ПУТЬ СПОРТСМЕНА ПЕДАГОГА реферат исследовательская работа


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

Городская историко-краеведческая акция
«Ищу героя»
«ПУТЬ СПОРТСМЕНА - ПЕДАГОГА».
Исследовательская работа
В номинации
«Мой герой»
Махов Евгений Павлович. Учитель-тренер-спортсмен



авторы исследовательской работы
Смирнова Светлана, Анюшева Алина ученицы 8 касса
руководитель проекта учитель истории Пучкова Л.А.





Оглавление
1.Введение. Учитель - это профессия или призвание? стр.3-5
2.Детство стр.6-7
3.Мечты сбываются стр.7-8
4.Семья стр.8-9
5. Выводы к работе стр.10
6.Достижения в работе стр.11
7. Воспоминания об учителе стр.12-13






















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Учитель - это профессия или призвание?
Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни,
- потратить жизнь на дело, которое переживет вас.
Уильям Джеймс
В 2017 году мы закончим 9 классов, и перед нами и нашими сверстниками встанет задача определить свой жизненный путь, продолжить обучение в школе или выбрать профессию по душе и посвятить ей всю свою жизнь. Мы хотим стать учителям, в нашей школе №9 работали и работают учителя, которые преданы своей профессии, нам есть с кого брать пример. Перед нами стоит не легкая задача ответить на вопрос:
« УЧИТЕЛЬ - это профессия или призвание?» и рассказать об одном из них.
МАХОВ Евгений Павлович его нет снами, но память о нем жива.
С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных. Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека с современным мышлением, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» вкладываются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. Учитель-профессионал должен быть увлечен своим делом только в этом случае он будет способен реально чему-то научить. Умение найти контакт с теми, кого обучаешь, тоже обязательная черта учителя. Ну и конечно, в этой профессии очень важно врожденное спокойствие, безграничное терпение и неиссякаемое чувство юмора. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество настоящего учителя. Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к


такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему?
На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все его мысли, всего себя он посвящает школе. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью. Призвание учителя – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга
Евгений Павлович выбрал профессию учителя, потому что, взяв ребенка за руку, мог увести его в интересный и увлекательный мир спорта. Поднимаясь по лестнице знаний, он мог наблюдать, как растут и развиваются его ученики, а вместе с ними растет и он совершенствуется. Махов Евгений Павлович испытывал чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится его ученик, он чувствовал, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние. Любовь к своему делу, к детям побуждал его к поиску истины и обретению мудрости, житейской, педагогической. У каждого свой путь к своей истине
Однажды мудрец задал окружавшим его три вопроса
- Какое дело у человека самое важное? - Какое время у человека самое важное?
- Какой из людей для нас самый важный?
Люди по-разному отвечали на эти вопросы. Тогда мудрец сказал им:
- Самое важное для нас в жизни дело - то, которое мы делаем сейчас.
- Самое важное время - тот момент, в котором мы живем.
- Самый важный для нас в жизни человек - тот, с которым мы имеем дело сейчас.
Трудно представить, сколько сил, терпения и души вкладывают наши учителя в своих учеников! Пусть дети порой даже не замечают и не осознают этого сначала, но позже они всегда

проникаются благодарностью. Но только те люди, для которых Учитель – это призвание, а, ни какая-либо обязанность, вошли и навсегда останутся в их памяти. Те, что отдали им частицу своего сердца, не жалея для них ни себя, ни своего времени. Те люди, что смогли передать им большую часть своего опыта и докричаться до них в те моменты, когда они их почти не слышали. Ученики будут вспоминать об учителях иногда с улыбкой, иногда с удивлением, а иногда с затаенной горечью, что так часто их огорчали и расстраивали понапрасну, что не понимали истинное значение их труда. А в трудный момент они вдруг вспомнят мудрые учительские советы.
Есть такая легенда.
Когда родился учитель, то к колыбели его слетелись три феи. «Ты будешь самым мудрым, - сказала первая фея,- потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей». «Ты будешь самым красивым, сказала вторая фея, - потому что всю свою жизнь ты будешь окружён молодостью и красотой». «Ты будешь самым счастливым, - сказала третья фея, - потому что это великое чудо и радость делать счастливыми и мудрыми других.












[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Детство.
Евгений Павлович коренной буевлянин. Родился 13 сентября 1933 года, в семье Женя был третьим ребенком, к большому сожалению, не застал, своих старших братьев при жизни, не удалось, в 1931 году в городе была эпидемия дизентерии и семья потеряла двоих детей. Родители Жени: Екатерина Ивановна проработала всю сознательную жизнь в торговле, была очень уважаемым человеком, отец Павел Александрович имел образование бухгалтера и проработал в этой должности до самой пенсии.
Семья проживала на улице Карла Маркса дом 57.
«Детство, опаленное войной «Несладкое», обобранное войной и такое прекрасное. Даже война подчистую обобрать его была не в силах. Не отнимешь детских шалостей, не мудреных забав, неба, солнца, реки и леса. После лютой зимы все равно наступает весна! И только просыхала земля, начинался для мальчишек долгожданный спортивный сезон футбола, легкой атлетики, различных спортивных игр. Ребятишек на улицах было много, не пустовали улицы не днем, не вечером. Гоняли мяч до «упаду» босиком, с перерывом, для того, что бы искупаться в речке. Играли между собой, сколачивали сборные команды, Приглашали на соревнования ребят из других улиц нашего города.
Проблем с формой и обувью не было, она отсутствовала. Любили соревноваться в беге на короткие и средние дистанции, прыгать в высоту с разбега. На реке соревновались, кто дальше бросит камень, кто- то нашел и принес ядро для метания, стали учиться толкать ядро, метать диск » Так вспоминал о своем детстве Евгений Павлович. Женя учился в школе №2 города Буя, в 1949 году не доучившись в школе, пошел на работу Буйский химический завод, принят был в качестве ученика слесаря цех №1, заканчивал обучение в школе рабочей молодежи. Мечтал Женя стать спортивным тренером, как его старший друг Юрий Шорохов, который учился в школе тренеров при Грязовецком педагогическом училище. Весной Евгений поехал к другу, что бы попробовать поступить, для этого нужно было сдать спортивные нормы ГТО. Радости не было предела, он настолько хорошо выполнил сдачу норм, что его зачислили без дополнительных экзаменов.
Мечта сбывается.
Осенью 1951 года Женя обучается по специальности учитель физкультуры и тренер по легкой атлетике. Он студент и действующий спортсмен, участвовал во всех спортивных мероприятиях училища. В свободное время проводил в спортзале, на стадионе. Много читал спортивной литературы, и труды не пропали даром. В 1952 году он чемпион Вологодской области в беге на 400 метров, а в 1953 году участвовал в первенстве РСФСР в легкоатлетическом пятиборье среди взрослых. По окончанию учебы в 1956 году его направляют в город Сокол в среднюю школу №16 учителем физкультуры.
Родина, Буй, не давал покоя, звал домой беспокойное сердце молодого, энергичного, полного идей спортсмена, тренера. В 1957 году он приезжает в город Буй и его назначают завучем детско - спортивной школы, затем был директором спортивной школы. Он стоял у истоков организации и открытие спортивной школы в городе Буе. Его влекла тренерская работа по легкой атлетике, Сам мастерил спортивные снаряды, которые здорово помогали в тренировке. Воспитал не одну плеяду хороших спортсменов. 16 чемпионов костромской области среди школьников Александр Кудрявцев и Юрий Смирнов вошли в сборную команду легкоатлетов общества «Динамо». Одни из лучших воспитанников по мнению Махова Е.П.Десятиборец Новиков Петр победитель среди юношей старшего возраста был включен в состав сборной команды Северной железной дороги для участия в соревнованиях Ц.С.ДСО «Локомотив», Евгений Соловьев десятиборец выступавший и приносящий победу городу в областных и городских соревнованиях в к.70х годов. Всегда с уважением относился к работе своих коллег тренеров и отзывался о них только положительно с достоинством отмечал их успехи в работе
Зубрина Александра Петровича, Катышева Валерия Васильевича, Второва Игоря Константиновича, Лякина Сергея Ивановича, Садова В.П. и многих других. Учащиеся ДСШ с которыми он работал, активно участвовали в городских, областных и республиканских соревнованиях по легкой атлетике, добивались хороших результатов, привозили награды высшего достоинства. Евгений Павлович пользовался заслуженным авторитетом среди тренерского состава. Не случайно, он является членом городской федерации по легкой атлетике, судья РСФСР, член городского комитета по физической культуре и спорту, председатель городской инспекции ГТО, внештатный инспектор ГОРОНО по физическому воспитанию, а также внештатный корреспондентом редакции газеты «Буйская правда», его статьи печатали в газете, которую на тот период времени возглавлял его ученик Владимир Виноградов. Махову Евгению Павловичу предлагают совместить тренерскую работу, с

работой в школе №2 учителем физкультуры. Его уроки всегда отличались хорошей организацией, соблюдением всех требований безопасности на уроке, воспитывал любовь к физической культуре. Требовательный и справедливый учитель так всегда отзывались о Евгении Павловиче его коллеги и ученики. Хорошее физическое развитие самого учителя и большая любовь к спорту позволяли проводить интересную и содержательную работу в школе.
Вот как о нем отзывались коллеги: «Мотор, заведенный еще до рождения так и не угасающий и сегодня все успевает сделать, как для соревнования, так и для коллег». В 1981 году Евгений Павлович переводится в школу №9 учителем физкультуры, где и проработал до конца своей трудовой деятельности. Учащиеся школы №9 активно участвовали в городских и областных соревнованиях по легкой атлетике, занимали всегда призовые места, радовали своего учителя и тренера, который на несколько ходов вперед просчитывал возможности своих воспитанников, вселял в них веру в победу. Спортивный зал в школе был не приспособлен к занятиям, Евгений Павлович договорился с администрацией химзавода о проведении занятий физкультурой в спортзале завода между сменами, сам после занятий занимался уборкой в зале, в теплое время занимался с детьми на улице. Была у учителя мечта, что бы в школе №9 был построен свой спортзал, но, к большому сожалению, ему так и не удалось дождаться осуществления этой мечты.
Евгений Павлович работая в школе, являлся членом ГОРСПОРТ комитета, член совета при городском отделе народного образования, председатель на общественных началах узлового совета физкультуры ДСО «Локомотив» играл за команду. Добросовестное отношение к работе, чуткость, трудолюбие вот, это отличительное качество Махова Евгения Павловича.
СЕМЬЯ. В1968 году в жизни его появилась молодая, красавица Алевтина Васильевна учитель математики школы №9. Познакомились они на вечере посвященном Дню учителя, встречи на танцах, походы в кино, любовь к музыке связала этих людей на вечно. Семья- это рождение любимого сына Игоря, совместные туристические недельные походы на природу, сплав на надувной лодке, рыбалка, прослушивание любимых музыкальных произведений и песен в исполнении любимых певцов Клавдии Шульженко и Утесова, а иначе и быть не могло. Работа в школе в две смены, большие педсоветы в учительской и малые педсоветы на кухне дома. Тренировки спортивной команды школы легкоатлетов, выступление с лекциями и докладами на семинарских занятиях, собраниях перед спортсменами города и района. Вот в таком ритме проходила жизнь спортсмена - педагога. Не знал покоя, заботился о семье, школе не забывал о своих друзьях ну и как без учеников, которые в свою очередь тоже не оставались в

долгу перед своим наставником. Сколько их было и осталось продолжать начатое дело Евгения Павловича Махова.

Вот что нам рассказала жена Евгения Павловича, Алевтина Васильевна: «Судьба мне подарила самого лучшего и заботливого мужа и отца моего ребенка. В нем, я всегда видела и ощущала не только поддержку и помощь как коллеги, друга, любящего меня человека. Радости и переживания всегда делили поровну». Евгений Павлович называл свою любимую жену Аленушка. Гордился успехами своего сына Игоря, который пошел по стопам своего отца. Игорь впитал, от отца любовь к спорту, туристическим путешествиям на природу приучил к этому и своих друзей. Занимался легкой атлетикой, лыжами. Тренером у сына был Катышев В.В. По окончанию школы, поступил в городе Москва в институт теперь академия физкультуры и спорта по специальности Тренер по легкой атлетике, учился много, получил хорошее дополнительное образование Массажиста. В настоящее время Игорь Евгеньевич работает в Москве в центре мануальной терапии.














Выводы к работе.
в 2005 году сердце Евгения Павловича остановилось, ни что не предвещало беды, были планы и мечты, которые семья готовилась воплотить в жизнь. В семье Маховых очень бережно с любовью охраняют память о муже, отце, дедушке. В квартире много семейных фотографий, с которых смотрит улыбающийся и любящий всех Евгений Павлович. Нас не покидало чувство, когда мы были в гостях у Алевтины Васильевны, что сейчас откроется дверь, войдет наш Евгений Павлович и спросит: «Ну, что девочки, как вы дружите со спортом»
На протяжении многих лет, Евгений Павлович вынашивал и пытался воплотить глобальную мечту своей жизни, написать и выпустить книгу «Легкая атлетика в провинции» или записки тренера, в которой рассказать об истории становлении спорта, а именно легкой атлетики в городе и районе, о лучших спортсменах, которые прославили Буйскую землю и их тренеров. В ручную на печатной машинке набил текст книги, придумал титульный слова автора с обращением к потомкам и тем кто будет читать эту книгу, подобрал фотографии, несколько глав книги напечатав в газете Буйская правда. Для издания книги на тот момент не было денег и возможностей, так и осталась, рукопись не издана, хранится в семейном архиве семье Маховых. Материал, собранный и записанный Евгением Павловичем о спорте, людях, которые стояли у истоков в городе является исторической ценностью. Было бы здорово, если бы нашелся человек и помог этой книге появиться на свет и увидеть своих читателей. Сбылась бы мечта нашего учителя и его учеников.
В начале своей исследовательской работы мы задались не случайно вопросом Учитель – это профессия и призвание? и по окончанию работы можем с утверждение сказать, что Учитель – это два не разрывных качества профессии и призвания.









Достижения.
За время своей работы Евгений Павлович был награжден:
Грамота Министерства Просвещения РСФСР -1966 год,
Медаль «За доблестный труд » в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина -1970 год,
Знак «Победитель социалистического соревнования в 1975 года»,
Значок « Отличник физической культуры и спорта» -1979 год,
Медаль «Ветеран труда» - 1995год.


















Воспоминания выпускников об учителе Махове Е.П.








13PAGE 15


13PAGE 141215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515