Занятие (урок) по химии «Жиры, их строение, свойства, применение и роль в природе»



«ЛИСАКОВ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК
КГКП «ЛИСАКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Тема занятия:  «Жиры, их строение, свойства, применение и роль в природе» Цели занятия: * рассмотреть состав, строение и свойства жиров как группы сложных эфиров;
создать условия для исследования обучающимися физических и химических свойств жиров, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы);
развить умение обучающихся, осуществлять самостоятельную деятельность на занятие;
воспитать культуру умственного труда,
развить коммуникативные качества личности.
Метод обучения: проблемный. Организационные формы:
беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Средства обучения: * маршрутная карта,
инструкция обучающимся,
химическое оборудование,
таблицы «Пищеварительная система человека», «Масличные культуры», «Китообразные и ластногие»,
портреты Шёвреля, Бертло,
энциклопедии, справочники, учебники биологии.
Демонстрационное оборудование: * образцы сливочного, растительного, оливкового масла,
маргарин,
бензин,
мыло,
свеча стеариновая,
глицерин.
Оборудование на столах обучающихся: * пробирки с образцами растительного, сливочного масла, маргарина,
растворы тетрахлорметана, KMnO4,
спиртовка, спички, держатель.
Ход урока: Мотивация. Актуализация знаний.
Ребята, мы с вами в этом учебном году изучаем различные классы органических веществ. Какой класс веществ мы изучили на прошлом уроке? Какое строение имеют сложные эфиры? Сегодня мы познакомимся ещё с одним представителем сложных эфиров. Прошу внести чёрный ящик (лаборант вносит чёрный ящик).  В чёрном ящике вещество, о котором известно следующее: Это вещество обеспечивает 50% энергии, необходимой человеку;
Оно отличного качества, если получено первым холодным отжимом;
У китов подкожный слой этого вещества может достигать 1,5 метра.
Кто определил это вещество? (Ответ: жир, масло).
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным классом веществ – жирами. Для этого вам понадобится маршрутная карта. Внимательно рассмотрите её и скажите, где вы побываете и что узнаете.
2. Изучение нового материала. запишите в тетради дату нашего путешествия и тему занятия.
Вы находитесь на первой станции (задание из маршрутной карты).
После выполнения - беседа по вопросам:
Какие вещества называются жирами?
Какие кислоты могут входить в состав жиров (растительных и животных)?
Как называть жиры?
По каким признакам классифицируют жиры? Приведите примеры.
Какова биохимическая причина того, что растительные масла, как правило, жидкие при комнатной температуре, а животные жиры – твёрдые?
Ребята, побывав на первой станции, мы с вами убедились, что строение жиров сложное. 
Проблема: Нужны ли нам знания о свойствах жиров в повседневной жизни? Наше путешествие продолжается. Сейчас вам предстоит познакомиться с физическими и химическими свойствами жиров. На основании вашего жизненного опыта, запишите физические свойства жиров, подтвердите их экспериментально (работа по инструкции). На основе знаний о свойствах сложных эфиров и непредельных соединений, прогнозируйте химические свойства жиров, проделайте опыты по инструкции, сделайте выводы. (Работа в группах, обмен информацией между группами) 
Беседа по вопросам: * Чем лучше удалить жирное пятно с одежды?
Как объяснить, что растительное и сливочное масло окисляются раствором KMnO4, а маргарин – нет?
Для чего можно использовать эти реакции?
Гидролиз жиров и его применение. Объясните смысл крылатого выражения «Судью на мыло!»
Далее учитель дает информацию о свойствах жиров (окисление и разложение при нагревании), о получении жиров. 
Вывод по окончании беседы:
исходя из свойств жиров, мы можем говорить об их переработке и применении (работа в группах по маршрутной карте).
Беседа по вопросам: * Каковы основные направления применения жиров?
Когда и кем был впервые получен маргарин?
Какова биологическая роль жиров?
Как происходит усвоение жиров организмом человека? (рассказ ученика по таблице)
3. Первичная проверка усвоения знаний. просмотрите конспект в тетради, ответьте на вопросы теста. (Взаимопроверка. Проверка ответов с записями, сделанными на доске). 
4. Подведение итогов.
РЕФЛЕКСИЯ:
Вы достигли последней станции.
Какую проблему мы поставили в начале урока?
Удалось ли нам её решить?
К какому выводу мы пришли? Заполните карту рефлексии, запишите домашнее задание. 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мleft0АРШРУТНАЯ КАРТА. Тема: «Жиры». Дата: Цель: изучить состав, строение, свойства жиров, как группы сложных эфиров, рассмотреть их применение и роль в организме человека. Станция 1. Состав, строение и классификация жиров. Время стоянки- 7 минут.
Работая в группе, используя текст учебника и дополнительную литературу (Используйте советы мудрого попутчика), обсудите сведения о составе, строении и классификации жиров.
Сделайте записи в тетради: Определение: Общая формула жира: Названия и формулы жирных кислот: Составьте схему с примерами: Классификация жиров
left0left0Станция 2. Физические и химические свойства жиров. Время стоянки- 10 минут. Работайте в группах, проделайте опыты (используйте инструкцию), запишите в тетрадь физические свойства жиров: Агрегатное состояние: Температура плавления: Растворимость в воде: Растворимость в других растворителях: Плотность: Составьте уравнения, подтверждающие химические свойства жиров: 1. гидролиз (в водной среде)
гидролиз (в щелочной среде - омыление)
Запишите названия полученных веществ. Запишите отношение растительных жиров к растворам KMnO4 и I2. Сделайте вывод.
Станция 3. Переработка и применение жиров, их биологическая роль. Время стоянки - 7 минут. Обсудите в группе следующие вопросы: 1. Как перерабатывают жиры?
Что такое омыление жиров?
Как получить твёрдые жиры из жидких?
Запишите уравнение гидрирования растительного жира триолеата в тристеарат – получение маргарина.
Прочитайте в дополнительной литературе об основных направлениях применения жиров. Сделайте краткие записи в тетради.
Какова биологическая роль жиров? Обсудите в группе, используя дополнительную литературу.
Вспомните из курса биологии, как происходит усвоение жиров организмом человеком?
Станция 4. Выполните задание. Время стоянки - 5 минут. Работая индивидуально, ответьте на вопросы теста. 
Станция 5. Конечная. Заполните карту рефлексии. Получите домашнее задание. Инструкция «Физические и химические свойства жиров» Опыт 1. Растворимость жиров. left01. В пробирки № 1 и № 2 с растительным и сливочным маслом прилейте: 1группа - воды, 2 группа - спирт, 3 группа – тетрахлорметан (CCl 4),
2. Встряхните, отметьте растворимость жиров.
3. Сделайте вывод. Опыт 2. Отношение жиров к раствору KMnO4.
1. Прилейте в пробирки:
с растительным маслом (№3) - 1 группа,
со сливочным маслом (№4) - 2 группа,
с маргарином (№5) - 3 группа
раствор KMnO4,
2. Энергично встряхните (твёрдые жиры можно немного нагреть для расплавления).
3. Объясните наблюдения.
4. Сделайте вывод.