Сценарий литературно-музыкальной композиции по произведениям Булата Окуджавы Мой Арбат. Иллюстрация к войне


МОЙ АРБАТ
(иллюстрация к войне)
Сценарий литературно-музыкальной композиции по стихам Булата Окуджавы
На сцене декорация: справа - старый радиоприемник, слева – три стилизованных уличных фонаря. Звучит фонограмма шума города.
Сцена первая.
Исполнители композиции появляются поочередно (все артисты в классических черных брюках и черных футболках) – это прохожие, художник, туристка, подруги. В целом создается атмосфера улицы Старый Арбат нашего времени. Появляется мальчик – подросток, лихо объезжающий на самокате фонари. Течет обычная повседневная жизнь. И вдруг, издалека начинает звучать песня Булата Окуджавы «Песенка об Арбате», которая объединяет всех участников сцены в общий танец (пластическую композицию). Затихают последние аккорды песни и вновь возникает уличная суета.
Из толпы прохожих выходит 1-я девушка. Все замирают
1-я девушка:
В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.
Звучит музыка 40-х годов, которая переносит нас в предвоенное время. Исполнительницы подходят к фонарям, снимают с них белые легкие шарфики и повязывают их в виде бантов друг другу на шею. Они – девушки 40-х. Весело хохоча, компания веселых подруг убегает за кулисы.
Сцена вторая.
Раннее утро. Тишину Московского дворика нарушает звук барабана. Это мальчишка Ванька.
Ванька:
Встань пораньше,Встань пораньше,Встань пораньше,Только утро замаячит у ворот,Ты увидишь, ты увидишь,Как весёлый барабанщикВ руки палочки кленовые берёт.Ты увидишь, ты увидишь,Как весёлый барабанщикВ руки палочки кленовые берёт.
Будет полдень, хлопотливый и гремящий.Звон трамваев и людской водоворот.Но прислушайся - услышишь,Как весёлый барабанщикС барабаном вдоль по улице идёт.Но прислушайся - услышишь,Как весёлый барабанщикС барабаном вдоль по улице идёт.
Будет вечер и кудесник, и обманщик.Темнота на мостовые упадёт,Но вглядись, и ты увидишь -Как весёлый барабанщикС барабаном вдоль по улице идёт.Но вглядись, и ты увидишь -Как весёлый барабанщикС барабаном вдоль по улице идёт.
Грохот палочек, то ближе он, то дальше,Сквозь сумятицу и полночь, и туман.Неужели ты не слышишь,Как весёлый барабанщикВдоль по улице проносит барабан.Неужели ты не слышишь,Как весёлый барабанщикВдоль по улице проносит барабан.
Встань пораньше,Встань пораньше,Встань пораньше,Только утро замаячит у ворот,Ты увидишь, ты увидишь,Как весёлый барабанщикВ руки палочки кленовые берёт.Ты увидишь, ты увидишь,Как весёлый барабанщикВ руки палочки кленовые берёт.
На звук барабана появляются заспанные соседки.
1-я соседка: Воскресенье, семь утра. Поспать не дают!
2-я соседка: Кто это там барабанит?
3-я соседка: Да это Ванька, с утра пораньше концерт устроил!
4-я соседка: Безобразие! Сейчас уши надеру!
5-я соседка: Сколько же можно это терпеть! То окно разобьет, то свистит на весь двор, теперь шум устроил на всю округу!
Среди всеобщего возмущения появляется спортсменка.
Спортсменка (не прекращая делать упражнения, она неожиданно заступается за мальчишку): Что вы к парню пристали. Ребенок делом занят. Вон сами бы лучше зарядку сделали!
Разворачивается и делает пробежку по сцене. С возмущенными репликами все устремляются за ней, забыв про Ваньку, который оставшись один, тут же находит себе новое занятие – включает на всю громкость радиоприемник и начинает смешно выделывать танцевальные движения под музыку (музыка 40-х годов, джаз)
В это время из противоположной кулисы появляется любительница танго с пластинкой, гордо проносит ее через всю сцену, демонстративно выключает приемник и ставит пластинку с танго «Черные глаза». Начинает танцевать. Ванька, передразнивая ее, убегает за кулисы.
На звуки танго во двор выходят парами девчата. Кто-то за кавалера, кто-то за даму шутливо исполняют танцевальные движения. Появляется Иван с футбольным мячом и начинает всем мешать. Его прогоняют. Он пинает свой мяч, который попадает в руки появившейся спортсменке. Она перекидывается мячом с Ванькой. Затем достает старенький фотоаппарат Лейку и все выстраиваются для фотоснимка.
Стоп-кадр. Спортсменка выходит на авансцену и читает «Песенку о комсомольской богине»
Спортсменка:
Я смотрю на фотокарточку:
две косички, строгий взгляд,
и мальчишеская курточка,
и друзья кругом стоят.
За окном все дождик тенькает:
там ненастье во дворе.
Но привычно пальцы тонкие
прикоснулись к кобуре.
Вот скоро дом она покинет,
вот скоро вспыхнет гром кругом,
но комсомольская богиня...
Ах, это, братцы, о другом!
На углу у старой булочной,
там, где лето пыль метет,
в синей маечке - футболочкекомсомолочка идет.
А ее коса острижена,
в парикмахерской лежит.
Лишь одно колечко рыжее
на виске ее дрожит.
И никаких богов в помине,
лишь только дела гром кругом,
но комсомольская богиня...
Ах, это, братцы, о другом!
Уходит со сцены. Фотография «оживает». Девушки отходят к фонарям. Сверху откуда-то падает бумажный самолетик. Ваня провожает его глазами, поднимает, рассматривает, затем обращается к одной из девушек с вопросом
Иван: Если ворон в вышине,
Дело, стало быть, к войне!
Чтобы не было войны,
Надо ворона убить.
3-я девушка:
Чтобы ворона убить,
Надо ружья зарядить.
2-я девушка:
А как станем заряжать,
Всем захочется стрелять.
Девушки встают друг против друга и начинают перебрасываться бумажными самолетиками. Иван оказывается в центре этой «стрельбы»
Иван:
Ну а как стрельба пойдет,
Пуля дырочку найдет.
Ей не жалко никого,
Ей попасть бы хоть в кого.
Хоть в чужого, хоть в свово, (переброс самолетиков прекращается)
Во - и боле ничего.
Во - и боле ничего,
Во - и боле никого,
Кроме ворона того -
Стрельнуть некому в него...
Поднимает один из самолетиков, рассматривает его. Девушки собирают остальные и бросают их за кулисы.
Звучит мелодия песни «До свидания, мальчики»
Одна из девушек раздает всем пилотки. Девочки развязывают банты и оставляют шарфики на шее. Все встают в клин.
Сцена третья.
1-я девушка(читает):
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Девочки из клина перестраиваются в шахматный порядок. Из дальнего ряда на сцену выходит девушка.
Сцена четвертая.
2-я девушка:
Вот музыка та, под которую
мне хочется плакать и петь.
Возьмите себе оратории,
и дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их в союзники
легко, до скончания дней...
Меня же оставьте с той музыкой:
мы будем беседовать с ней.
Звучит джазовая музыка 40-х годов из репертуара Утесова. Идет танец – перестроение. Музыка обрывается и девушки замирают в разных позах. На первый план выходит 3-я девушка.
3-я девушка:
Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.
Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
и, кроме,
шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.
На смену всем оставленным заботам
единственная зрела впереди,
и скрипачи ложились к пулеметам,
и пулеметы бились на груди.
Но что поделать, что поделать, если
атаки были в моде, а не песни?
Кто мог тогда их мужество учесть,
когда им гибнуть выпадала честь?
Едва затихли первые сраженья,
они рядком лежали. Без движенья.
В костюмах предвоенного шитья,
как будто притворяясь и шутя.
Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И все-таки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли,
когда на пятачке земного шара
под майский марш, торжественный такой,
отбила каблуки, танцуя, пара
за упокой их душ.
За упокой.
Фигуры девушек оживают: звучит вступление мелодии песни «Молитва Франсуа Вийона», под которое каждая из девушек стремится вперед и натыкаясь на невидимую пулю, вновь замирает.
Исполняется песня «Молитва Франсуа Вийона» двумя солистами. Остальные участники исполняют пластический этюд.
Сцена пятая.
Все участники перестраиваются в колонну по два и начинают маршировать. Сначала тихо, по том все громче и громче. Марш обрывается. Выходит 3-я девушка. Она смотрит на марширующих, а затем обращается к зрителям.
3-я девушка:
Вы слышите: грохочут сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки?
Вы поняли, куда они глядят?
Вы слышите: грохочет барабан?
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней...
Уходит взвод в туман-туман-туман...
А прошлое ясней-ясней-ясней.
А где же наше мужество, солдат,
когда мы возвращаемся назад?
Его, наверно, женщины крадут
и, как птенца, за пазуху кладут.
А где же наши женщины, дружок,
когда вступаем мы на свой порог?
Они встречают нас и вводят в дом,
но в нашем доме пахнет воровством.
А мы рукой на прошлое: вранье!
А мы с надеждой в будущее: свет!
А по полям жиреет воронье,
а по пятам война грохочет вслед.
И снова переулком - сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки...
В затылки наши круглые глядят.
Ритм шагов звучит все громче и громче. Девушки маршем уходят со сцены.
Сцена шестая.
К радиоприемнику подходят две девушки в платках. Из приемника звучит сводка о положении на фронтах. Из противоположной кулисы появляется мальчик Ваня и направляется в сторону радиоприемника. Одна из девушек осторожно забирает у него мяч. На затихающей сводке начинается текст стихотворения «Вобла». Девушки уходят за кулисы.
Ваня:
Холод войны немилосерд и точен.
Ей равнодушия не занимать.
...Пятеро голодных сыновей и дочек
и одна отчаянная мать.
И каждый из нас глядел в оба,
как по синей клеенке стола
случайная одинокая вобла
к земле обетованной плыла,
как мама руками теплыми
за голову воблу брала,
к телу гордому ее прикасалась,
раздевала ее догола...
Ах, какой красавицей вобла казалась!
Ах, какою крошечной вобла была!
Она клала на плаху буйную голову,
и летели из-под руки
навстречу нашему голоду
чешуи пахучие медяки.
А когда-то кружек звон, как звон наковален,
как колоколов перелив...
Знатоки ее по пивным смаковали,
королевою снеди пивной нарекли.
...Пятеро голодных сыновей и дочек.
Удар ножа горяч как огонь.
Вобла ложилась кусочек в кусочек -
по сухому кусочку в сухую ладонь.
Нас покачивало военным ветром,
и, наверное, потому
плыла по клеенке счастливая жертва
навстречу спасению моему.
Ваня озирается, достает пилотку, надевает ее и убегает.
Сцена седьмая.
На сцену выходят девушки-бойцы. Располагаются на привал. Каждая из них занимается своим делом. Кто-то пишет письмо, кто-то играет на гитаре. Одна девушка выбегает с пилоткой земляники, все ее окружают. В это время выходит девушка-сержант и командует: РОТА, ПОДЪЕМ! Все испуганно пытаются выстроиться в шеренгу, на ходу поправляя пилотки. Обнаружив шутку, все смеются. Девушка- сержант начинает рассказ. Стихотворение «Первый день на передовой»
\Девушка - сержант:
Волнения не выдавая,
оглядываюсь, не расспрашивая.
Так вот она - передовая!
В ней ничего нет страшного.
Трава не выжжена, лесок не хмур,
и до поры
объявляется перекур.
Звенят комары.
Звенят, звенят:
возле меня.
Летят, летят -
крови моей хотят.
Отбиваюсь в изнеможении
и вдруг попадаю в сон:
дым сражения, окружение,
гибнет, гибнет мой батальон.
А пули звенят
возле меня.
Летят, летят -
крови моей хотят.
Кричу, обессилев,
через хрипоту:
"Пропадаю!"
И к ногам осины,
весь в поту,
припадаю.
Жить хочется!
Жить хочется!
Когда же это кончится?..
Мне немного лет...
гибнуть толку нет...
я ночных дозоров не выстоял...
я еще ни разу не выстрелил...
И в сопревшую листву зарываюсь
и просыпаюсь...
Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
а что, если кто-нибудь в том сне побывал?
А что, если видели, как я воевал?
Перестроение мизансцены в шахматный порядок. Все начинают исполнять речитативом «Песенку о пехоте», маршем отбивая такт мелодии. Песня звучит акапелло.
Звук потрескивающих поленьев. Все собираются около воображаемого костра. Беседуют, смеются, греют руки. Из общего круга на первый план выходит 4-я девушка. Она обращается в зал.
4-я девушка:
Не вели, старшина, чтоб была тишина.
Старшине не все подчиняется.
Эту грустную песню придумала война...
Через час штыковой начинается.
Земля моя, жизнь моя, свет мой в окне...
На горе врагу улыбнусь я в огне.
Я буду улыбаться, черт меня возьми,
в самом пекле рукопашной возни.
Пусть хоть жизнь свою укорачивая,
я пойду напрямик
в пулеметное поколачиванье,
в предсмертный крик.
А если, на шаг всего опередив,
достанет меня пуля какая-нибудь,
сложите мои кулаки на груди
и улыбку мою положите на грудь.
Чтоб видели враги мои и знали бы впредь,
как счастлив я за землю мою умереть!
...А пока в атаку не сигналила медь,
не мешай, старшина, эту песню допеть.
Пусть хоть что судьбой напророчится:
хоть славная смерть,
хоть геройская смерть -
умирать все равно, брат, не хочется.
Во время исполнения стихотворения, все стоят спиной в зал. Затем по очереди поворачиваются вполоборота к зрителю. Потом выполняют строевой поворот и по очереди повторяют эхом последнюю строчку стихотворения. Звук костра переходит в вой падающего снаряда. Слышен вой самолета, взрывы. Девушки мечутся по сцене, видны только всполохи белых шарфов.
Девушки выстраиваются в два круга, спиной в круг. Из одного круга выделяется солистка и исполняет первый куплет песни «Ночной разговор», обращаясь к девушкам из правого круга. Во время проигрыша выходит солистка из левого круга и исполняет второй куплет песни, обращаясь к девушкам из своего круга.
Третий куплет две солистки поют вместе. Остальные участники сцены исполняют пластическую композицию с шарфиками.
- Мой конь притомился,
стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать?
Скажите мне, будьте добры.
- Вдоль Красной реки, моя радость,
вдоль Красной реки,
До Синей горы, моя радость,
до Синей горы.
- А как мне проехать туда?
Притомился мой конь.
Скажите, пожалуйста,
как мне проехать туда?
- На ясный огонь, моя радость,
на ясный огонь,
Езжай на огонь, моя радость,
найдешь без труда.
- А где же тот ясный огонь?
Почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом...
- Фонарщик был должен зажечь,
да, наверное, спит,
фонарщик-то спит, моя радость...
А я ни при чем.
В конце песни каждая из девушек вешает свой шарф на один из фонарей и уходит за кулисы. На сцене остается 2-я девушка.
2-я девушка:
Земля изрыта вкривь и вкось.
Ее, сквозь выстрелы и пенье,
я спрашиваю: «Как терпенье?
Хватает? Не оборвалось
выслушивать все наши бредни
о том, кто первый, кто последний?
Она мне шепчет горячо:
«Я вас жалею, дурачье.
Пока вы топчетесь в крови,
пока друг другу глотки рвете,
я вся в тревоге и в заботе.
Изнемогаю от любви.
Зерно спалите — морем трав
взойду над мором и разрухой,
чтоб было чем наполнить брюхо,
покуда спорите, кто прав...»
Мы все — трибуны, смельчаки,
все для свершений народились,
а для нее — озорники,
что попросту от рук отбились.
Мы для нее как детвора,
что средь двора друг друга валит
и всяк свои игрушки хвалит...
Какая глупая игра!
Уходит в левую кулису.
Сцена восьмая.
Звучит мелодия послевоенного танго. Появляется Иван. Он подходит к фонарю, лихо поправляет пилотку. Он снова у себя в Арбатском дворе.
Проходит, гордо маршируя, но вдруг замечает брошенный кем-то футбольный мяч. Мгновенно забыв о строевой выучке начинает делать с мячом футбольные кульбиты.
Появляются девушки. Оживленная встреча подруг после долгой разлуки. Одна из них подбегает к радиоприемнику. Снимает с него маскировочную ткань, ставит пластинку. Все кружатся в вальсе. Внезапно появляется девушка – любительница танго. Все останавливаются. Она обращается к подругам. Стихотворение «Король».
Во дворе, где каждый вечер все играла радиола,
где пары танцевали, пыля,
ребята уважали очень Леньку Королева
и присвоили ему званье короля.
Был король, как король, всемогущ.
И если другу
станет худо и вообще не повезет,
он протянет ему свою царственную руку,
свою верную руку,- и спасет.
Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,
разорвали на рассвете тишину,
наш Король, как король, он кепчонку, как корону -
набекрень, и пошел на войну.
Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
да некому оплакать его жизнь,
потому что тот король был один (уж извините),
королевой не успел обзавестись.
Но куда бы я ни шел, пусть какая ни забота
(по делам или так, погулять),
все мне чудится, что вот за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять.
Потому что на войне, хоть и правда стреляют,
не для Леньки сырая земля.
Потому что (виноват), но я Москвы не представляю
без такого, как он, короля.
Пауза. Из-за кулис выбегает Иван с мячом. Раздаются громкие звуки победного салюта. Все собираются вместе на авансцене. Подбрасывают радостно пилотки под звуки салюта.
Кто-то подбегает к радиоприемнику, находит музыку фокстрота. Девушки и Иван весело танцуют. Постепенно музыка затихает и участники композиции собираются под фонарями. 2-я девушка читает
2-я девушка:
...А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
и я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства
для дальних дорог не прошу,
но маленький дворик арбатский
с собой уношу, уношу.
В мешке вещевом и заплечном
лежит в уголке небольшой,
не слывший, как я, безупречным
тот двор с человечьей душой.
Сильнее я с ним и добрее.
Что нужно еще? Ничего.
Я руки озябшие грею
о теплые камни его.
Девушка-сержант, собирая всех восклицает
Виноградную косточку в теплую землю зарою,И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Начинают звучать гитарные аккорды и все исполняют песню.Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье,Говорите мне прямо в глаза чем пред вами слыву,Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.А иначе зачем на земле этой вечной живу?В темно-красном своем будет петь для меня моя дали,В черно-белом своем преклоню перед нею главу,И заслушаюсь я и умру от любви и печали.А иначе зачем на земле этой вечной живу?И когда заклубится закат по углам золотея,Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву,Синий буйвол и белый орел и форель золотая.А иначе зачем на земле этой вечной живу?
На последних аккордах все участники композиции выходят вперед и кланяются.