Разработка урокаЖиры. Их состав, строение и свойства. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров.


Утверждаю» «Согласовано»
директор СШ №29 замдиректора по НМР
г. Астаны СШ№29 г. Астаны
Досмагамбетова К.Т. Анапьянова Р.А.
______________ _______________

Разработка открытого урока
по предмету химия
Тема: Жиры. Их состав, строение и свойства.
Жиры в природе. Биологическая роль жиров.
Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров.

Провела: Рысмухамбетова М.Д.
Класс: 11Б
Дата 20.02.2015 Класс11б Учитель химии Рысмухамбетова М.Д.
Тема: Жиры. Их состав, строение и свойства. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров.
Smartцели:1.Составить постер и кластер, написать уравнения реакций, назвать фомулы веществ, сравнить вещества решить задачу, выполнить лабораторный опыт,составить тест.
Тип урока:изучения новой темы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная беседа, индивидуальная работа, групповая.
Оборудование урока: интерактивная доска(видеоопыт), дидактический материал, учебник, растительное масло, вода, органический растворитель, перманганата калия,пробирки.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
1.Организационный момент, введение в атмосферу сотрудничества
2.Введение в новую тему-10 мин.
3.Изучение новой темы-20мин.
4.Закрепление знаний-7мин.
5.Рефлексия-5мин.
6.Домашнее задание
7.Итог урока. Учитель сообщает о начале урока, приветствует учащихся и гостей,сообщение темы, целей урока, деление на3 группы (по первым буквам пожеланий).
Девизурока:Coming together is the beginning. Keeping together is progress. Working together is success.
HenryFord Объединиться - это начало. Оставаться едиными - это прогресс. Работать в единстве - это успех.
Генри Форд
ПРИЕМ «Ассоциация»
Какие ассоциации у вас вызывает слово жиры?
Учитель записывает на доске.
Затем показывает занимательный опыт«Смешивание масла и воды» и картину.Некоторые жидкости не ладят друг с другом. Возьмите масло и воду в качестве примера, вы можете смешать их вместе и трясти так сильно, как только можете, но они никогда не станут друзьями ..... или станут?
Что нам понадобится: Маленькая бутылка Вода Пищевой краситель (для этой цели вполне сгодится пару капель свекольного сока).2 столовые ложки растительного масла.Жидкое моющие средство.Инструкция: 1. Добавьте несколько капель пищевого красителя в воду. 2. Налейте 2 столовые ложки окрашенной воды вместе с 2 столовыми ложками растительного масла в небольшую бутылку. 3. Закройте плотно крышкой и потрясите бутылку так сильно, как можете. 4. Поставьте бутылку и посмотрите на результат смешения. Что происходит? Если вы очень хотите, чтоб масло и вода были вместе, то попробуйте добавить немного жидкости для мытья посуды. Моющее средство притягивает как воду, так и масло и помогает им соединиться вместе, образуя так называемую эмульсию. Теперь вы лучше понимаете, почему так сложно отмыть жирную тарелку водой без помощи моющих средств.
А теперь ответьте на вопрос: Что общего между этим опытом и картиной?(картина нарисована масляными карандашами).
ПРИЕМ «Покопаемся в памяти»
Что вы уже знаете о жирах?
Учитель рассказывает историю открытия жиров.
Каждая группа получает по 3 задания по теме по инструктивной карте и учебнику:
1. Жиры в природе. Биологическая роль жиров.
2. Состав, строение и свойства жиров.
3.Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров.
ПРИЕМ «Перекрестный опрос»
Дается 1 мин на составление по одному тестовому вопросу и учащиеся задают друг другу.
ПРИЕМ «Куб познания»
Бросается куб. Выбирается грань с соответствующим вопросом.
Опишите чем отличаются твердые жиры от жидких.
Сравните формулы двух жиров.
Что приходит вам на ум, когда вы видите эти 2 картинки (полный человек и медведь).
Проанализируйте, для чего выполняется данный опыт (видеоопыт о непредельности жиров).
Предложите, в каких народных пословицах может говориться о масле.
Аргументируйте, употребление жиров хорошо или плохо?
П.1.3,у.7с.227
Обратная связь. Учащиеся называют все то.что у них вызывает ассоциации.
.
Учащиеся отвечают: в то время как вода часто смешивается с другими жидкостями, с маслом такого не происходит. Молекулы воды сильно притягиваются друг к другу, молекулы масла так же, больше привлекают свои молекулы, они просто не смешиваются друг с другом. Масло всплывает над водой, поскольку имеет более низкую плотность.
Учащиеся в группе обсуждают о том, что знают о жирах и высказывают свое мнение.
Учащиеся работают в группе, на выполнение задания дается 10минут.
По истечении времени выступление групп.
Учащиеся отвечают на вопросы теста.
Учащиеся в группе выбирают грань с соответствующим вопросом.
Делают вывод.
Инструктивная карта к уроку
«Жиры. Их состав, строение и свойства. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров 11 класс.
2 группа.Состав, строение и свойства жиров.
Пользуясь §11.3 пунктом «Строение и структура жиров. Физические свойства»выполните в группе 3 задания. На общую работу дается 10 мин.
1.Дайте определение жирам. Составьте формулу тристеарина из глицерина и стеариновой кислоты. Чем отличаются друг от другапростые и сложные триглицериды?
2.Даны вещества и оборудование: растительное масло, вода, органический растворитель, перманганата калия, пробирки. С помощью эксперимента обозначить проблему и ее решить экспериментально, используя учебник на с.334 «Изучение свойств жиров».
ПРОБЛЕМА ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РЕШЕНИЕ
       
3.Используя диаграмму Венна, сравните жидкие и твердые жиры.
Жидкие жиры Твердые жиры

Помните, при презентации своих заданий участвуют все члены группы!
Инструктивная карта к уроку
«Жиры. Их состав, строение и свойства. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров 11 класс.
1 группа. Жиры в природе. Биологическая роль жиров.
Пользуясь §11.3 пунктом «Нахождение жиров в природе и их значение»выполните в группе 3 задания. На общую работу дается 10 мин.
Составьте постер на тему «Биологическая роль жиров в организме».
Используя таблицу аргументов, подтвердите фактами при работе с текстом учебника и дополнительным материалом.
Для дополнительного чтения.
Жиры, или липиды, - важный источник энергии. Вместе с углеводами и белками они составляют три основные компонента пищи.
В то время как углеводы обычно используются для немедленного получения энергии, жиры часто запасаются организмом «на черный день».
В жире содержится в два раза больше энергии, чем в такой же массе углеводов.
Жиры — важные органические вещества, имеющиеся во всех живых организмах. Молекулы их состоят из жирных кислот и глицерина.
Пищевые жиры — животные и растительные — не растворяются в воде.
Большинство растительных жиров, таких как кукурузное или оливковое масло, — жидкие, но некоторые жиры, содержащиеся в орехах, — твердые.
Большинство животных жиров, содержащихся в мясе, сале или сыре, твердые. В молоке содержится небольшое количество твердых животных жиров. Большинство животных жиров при нагревании становятся жидкими.
Жиры, называемые триглицеридами, хранятся в организме в виде жировой ткани (сала). Они играют роль хранилища энергии, а также защищают организм от холода.
Жиры, относящиеся к фосфолипидам, используются при образовании клеток тела.
Жиры бывают насыщенными или ненасыщенными. Сыр содержит ненасыщенные жиры. Это означает, что входящие в их состав жирные кислоты содержат максимально возможное количество водорода. Насыщенные жиры принято связывать с высоким уровнем холестерина в крови, что повышает риск инфаркта миокарда.
В пищеварительном тракте жиры под действием желчи и ферментов поджелудочной железы расщепляются на жирные кислоты и глицерин. Они всасываются лимфатической системой, прежде чем попасть в кровь.
АРГУМЕНТ Почему “ДА” Почему “НЕТ”
1.Пищевые жиры растворяются в воде
2.Жиры не участвуют в процессе обмена веществ.
3.Жиры выполняют роль хранилища энергии.
4.Жиры повышают риск миокарда
5.Жиры не являются биологическим топливом
6. Жиры выполняют роль изолирующей прослойки.    
Составьте кластер «Применение жиров», используя §11.3
Применение жиров

Помните, при презентации своих заданий участвуют все члены группы!
Инструктивная карта к уроку
«Жиры. Их состав, строение и свойства. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров 11 класс.
3группа. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров.
Пользуясь §11.3 пунктом «Химические свойства жиров»выполните в группе 3 задания. На общую работу дается 10 мин.
1.Изучите химические свойства жиров.При выполнении задания учащиеся проставляют знаки «+» или «-» по предложенным вопросам. Если ставите знак «+», то подтверждаете уравнением реакции.
№ Вступают ли в реакцию вещества Знаки «+» или «-»Уравнение реакции, назовите продукты реакции.
1 Тристеарат+Н2О 2 Тристеарин+НCl3 Тристеарат+NaOH4 Тристеарат+H2 Триолеат+H2 2.Решите задачу. Сколько граммов триолеата получено, если для гидрирования кислоты, образовавшейся в результате гидролиза(н.у), необходимо 13,44 литров водорода?
Дайте названия следующим жирным кислотам: С17Н35СООН, С17Н33СООН,С16Н31СООН,С15Н31СООН, С17Н29СООН, С17Н35СООН,С17Н35СООН.
Что объединяет олеиновую и линоленовую кислоты?
Помните, при презентации своих заданий участвуют все члены группы!
Лист оценивания- матрица.
1 группа2 группа3 группа
Имя
Плюсы Имя
Плюсы Имя
Плюсы
«+» ставится при правильном ответе!
4 плюса-«5»
3 плюса-«4»
2 плюса-«3»
Самоанализ урока.
Дата: 20.02.2015
Тема: Жиры. Их состав, строение и свойства. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров. 11Б класс
Урок изучения новой темы запланирован в соответствии с календарно-тематическим планированием и проведен с использованием семи модулей обучения, содержание которого соответствует учебной программе. Мною были смарт-цели: составить постер и кластер, написать уравнения реакций, назвать формулы веществ, сравнить вещества решить задачу, выполнить лабораторный опыт, составить тест. В основе урока использовались приемы критического мышления: ассоциация, покопаемся в памяти, перекрестный опрос, куб познания, которые активизировали деятельность учащихся, способствовали развитию логического мышления, умению работать с информацией и самостоятельному изучения темы. Мною была предусмотрена лабораторная работа, которая развивала практические навыки учащихся. На уроке использовались занимательный опыт по смешиванию масла с водой и затем поставлен вопрос: что общего между этим опытом и картиной? Основной формой работы была- групповая и каждой группе давалось свое задание. На уроке использовались практико-ориентированные вопросы, которые позволяли проводить связь с жизнью. Кроме того, была проведена межпредметная связь с английским языком на примере высказывания данного в начале урока и биологией при изучении вопроса о биологической роли жиров. Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, т.к. направлен на выработку умений и навыков анализировать, наблюдать, исследовать. Атмосфера доброжелательности, сотворчества , удовлетворения от проделанной работы, позволили уйти ребятам в бодром настроении с тем, чтобы завтра приступить к поиску новых решений и повышению качества знаний.Постановка проблемных вопросов и работа в группе позволила всем учащимся активно вовлечься в работу. Я счита., что урок цели достиг.
Учитель химии Рысмухамбетова М.Д.






Анализ посещенного урока в 11Б классе
учителя химии Рысмухамбетовой М.Д.
Тема: Жиры. Их состав, строение и свойства. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров.
Цели урока:1.Составить постер и кластер, написать уравнения реакций, назвать формулы веществ, сравнить вещества решить задачу, выполнить лабораторный опыт, составить тест.
Тип урока: изучения новой темы.
Структура урока отличалась четкостью, продуманностью, этапы урока взаимосвязаны. Время отведенное на каждый этап , верно скорректировано.Урок проводился с использованием семи модулей. Использовались разнообразные приемы критического мышления (например, диаграмма Венна). На уроке применялись следующие методы обучения: частично-поисковый, наглядные, практические
(лабораторная работа). Использовались разнообразные формы работы: фронтальная беседа, индивидуальная работа, групповая. На уроке прослеживается система работы, вырабатывается четкость в использовании идей семи модулей. Эффективно продумана рефлексия урока. Интерес вызвала матрица при оценивании учащихся, которая как мне показалось, была объективной.
Выводы: формы и приемы работы соответствоваливыбранным методам , соответствующим изучаемому материалу и способам организации деятельности учеников. Качество знаний достаточно высокое к концу урока. Задачи и цели урока достигнуты. Содержание учебного материала отличалось доступностью, научностью и практической направленностью.
Учитель СШ №55 Нуркина А.М.