Разработка урока химии на тему: Алкены. Строение, изомерия, номенклатура, получение, применение отдельных представителей (11 класс)


Тема урока:  "Алкены. Строение, изомерия, номенклатура, получение, применение отдельных представителей" 
Предмет: химия11 класс
Учебная взаимосвязь
Ключевые понятия Оценка Оценка риска
Алкены, гомологи, изомеры, номенклатура Урок изучения нового материала
Полная оценка с комментариями учащихся Выполнение правил ТБ
Стратегия:
Цель урока: изучить алкены как класс непредельных углеводородов, особенности их электронного строения и изомерии, физические свойства и способы получения.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить алкены как самостоятельный класс непредельных углеводородов, развивая знания о кратной двойной связи между атомами углерода; рассмотреть гомологию, изомерию и номенклатуру алкенов; взаимное влияние атомов в молекуле на примере этилена и пропилена, познакомить с промышленными и лабораторными способами получения.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Развивать умения по работе с текстом, по работе в группах. 
Воспитательные:
продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков: прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы, воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, чёткость и организованность в работе.
Методы обучения: эвристический (частично - поисковый).
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы учебной деятельности учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Средства обучения: реализация внутри- и межпредметных связей, мультимедийное наглядное пособие (презентация), составление названий алкенов различного строения.
Планируемые результаты обучения:
Знать: 
определение непредельных углеводородов ряда этилена, общую формулу алкенов, четыре вида изомерии алкенов, их физические и химические свойства, способы получения и области применения углеводородов ряда этилена.
Уметь: 
объяснять особенности образования - и -связей, записывать молекулярные, структурные и электронные формулы алкенов, обозначать распределение электронной плотности в молекуле, называть вещества ряда этилена по систематической номенклатуре и по названиям веществ записывать их формулы, составлять формулы различных изомеров по молекулярной формуле алкена.
Время Вид работы Роль учителя Действия учащихся
1мин. Организационный момент.
2 мин. Этап актуализации опорных знаний:
1. Какие вещества называют углеводородами?
 2. Какие классы органических веществ относят к углеводородам?
3. Почему предельные углеводороды так названы?
4. Каковы особенности строения непредельных углеводородов?
5. Какой тип гибридизации характерен для предельных углеводородов?
6. Назовите валентный угол и длину связи С – С в молекулах алканов.
7. Что такое изомерия? Какие виды изомерии вам известны?
8. Какой вид изомерии характерен для алканов?
9. Какие вещества называют гомологами?
Уч - ся отвечают на вопросы
1 мин Определение темы урока. С помощью вопросов учитель актуализирует знания учащихся по пройденному материалу и подводит учащихся к определению темы урока Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
1 мин Разбивка на группы Учитель раздает геометрические фигуры разных цветов Ребята по цвету фигур определяются по группам
1 мин Определение правил работы в группе Учитель наводящими вопросами способствует определению этих правил ( напоминание правил работы в группе) Учащиеся определяют правила работы в группе
2 мин Психологический настрой Учитель предлагает учащимся игру «Я-МЫ» Дети становятся в круг, играют, дарят другу добрые пожелания
15мин Каждая группа получает задание
1 группа-гомологический ряд, строение и номенклатура алкенов.
2 группа- виды изомерии алкенов3 группа- физические свойства и получение алкенов.
4 группа- отдельные представители алкенов и их применение.
Использование дополнительного материала, интернет-ресурсов. Учитель раздает тему работы каждой группе, задания, листы ватмана. Ребята определяются с темой, осмысливают задание
15мин
Каждая группа получает задание
Учитель направляет, помогает. Учащиеся начинают работу. Работа по группам.
4 мин.( каждая группа) 1 группа-гомологический ряд, строение и номенклатура алкенов.
2 группа- виды изомерии алкенов3 группа- физические свойства и получение алкенов.
4 группа- отдельные представители алкенов и их применение.
Использование дополнительного материала, интернет-ресурсов.
Презентации каждой группы Учащиеся каждой группы раскрывают свой вопрос, делают выводы, задают наводящие вопросы ребятам с целью закрепления. Остальные ребята записывают основные моменты в рабочую тетрадь.
1 мин. Выводы по уроку
Алкены – непредельные углеводороды, в молекулах которых имеется одна двойная связь. Атомы углерода находятся в состоянии sp2- гибридизации. Общая формула – СnH2n. В названии алкенов используется суффикс –ен. Для алкенов характерны: изомерия углеродной цепи, изомерия положения двойной связи, пространственная (геометрическая) и изомерия между классами.
1мин.
Оценивание
Учитель предлагает определиться с критериями оценки работ групп.
Учащиеся предлагают критерии для оценивания. Обсуждают и оценивают работы. Комментируют оценки.
3 мин. Индивидуальная работа Учащимся предлагаются задание( по молекулярной формуле записать возможные изомеры вещества и дать название) 1 мин Домашнее задание Составить сиквейн на тему «Алкены» , параграф Данный урок является очередным в системе уроков по
теме « Углеводороды». Он является уроком, на котором дети знакомятся с одним из классов углеводородов-алкенами, рассматриваются их особенности, связанные с наличием двойной связи. Закрепляются умения в составлении структурных формул изомеров, отрабатываются навыки в составлении названий органических соединений по номенклатуре ИЮПАК.
На организационном этапе урока учащимися определяется цель урока; подготовка учащихся к работе. Для сплочения коллектива ребятам было предложено перед началом урока дать друг другу пожелания, проведена игра. Затем проведена разбивка на группы способом случайности. Образовались 4 группы.Учитель помогает определиться с правилами работы в группе, для того, чтобы группа результативно поработала с учетом этих правил.
Каждая группа получила задания на карточке, ватманы, маркеры. Учащиеся должны на ватмане в виде кластера отразить основной материал своей темы. Каждая группа активно обсуждала свою полученную тему. Во время наблюдения за подготовкой групп я обратила внимание, что в группах некоторые ребята взяли на себя роль лидера в группе и старались определиться кто какие вопросы будет освещать, как кластер будет выглядеть. Данный урок проводила в классе, где учащиеся в основном с низкой успеваемостью, поэтому роль лидера в работе групп была просто неоценимой.
Во время подготовки кластера учитель помогает детям, контролирует. Между группами сложилась на мой взгляд здоровая конкуренция. Ребята старались внести в свою работу какую- то «изюминку». Задание носило творческий характер.
Во время работы приходилось напоминать правила работы в группе. В классе психологический климат благоприятный, поэтому работа прошла неплохо. Не все группы во время презентации показали глубину и полноту знаний, были некоторые ошибки, но главное, что дети все, практически все выступали, так как ребята в группе определились с тем, какие вопросы темы будут оговаривать.
Важно, что дети самостоятельно определились с критериями оценивания. Более или менее старались объективно оценивать работу групп и работу своей группы. Отбирали информацию, использовали дополнительную информацию.
В ходе оценивания дети аргументировали свою точку зрения. Дети всё же не умеют оперативно работать, поэтому первая проблема – это нехватка времени. Ребята готовили на уроке презентации, конструировали модель этилена из пластилина, в ходе урока задавали группам вопросы.
Я думаю, что учащиеся умеют работать в группе, на уроке развивались умения анализировать, размышлять, критически мыслить, разрабатывать критерии.
Я думаю, что цель урока была достигнута, основные задачи были выполнены, дети изучили материал.