Итоговое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР (ОНР) Весенние приключения не только для развлечения

Весенние приключения не только для развлечения
Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год; подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития детей.

Задачи:
1) коррекционно- образовательные:
Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
Совершенствовать практические умения и навыки детей.
2) коррекционно-развивающие:
Развивать грамматический строй речи;
Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
Формирование самоконтроля за речью;
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
3) коррекционно - воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Ход занятия
Логопед: «Золотые руки» говорят про человека умелого, «золотая голова» про человека умного. Давным-давно, в старину, губы называли уста. «Златоуст» говорили про человека, который умел говорить ладно и складно, четко и ясно. По преданию, каждый третий житель на Руси был златоустом. Все хотят быть златоустами. Но как этому научиться?
Мы с вами сегодня отправимся в сказочную страну Златоустию. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.
А перед дальней дорогой давайте разомнём наши пальчики.
(Упражнение с шариками Су Джок)
Вспомним наше правило: Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво. Правильно, неторопливо, Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать Всё чётко и внятно, чтоб всем было понятно.
Вспоминаем обязательно что учили на занятиях.
Логопед:
В некотором царстве, звуко–государстве,
Жили – не тужили, с Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА, Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ, Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ, Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
(Одновременно выставляются фигурки Звуковых феечек).
Логопед:
- Молодцы ребята! Нас приветствуют Феи звуков, вы готовы отправиться в путешествие и выполнить их задания?
Дети: Да!
Логопед: Тогда пора в путь, а путь наш будет проходить через сказочный весенний лес.
Логопед: Вот мы и на лесной полянке. Сейчас сядем, отдохнём, выполнять задания начнём (дети проходят на свои места).
Назовите весенние месяцы? А какой сейчас месяц идёт?
Скажите, без чего не может быть весны? (Весны не может быть без таяния снега, ручейков, капели, прилёта птиц, набухания почек, травы, первых цветов, появления насекомых).
Логопед: Посмотрите, у нас тоже здесь бабочки – красавицы. Они хотят с нами поиграть. (Дыхательная гимнастика с тренажёрами «Цветы» и «Бабочки»).
Летела бабочка, летела. Устала, на ладошку села. Немного посидела, отдохнула, Оправилась и мигом упорхнула.
Логопед: А чего не может быть весной? (Весной не может быть листопада, снегопада, сбора урожая, купания в речке).
Закончите предложение словом «весна»:
Мы ждали (весну). Долго не было (весны). Мы рады (весне). Мы сняли тёплую одежду (весной). Мы любим (весну). Куда пришла весна? (Весна пришла в лес).
В лесу растёт много деревьев. (Логопед выставляет картинки деревьв) .
Не одна берёза, а много (берёз) и листья у них (берёзовые).
И т.д. со словами сосна, ель, дуб, клён, липа, осина.
Логопед: Весной у зверей появляются (детёныши).
Давайте их назовём. Д/И «Мамы и детки».
А теперь пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Сравните медведя и зайца.
Медведь большой, а заяц (маленький).
Медведь смелый, а заяц (трусливый).
Медведь неуклюжий, а заяц . (шустрый).
Физкультминутка - весёлая разминка « Есть у нас игра такая» .
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп - другая                   Хлопки в ладоши.
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко.                        Шлепки по левой руке.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.                         Шлепки по правой руке.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем.                             Легкое похлопывание по щекам
 Вверх ладошки!
Хлоп, хлоп, хлоп!                                        Хлопки над головой.
По коленкам - шлеп,
шлеп, шлеп                                                    Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай                         Шлепки по плечам.
По бокам себя пошлепай.                              Шлепки по бокам.
Можем хлопнуть за спиной
 Хлопаем перед собой!                               Шлепки за  спиной и перед  грудью.
Справа - можем,
слева - можем!
И крест- накрест руки сложим!                     Поколачиванuе по груди.
И погладим мы себя,
Вот какая красота!                                 Поглаживанuе по рукам, груди, бокам.
Логопед: Дальше на нашем пути - город Звукоград, где живут звуки.
Давайте попробуем отгадать, какие звуки живут в этом замке? (Дети по артикуляции определяют).
Логопед: Ребята, какие это звуки?
Дети: Это гласные звуки.
Логопед: Почему их так называют?
Дети: Потому что их можно петь, тянуть. Они произносятся с помощью голоса. Во рту нет преграды для воздуха. Обозначаются красным цветом.
Логопед: А какие звуки живут в этом замке?
Дети: Согласные звуки.
Логопед: Почему они так называются?
Дети: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Обозначаются синим и зеленым цветом.
Логопед: Вам задание от Феечек Звукограда. Ну, усаживайтесь на свои места. Заниматься начинаем. Время даром не теряем.
Перед вами карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы определить первый звук в слове. И какой это звук: гласный, твердый или мягкий согласный и обозначить его соответствующей фишкой. (Дети выполняют задание самостоятельно).
Логопед: Молодцы! А теперь разделите ваше слово на слоги.
Логопед: Много времени прошло с тех пор, как поселились в этом волшебном городе звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды, появился здесь волшебник из другого королевства. Ему так понравился этот город, что он захотел поближе познакомиться с его жителями. А когда узнал, что все они невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву.
Обратите внимание, у вас на столе есть буква, это заглавная буква вашего имени. Украсьте вашу букву разноцветными камешками.
Логопед: Молодцы. Справились со всеми заданиями!
Логопед: Есть на свете интересная страна -
Златоустье называется она.
Там чудесный город,  Звукоград
В гости приглашает всех ребят.
Звуки в нём живут от А до Я,
Их большая, дружная семья.
Если хочешь азбуку узнать,
А, быть может, златоустом стать,
То тогда, дружочек, не ленись,
Ты со звуками  скорее подружись,
Поспеши скорее в Звукоград,
Каждый звук тебе здесь будет рад! Логопед: Феи благодарят вас и дарят вам в подарок ваши буквы.

15