм
Стенд «Методы пальпации живота»
Общий набор инструментов
Хронокарта семинарского занятия
№ п/п Содержание Время в минутах
1. Вводная часть
1.1.
1.2. Организационный момент
Мотивация темы, ВДС, МДС, цели, задачи, план занятия 1
2
2. Контроль и коррекция знаний
2.1
2.2. Блиц – опрос
Тест – эталонный контроль 10
15
2.3.
2.4. Фронтальный опрос
Заполнение таблицы Синдром «острый живот» 50
10
3. Подведение итогов 2
Итого: 90
Карта междисциплинарных связей
№ п/п Дисциплина Тема по программе
Обеспечивающие
1. Фармакология - средства, влияющие на систему крови
- антисептические средства
2. Анатомия и физиология человека - система органов пищеварения
- спинномозговые нервы
3. Гигиена и экология человека Экологические проблемы ЛПУ
4. Основы микробиологии, вирусологии, паразитологии, иммунологии Стерилизация и дезинфекция
5. ТОМУ - клизмы
- газоотводная трубка
- промывание желудка
6. Основы психологии Общение с пациентом
Обеспечиваемые
1. ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях и травмах - синдромы, симптомы и неотложные состояния
2. ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий - факторы риска развития острых и обострение хронических заболеваний, их состояний и коррекция имеющихся факторов риска
Блиц – опрос с эталонами ответов
№ п/п Вопрос Ответ
1. Острый аппендицит - это - воспаление червеобразного
отростка слепой кишки
2. Характерная особенность строения аппендикса - значительное развитие лимфоидной
ткани и его слизистой оболочки и
подслизистой основы
3. При подозрении на «острый живот» больному нельзя вводить - наркотические вещества
4. Чем сопровождаются острые повреждения брюшной полости - разлитой перитонит и внутреннее
кровотечение
5. Острый холецистит - это - воспаление желчного пузыря
6. Печень располагается анатомически - в области правого подреберья и в
надчревной области
7. Функция печени - образует желчь, участвует в
процессе кроветворения, обмена
веществ
8. Острый панкреатит - это - воспаление поджелудочной железы
9. Перитонит - это - воспаление брюшины
10. Различают перитонит - местный и общий
11. Назовите фразы перитонита - начальные
- нарастание интоксикации
- терминальная
12. Осложнение язвенной болезни желудка - перфорация
- пенетрация
- малигилизация
- кровотечение
- стеноз
13. Основные симптомы желудочно-кишечного кровотечения - рвота кофейной гущи
- дегтеобразный стул
14. Функция желчного пузыря - накопление желчи
- концентрация за счёт всасывания
воды
15. Почему при синдроме «острый живот» нельзя вводить наркотические вещества - стирается клиническая картина и
затрудняется диагностика
16. Врождённое сужение привратника называется - пилоростеноз
17. Скопление в брюшной полости бедной белками жидкости называется - асцит
18. Метод введения диализирующего раствора через дренажные трубки в брюшную полость называется - перитонеальный диализ
19. Наличие крови в брюшной полости - гемоперитониум
20. Предоперационный период - это - время с момента поступления в
хирургические отделения
21. Хирургическая операция - это - мероприятия, осуществляемое
посредством механического
воздействия на ткани и органы
больного с лёгочной и
диагностической целью
22. Радикальная операция - это - полное удаление патологического
очага
23. Паллиативная операция - частичное удаление
патологического очага с целью
облегчения
24. Срочные операции - выполняют через определённый
срок после поступления
25. Экстренная операция - выполняются немедленно
26. Резекция - это - удаление части органа
27. Стомия - это - создание искусственного свища
28. Инцизия - это - разрез мягких тканей
29. Экзартикуляцеция - отсечение конечности на уровне
сустава
План индивидуального опроса
Острый аппендицит, причины, клинические проявления, неотложная помощь, лечение.
Острый холецистит, причины, клинические проявления, неотложная помощь, лечение.
Острый панкреатит, клинические проявления, неотложная помощь, лечение.
Перитонит, классификация, клинические проявления, неотложная помощь, лечение.
Прободная язва, клинические проявления, неотложная помощь, лечение.
Предоперационная подготовка пациента к экстренной операции.
Предоперационная подготовка пациента к плановой операции.
Осложнения послеоперационного периода
Тесты I формы
Тема: Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения
Инструктаж: выбрать один правильный ответ
1. Основной симптом «острого живота»
а) рвота «кофейной гущи»
б) Щёткина - Блюмберга
в) Пастернацкого
г)жидкий стул
2. Живот при разрыве полого органа в акте дыхания
а) не участвует
б) участвует
в) отстает
г) участвует в неполном объёме
3. Проникающие ранения живота - это повреждения
а) кожи и мышц
б) кожи и подкожной клетчатки
в) кожи, подкожной клетчатки и мышц брюшной стенки и брюшины
г)кожи, подкожной клетчатки, мышц брюшной стенки
4. Типичное расположение аппендикса в
а) эпигастральнной области
б) левой подвздошной области
в) правой подвздошной области
г)правом подреберье
5. Осложнение, при котором язва желудка перерождается в рак -
а)пенетрация
б)малигнизация
в)перфорация
г)стеноз
6. Показание для применения пузыря со льдом -
а) внутреннее кровотечение
б) почечная колика
в) печёночная колика
г) рассасывание постинъекционных инфильтратов
7. Принцип лечения неосложнённых грыж -
а) паллиативная операция
б) экстренная операция
в) плановая операция
г) резекция петли кишки
8. Для борьбы с парезом кишечника применяют
а) прозерин
б) спазмолитики
в) слабительные
г) антигистаминные
9. При подозрении на перитонит применяют
а) обезболивающие и госпитализировать больного
б) антибиотики и грелку на живот
в) очистительную клизму и промывание желудка
г) холод на живот и госпитализировать больного
10. Тактика фельдшера при болях в животе у детей
а) направление к педиатру
б) наблюдение на ФАПе
в) срочная госпитализация
г) назначение антибиотиков
11. Симптом Щёткина-Блюмберга определяется
а) глубокой пальпацией живота
б) глубокой пальпацией живота и резким отпусканием
в) поверхностной пальпацией
г) перкуссией живота
12. При ущемлённой грыже следует
а) вправить грыжу
б) экстренная операция
в) обозболивающие
г) спазмолитики
Инструктаж: выбрать два правильных ответа
13. Симптомы перитонита
а) участие живота в акте дыхания
б) упорная икота
в) сухой язык
г) боли в эпигастральной области
д) резкое повышение температуры
14. Оптимальный срок для операции при перитоните в часах
а) первые 6
б) 6 - 8
в) 12
г) 24
д) до 48
15. Симптомы желудочного кровотечения -
а) отсутствие стула и газов
б) стул не изменён, рвота алой кровью
в) рвота «кофейной гущи»
г) дёгтеобразный стул
д) светлый стул, рвота с желчью
Инструктаж: выбрать три правильных ответа
16. Симптомы острого аппендицита -
а) Ровзинга
б) Ситковского
в) Пастернацкого
г) Щёткина – Блюмберга
д) Обуховской больницы
17. При закрытой травме живота применяют
а) обезболивание
б) покой
в) исключение питья
г) асептическая повязка
д) госпитализация
18. Доврачебная помощь при остром холецистите -
а) спазмолитики
б) желчегонные
в) голод
г) промедол
д) холод на живот
е) покой
Инструктаж: дополнить
19. Операция удаления желчного пузыря называется - ___________________________________.
20. Язва, разрушающая стенку желудка насквозь, называется - ___________________________.
Эталон ответов к тесту I формы
Тема: Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения
1 – б 11 – б
2 – а 12 – б
3 – в 13 – б, в
4 – в 14 – а, б
5 – б 15 – в, г
6 – а 16 – а, б, в
7 – в 17 – б, в, д
8 – а 18 – а, в, д
9 – г 19 – холицистэктомия
10 – в 20 – прободной
Существенных операций – 20
Критерии оценок
Ошибки Баллы
0 – 2 «5»
3 – 4 «4»
5 – 6 «3»
7 и более «2»
Пальпаторное исследование брюшины
Заполните пустые графы
Синдром «острый живот»


Заболевание
Техника выполнения
Специфический
симптом


Выражен:
Острый перитонит, аппендицит, прободная язва желудка.
Слабо выражен:
Острый холецистит, острый панкреатит
Медленно надавливают на брюшную стенку, затем резко отпускают кисть руки, в этот момент боль усиливается.

Щёткина - Блюмберга


Левой рукой натягивают рубашку больного, а кончиками II – IV пальцев правой руки с умеренным надавливанием на брюшную стенку выполняют быстрое скользящее движение по рубашке из эпигстральной области в правую подвздошную, не отрывая скользящую кисть от брюшной стенки. Усиливается боль в правой подвздошной области.




В положении больного на левом боку фиксируют появление или усиление боли в правой подвздошной области.


Острый
аппендицит
Бартомье - Михельсона


Слегка надавливают на брюшную стенку в правой подвздошной области и просят пациента поднять правую вытянутую ногу. Усиливается боль в правой подвздошной области.


Ортнера


При вдохе, когда левая ладонь лежит на рёберной дуге, а большой палец на брюшной стенке в проекции желчного пузыря, фиксируют болезненность.
Мерфи

Эталон ответа
Пальпаторное исследование брюшины
Заполните пустые графы
Синдром «острый живот»


Заболевание
Техника выполнения
Специфический
симптом


Выражен:
Острый перитонит, аппендицит, прободная язва желудка.
Слабо выражен:
Острый холецистит, острый панкреатит
Медленно надавливают на брюшную стенку, затем резко отпускают кисть руки, в этот момент боль усиливается.

Щёткина - Блюмберга


Левой рукой натягивают рубашку больного, а кончиками II – IV пальцев правой руки с умеренным надавливанием на брюшную стенку выполняют быстрое скользящее движение по рубашке из эпигстральной области в правую подвздошную, не отрывая скользящую кисть от брюшной стенки. Усиливается боль в правой подвздошной области.

Воскресенского

Острый аппендицит, острый панкреатит


Острый аппендицит
В положении больного на левом боку фиксируют появление или усиление боли в правой подвздошной области.
Ситковского


Острый
аппендицит
Бартомье - Михельсона


Острый
аппендицит
Слегка надавливают на брюшную стенку в правой подвздошной области и просят пациента поднять правую вытянутую ногу. Усиливается боль в правой подвздошной области.
Образцова


Острый
холецистит
Ортнера


Острый
холецистит
При вдохе, когда левая ладонь лежит на рёберной дуге, а большой палец на брюшной стенке в проекции желчного пузыря, фиксируют болезненность.
Мерфи