Открытый урок на тему «Альдегиды: строение, свойства получение и применение» (модуль)

КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И ПРАВА
КАРАГАНДИНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАЗПОТРЕБСОЮЗА


Утверждаю
Зам. директора колледжа
экономики, бизнеса и права по МР
___________ Черномаз Т.И.
«____» __________ 200__г.




План
Открытого урока
по дисциплине:
«Химия с основами биологии»
По теме: «Альдегиды: строение, свойства получение и применение» (модуль).


Специальность: 0516000 «Финансы по отраслям»

Курс – 1
Группа – Фин – 15
Количество часов – 2 ч.
Преподаватель: Айдархожина Д.Ж.







Рассмотрен на заседании П(Ц)К
общеобразовательных дисциплин
Преподаватель П(Ц)К
Айдархожина Д. Ж.

Протокол № ________________




КАРАГАНДА - 2010
Тема Альдегиды: строение, свойства и получение

Номер
Учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0
1-2 мин
Интегрирующая цель: выяснить строение и свойства альдегидов, способы получения и генетическую связь с другими органическими веществами.
Внимательно прочитайте цель урока, прослушайте инструкции преподавателя


УЭ-1

10 мин
Цель: познакомится со строением альдегида, гомологическим рядом.
I.Выполните задания

1. Как называется функциональная группа альдегидов.

2.Какие вещества называются альдегидами.


3.Напишите общую формулу альдегидов, кетонов. В чем заключается сходство в строение молекул альдегидов и кетонов?
4.Напишите структурные формулы альдегидов соответствующие следующим предельным углеводородам: а) метан; б) этан; в) пропан.
II. Обсудите результат работы.
III. Оцените свою работу
Внимательно прочитайте текст «Понятие об альдегидах»

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ 1 балл.

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ 1 балл.
Работайте в паре. Правильный ответ в 2 балла.

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ 3 балла.


Максимальная оценка за работу по УЭ-1-7 баллов
Количество баллов----

УЭ-2

7 мин
Цель: познакомится видами изомерии альдегидов, научится составлять структурные формулы и называть их по систематической номенклатуре.
I.Выполните задание
1. Какие виды изомерии присущи альдегидам?
2. Составьте структурные формулы альдегидов по названиям:
а)2-метилпропаналь,
б)2-этил,3-метилпентаналь,
в) 2,3-диметилгексаналь.
Укажите, каким альдегидам они являются изомерами.
3.Напишите структурные формулы межклассовых изомеров соответствующие:
а) пропанолу
б) бутанолу
II. Обсудите результат работы.
III. Оцените свою работу

Внимательно прочитайте
текст «Номенклатура»


Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл

Работайте индивидуально в тетради. Каждый правильный ответ- 1 балл Всего-3 балла.

Работайте индивидуально в тетради. Каждый правильный ответ- 1 балл Всего-2 балла.

Максимальная оценка за работу по УЭ-2 - 6 баллов.

Количество баллов----

УЭ-3

7 мин
Цель: познакомьтесь с особенностью электронного строение карбонильной группы, и объяснить закономерности изменение физических свойств.
I.Выполните задание
1.Рассмотрите рисунок с изображением электронной плотности в карбонильной группе. Укажите, как распределяется электронная плотность в карбонильной группе между атомами углерода и кислорода?
2. Объясните, почему альдегиды кипят при температуре значительно более низкой, чем спирты с тем же числом углеродных атомов (например, температура кипения ацетальдегида – 21 °С, а этанола – 78 °С).
II. Обсудите результат работы.

III. Оцените свою работу
Внимательно прочитайте текст «Электронное строение»



Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл




Внимательно прочитайте текст «Физические свойства»
Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл
Работайте вместе с группой.
Максимальная оценка за работу по УЭ-3 - 2 балла.
Количество баллов----

УЭ-4

10 мин
Цель: познакомьтесь с химическими свойствами альдегидов на основе строения. Знать качественные реакции на альдегиды
I. Выполните задание
1. Перечислите химические свойства альдегидов:
1-?
2.-?
а) - ?
б) -?
2. Напишите уравнения реакций, в которых участвует пропаналь и следующие вещества: а) аммиачный раствор оксида серебра; б) гидроксид меди (II); в) водород.
II. Обсудите результат работы.

III. Оцените свою работу
Внимательно прочитайте текс «Химические свойства»



Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-4 балла



Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-3 балла

Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу по УЭ-4-7 баллов.
Количество баллов----

УЭ-5

15 мин
Цель: познакомьтесь со способами получения и применение альдегидов.
I. Выполните задание
1.Как можно получить этаналь исходя из следующих веществ:
а) ацетилена;
б) этилена;
в) этанола?
Напишите уравнения реакции. Укажите условия протекании этих реакций?
2. Назовите, какие спирты необходимо взять для получения следующих альдегидов:
а)пропаналь
б) бутаналь;
в) гексаналя?

3. Какими свойствами обладает формалин
а) - ?
б) - ?

4.Область применение формальдегида
а) - ?
б) - ?
в) - ?
г) - ?
д) -?
5. Область применение уксусного альдегида
а) - ?
б) - ?
в) - ?
г) - ?
II. Обсудите результат работы.

III. Оцените свою работу
Внимательно прочитайте текст «Получение»


Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-3 балла



Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-3 балла


Внимательно прочитайте текс «Применение»
Правильный ответ-1 балл. Всего-2 балла

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-5 балла



Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-4 балла

Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу по УЭ-5-17 баллов.
Количество баллов----

УЭ-6

10 мин
I.Подведение итогов урока
1.Прочитайте цель урока.
а) достигли ли вы цели урока? В какой степени?
б) Что вы знали по сегодняшней теме?
в) Что нового вы узнали?
г) Какие ключевые слова вы можете выделить?
II.Оцените свою работу на уроке.
Если по итогам урока вы набрали 32-38 баллов, то получаете оценку «5»
Если по итогам урока вы набрали 31-26 баллов, то получаете оценку «4»
Если по итогам урока вы набрали 25-15 баллов, то получаете оценку «3»
менее 15 баллов -оценку «2»
III. Домашнее задание
1.Прочитайте конспект.
2.Выполните задание 4-8 письменно в тетрадь


Индивидуально
Работайте вместе с группой

Общее количество баллов ..

Ваша оценка за урок.



Сдайте тетради на проверку преподавателю в индивидуальном порядке.



Тема урока: Альдегиды. Строение, свойства, получение и применение
Текст 1 Понятие об альдегидах
Альдегидами называются органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу С = О, соединенную с атомом водорода и углеводородным радикалом.
Общая формула альдегидов или СnH2nO
Где R- радикалы предельных, непредельных и ароматических углеводородов

Карбонильная группа содержится так же у кетонов
О
||
R
· С
· R
кетон
Кетонами называются органические соединения, в молекулах которых карбонильная группа связана с двумя углеводородными радикалами.
Текст 2 Номенклатура.
По систематической номенклатуре названия альдегидов образуются путем прибавления суффикса -аль к названию предельного углеводорода, производным которого может считаться альдегид:
О О
// //
СН4 Н
· С С 3Н 8 СН 3
· СН2
· С или С3Н6О
метан \ \
Н пропан Н
метаналь пропаналь

Для альдегидов присуще два вида изомерии:
а) изомерия углеродного скелета
Изомерия альдегидов состоит в изменении строения углеродного скелета радикала R: О О
// //
СН 3
· СН2
·СН2
· С СН 3
· СН
· С
\ I \
Н CН3 Н

Бутаналь 2-метилпропаналь
б) межклассовая изомерия наблюдается между альдегидами и кетонами
О
||
R
· С
· R
Альдегид кетон
О О
// II
СН 3
· СН2
·СН2
· С СН 3
· СН
· С
· СН3
\
Бутаналь Н Бутанон-2
Текст 3 «Химические свойства» Химические свойства альдегидов обусловливаются, прежде всего, наличием в их молекуле карбонильной группы.
1 Реакция присоединения (восстановления альдегида до спирта)
Альдегиды присоединяют водород Н2 по двойной связи С=О при нагревании в присутствии катализатора (Ni, Pt, Pd).
Схематично это можно изобразить так:

О
//
Н
·С + Н2 СН3 -ОН
\
Н
Метаналь метанол
Подобные уравнения реакций можно составить и для других альдегидов.
О
//
СН3
·С + Н2 СН3 - СН2 -ОН
\
Н
Этаналь этанол
2. Реакция окисления
а) реакция «серебряного зеркала»
. Если в чистую пробирку налить аммиачный раствор оксида серебра Аg2О1, являющегося окислителем, прибавить к нему раствор альдегида и смесь осторожно нагреть, то вскоре на стенках пробирки появится блестящий налет серебра. В этой окислительно-восстановительной реакции альдегид превращается в кислоту (вследствие избытка аммиака образуется соль аммония), а серебро выделяется в свободном виде:
О О
// //
СН3
·С + Аg2О СН3
·С + 2Аg 13 EMBED Equation.3 1415
\ \
Н ОН
Этаналь этановая кислота
(уксусный альдегид) (уксусная кислота)
Такая реакция называется реакцией серебряного зеркала.
б) реакция «медного зеркала»
В качестве окислителя альдегидов может быть использован также гидроксид меди Си (ОН)2. Если к нему прибавить раствор альдегида и смесь нагреть, то сперва наблюдается образование желтого осадка гидроксида меди (I), который затем превращается в красный оксид меди (I). В этом случае гидроксид меди (II) окисляет альдегид в кислоту, а сам восстанавливается до оксида меди (I) .

Уравнение этой реакции выразим в общем виде:
О О
// //
СН3
·С + Cu(OH)2 13 EMBED Equation.3 1415 СН3
·С + CuOH 13 EMBED Equation.3 1415
\ (синего цвета) \ (желтого цвета)
Н ОН
Этаналь этановая кислота
(уксусный альдегид) (уксусная кислота)

2CuOH13 EMBED Equation.3 1415 Cu2O +Н2О
(красного цвета)
Вывод: Реакции с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксидом меди (II) могут служить для обнаружения альдегидов.
Текст 4 «Получение альдегидов»
Главные методы синтеза альдегидов связаны с окислением спиртов и углеводородов.
Окисление первичных спиртов.

Спирт + CuO13 EMBED Equation.3 1415альдегид + Cu + Н2О

О
//
С2Н5ОН+ CuO 13 EMBED Equation.3 1415 СН3
·С + Cu + Н2О
этанол \
Н
этаналь
Текст 5 Применение альдегидов. Из альдегидов наибольшее применение имеют формальдегид и ацетальдегид (уксусный альдегид).
Муравьиный альдегид, его 40% водный раствор называется формалином. Он обладает превосходным антисептическим, а также дубящим свойствами. Широко применяется для дезинфекции, консервирования анатомических препаратов, протравливания семян перед посевом. Формалин действует на белок, в результате чего кожа твердеет и не подвергается гниению. При легком нагревании формальдегида с аммиаком получается уротропин, синтезированный впервые А.М.Бутлеровым.
6 НСОН + 4NН3 ––> 6 Н2О + С6Н14N4
Уротропин – белое кристаллическое вещество. Применяется в медицине для дезинфекции мочевых путей, как противогриппозное средство (входит в состав лекарства «кальцекс»).
Значительное количество муравьиного альдегида используют для получения продуктов его взаимодействия с фенолом.
Продуктом конденсации фенола с формальдегидом являются так называемые фенолформальдегидные смолы, обладающие замечательным свойством: при нагревании (особенно в присутствии соответствующих катализаторов) затвердевают.Фенолформальдегидные смолы нашли области применения для производства строительных деталей из отходов древесины, в литейном деле для изготовления оболочковых форм.
Дополнительная информация – промышленный способ получение уксусного и муравьиного альдегида

В промышленности применяют другие методы – 2–4.
1.Синтез метаналя окислением метана:


2. Окисление этилена в этаналь кислородом воздуха в водной среде в присутствии каталитических добавок солей меди, железа и палладия:


3. Реакция Кучерова – гидратация ацетилена в кислой среде в присутствии солей ртути(II) – метод синтеза ацетальдегида:


УПРАЖНЕНИЯ
1.Напишите структурные формулы следующих альдегидных соединений: а) хлорпропаналь; б) 4-метилпентаналь; в) 2,3-диметилбутаналь; г) 2-иетил,4-этилгексаналь.
2. Напишите структурные формулы изомерных альдегидов, состав которых соответствует формуле С5Н10О. Дайте им названия по заместительной номенклатуре.
3. Как можно получить метаналь исходя из следующих веществ: а) метан; б) метанол; в) хлорметана? Напишите уравнения реакции? При каких условиях могут протекать эти реакций?
4. Как можно получить этаналь исходя из следующих веществ: а) ацетилена; б) этилена; в) этанола? Напишите уравнения реакции? При каких условиях могут протекать эти реакций?
5. Какие спирты надо взять для получения следующих альдегидов: а) 2-метилбутаналь; б) 2,2-диметилпропаналь в) гексаналя? Напишите уравнения реакций, которые надо осуществить для получения перечисленных альдегидов из спиртов.
6. Составьте уравнения реакций между ацетальдегидом и следующими веществами: а) водородом; б) гидроксидом меди(II); в) аммиачным раствором оксида серебра.
8. Напишите уравнения реакций, в которые надо провести для осуществления следующих превращений: а) этанальэтанолэтиленацетиленэтаналь
б) пропенпропанол-2пропанон-2
в) метанацетиленэтанальуксусная кислота
10. Рассчитайте массу ацетальдегида, который может быть получен из ацетилена, объем которого при н.у. равен 56л.
11. Рассчитайте массу ацетальдегида, который может быть получен из ацетилена, объем которого при н.у. равен 11,2л.
12. При каталитическом гидрировании 55 г этаналя образовался спирт. Рассчитайте, какая масса спирта была получена.
13 При каталитическом гидрировании 18 г бутаналя образовался спирт. Рассчитайте, какая масса спирта была получена.
14.При каталитическом гидрировании 64 г пентаналя образовался спирт. Рассчитайте, какая масса спирта была получена.
15.При окислении пропаналя аммиачным раствором оксида серебра образовалось 18 г серебра. Какая масса пропаналя вступила в реакцию?
15.При окислении бутаналя аммиачным раствором оксида серебра образовалось 90 г серебра. Какая масса бутаналя вступила в реакцию?
16 Рассчитайте объем формальдегида, приведенным к н.у., который содержится в его водном растворе объемом 6л. Плотность раствора равна 1,06г/мл, массовая доля НСНО-20%.
17. Формалин представляет собой водный раствор формальдегида с массовой долей НСНО 40%. Рассчитайте массу метанола, который необходимо окислить для получения 600 г формалина.
Урок Строение, свойства, получение и применение альдегидов
Текст 1 Понятие об альдегидах
Альдегидами называются органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу С = О,соединенную с атомом водорода и углеводородным радикалом.
Общая формула альдегидов
Где R- радикалы предельных, непредельных и ароматических углеводородов

Карбонильная группа содержится так же у кетонов
О
||
R
· С
· R
кетон
Кетонами называются органические соединения, в молекулах которых карбонильная группа связана с двумя углеводородными радикалами.
По систематической номенклатуре названия альдегидов образуются путем прибавления суффикса -аль к названию предельного углеводорода, производным которого может считаться альдегид:
О О
// //
СН4 Н
· С С 3Н 8 СН 3
· СН2
· С
метан \ \
Н пропан Н
метаналь пропаналь

Текст 2 Номенклатура.
По систематической номенклатуре названия альдегидов образуются путем прибавления суффикса -аль к названию предельного углеводорода, производным которого может считаться альдегид:
О О
// //
СН4 Н
· С С 3Н 8 СН 3
· СН2
· С
метан \ \
Н пропан Н
метаналь пропаналь

Для альдегидов присуще два вида изомерии:
а) изомерия углеродного скелета
Изомерия альдегидов состоит в изменении строения углеродного скелета радикала R:

О О
// //
СН 3
· СН2
·СН2
· С СН 3
· СН
· С
\ I \
Н CН3 Н

Бутаналь 2-метилпропаналь







- 1 -


б) межклассовая изомерия наблюдается между альдегидами и кетонами
О
||
R
· С
· R
Альдегид кетон

О О
// II
СН 3
· СН2
·СН2
· С СН 3
· СН
· С
· СН3
\
Н
Бутаналь Бутанон-2

Текст 3 «Электронное строение »
Атом углерода в карбонильной группе находится в состоянии sp2- гибридизации. Он связан с атомом кислорода двойной связью(одна-( связь, вторая - ( связь )Атом кислорода , обладая большей электроотрицательностью, притягивает к себе электронную плотность
Атом кислорода, обладая большей электроотрицательностью, притягивает к себе электронную плотность (- связ, результате чего приобретает частичный отрицательный заряд (
·-), а атом углерода частичный положительный заряд (
·+);

·-
О

·+ //
R
· С
\
Н

Электроны карбонильной двойной связи С=О не в равной степени принадлежат атомам разной электроотрицательности, подвижное
·-облако сильно смещено к кислороду.
Текст 4 «Физические свойства»
Первый член ряда муравьиный альдегид газ, за ним следуют жидкости, высшие альдегиды твердые вещества. Начальные члены ряда растворимы в воде, с повышением молекулярной массы растворимость альдегидов падает, высшие альдегиды в воде нерастворимы.
В отличие от спиртов, в альдегидах не образуются межмолекулярные водородные связи, так как положительный заряд на атоме водорода альдегидной группы вследствие малой полярности связи. С Н недостаточен для установления такой связи с отрицательно заряженным атомом кислорода другой альдегидной группы. Вследствие этого температуры кипения альдегидов ниже, чем у спиртов с тем же числом атомов углерода в молекуле. Растворимость в воде первых членов гомологического ряда можно объяснить установлением водородных связей с молекулами воды через их водородные атомы.
О- . . . +Н - О
// |
Н
· С Н
\
Н
Текст 5 «Химические свойства» Химические свойства альдегидов обусловливаются, прежде всего, наличием в их молекуле карбонильной группы.
- 2 -
1 Реакция присоединения (восстановления альдегида до спирта)
Альдегиды присоединяют водород Н2 по двойной связи С=О при нагревании в присутствии катализатора (Ni, Pt, Pd).
Схематично это можно изобразить так:

О
//
или Н
·С + Н2 СН3 -ОН
\
Н
Подобные уравнения реакций можно составить и для других альдегидов.
О
//
СН3
·С + Н2 СН3 - СН2 -ОН
\
Н
Этаналь этанол

2. Реакция окисления
а) реакция «серебряного зеркала»
Под влиянием карбонильного атома кислорода альдегиды легко окисляются по связи С Н в альдегидной группе. Если в чистую пробирку налить аммиачный раствор оксида серебра Аg2О1, являющегося окислителем (почему?), прибавить к нему раствор альдегида и смесь осторожно нагреть, то вскоре на стенках пробирки появится блестящий налет серебра. В этой окислительно-восстановительной реакции альдегид превращается в кислоту (вследствие избытка аммиака образуется соль аммония), а серебро выделяется в свободном виде:

О О
// //
СН3
·С + Аg2О СН3
·С + 2Аg 13 EMBED Equation.3 1415
\ \
Н ОН
Этаналь этановая кислота
(уксусный альдегид) (уксусная кислота)

Такая реакция называется реакцией серебряного зеркала.
б) реакция «медного зеркала»
В качестве окислителя альдегидов может быть использован также гидроксид меди Си (ОН)2. Если к нему прибавить раствор альдегида и смесь нагреть, то сперва наблюдается образование желтого осадка гидроксида меди (I), который затем превращается в красный оксид меди (I). В этом случае гидроксид меди (II) окисляет альдегид в кислоту, а сам восстанавливается до оксида меди (I) .


- 3 - Уравнение этой реакции выразим в общем виде:
О О
// //
СН3
·С + Cu(OH)2 СН3
·С + CuOH 13 EMBED Equation.3 1415
\ \ (желтого цвета)
Н ОН
Этаналь этановая кислота
(уксусный альдегид) (уксусная кислота)
2CuOH13 EMBED Equation.3 1415 Cu2O +Н2О
(красного цвета)
Вывод: Реакции с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксидом меди (II) могут служить для обнаружения альдегидов.

Текст 6 «Получение альдегидов»

Главные методы синтеза альдегидов связаны с окислением спиртов и углеводородов.
1. Окисление первичных спиртов.
В качестве окислителей применяют оксид меди например:

Первичный спирт+ CuO 13 EMBED Equation.3 1415альдегид + Cu +Н2О
О
//
С2Н5ОН+ CuO 13 EMBED Equation.3 1415 СН3
·С + Cu +Н2О
этанол \
Н
этаналь

Данный метод часто используют в лабораторных условиях.

В промышленности применяют другие методы – 2–4.
2. Синтез метаналя окислением метана:


3. Окисление этилена в этаналь кислородом воздуха в водной среде в присутствии каталитических добавок солей меди, железа и палладия:


4. Реакция Кучерова – гидратация ацетилена в кислой среде в присутствии солей ртути(II) – метод синтеза ацетальдегида:


Текст 6 Применение альдегидов. Из альдегидов наибольшее применение имеют формальдегид и ацетальдегид (уксусный альдегид).
Муравьиный альдегид, его 40% водный раствор называется формалином. Он обладает превосходным антисептическим, а также дубящим свойствами. Широко применяется для дезинфекции, консервирования анатомических препаратов, протравливания семян перед посевом. Формалин действует на белок, в результате чего кожа твердеет и не подвергается гниению. При легком нагревании формальдегида с аммиаком получается уротропин, синтезированный впервые А.М.Бутлеровым.
6 НСОН + 4NН3 ––> 6 Н2О + С6Н14N4
Уротропин – белое кристаллическое вещество. Применяется в медицине для дезинфекции мочевых путей, как противогриппозное средство (входит в состав лекарства «кальцекс»).
Действием на уротропин азотной кислотой получают мощное взрывчатое вещество бризантного действия – гексоген.
Гексоген применяют для изготовления детонаторов, снаряжения боеприпасов и взрывных работ.
Значительное количество муравьиного альдегида используют для получения продуктов его взаимодействия с фенолом. Процесс образования больших молекул из молекул с меньшим молекулярным весом, протекающий с отщеплением атомов и атомных групп, называется поликонденсацией.
Продуктом конденсации фенола с формальдегидом являются так называемые фенолформальдегидные смолы, обладающие замечательным свойством: при нагревании (особенно в присутствии соответствующих катализаторов) затвердевают. Эти смолы смешивают с различными наполнителями (древесной мукой, измельченной бумагой, асбестом, графитом). Фенолформальдегидные смолы нашли области применения для производства строительных деталей из отходов древесины, в литейном деле для изготовления оболочковых форм.
























- 5 -
УПРАЖНЕНИЯ
1. Объясните, почему альдегиды кипят при температуре значительно более низкой, чем спирты с тем же числом углеродных атомов (например, температура кипения ацетальдегида – 21 °С, а этанола – 78 °С).
1.Напишите структурные формулы следующих альдегидных соединений: а) хлорпропаналь; б) 4-метилпентаналь; в) 2,3-диметилбутаналь; г) 2-иетил,4-этилгексаналь.
2. Напишите структурные формулы изомерных альдегидов, состав которых соответствует формуле С5Н10О. Дайте им названия по заместительной номенклатуре.
3. Как можно получить метаналь исходя из следующих веществ: а) метан; б) метанол; в) хлорметана? Напишите уравнения реакции? При каких условиях могут протекать эти реакций?
4. Как можно получить этаналь исходя из следующих веществ: а) ацетилена; б) этилена; в) этанола? Напишите уравнения реакции? При каких условиях могут протекать эти реакций?
5. Какие спирты надо взять для получения следующих альдегидов: а) 2-метилбутаналь; б) 2,2-диметилпропаналь в) гексаналя? Напишите уравнения реакций, которые надо осуществить для получения перечисленных альдегидов из спиртов.
6. Составьте уравнения реакций между ацетальдегидом и следующими веществами: а) водородом; б) гидроксидом меди(II); в) аммиачным раствором оксида серебра.
7. Напишите уравнения реакций, в которых участвует пентаналь и следующие вещества: а) хлор; б) аммиачный раствор оксида серебра; в) гидросульфит натрия; г) гидроксид меди (II).
8.В четырех склянках без надписей находятся следующие органические вещества: а) хлор; б) аммиачный раствор оксида серебра; в)гидросульфит натрия; г) гидроксид меди (II).
9. Напишите уравнения реакций, в которые надо провести для осуществления следующих превращений:
а) этанальэтанолэтиленацетиленэтаналь
б) пропенпропанол-2пропанон-2
в) метанацетиленэтанальуксусная кислота
10. Рассчитайте массу ацетальдегида, который может быть получен из ацетилена, объем которого при н.у. равен 56л.
11. Рассчитайте массу ацетальдегида, который может быть получен из ацетилена, объем которого при н.у. равен 11,2л.
12. При каталитическом гидрировании 55 г этаналя образовался спирт. Рассчитайте, какая масса спирта была получена.
13 При каталитическом гидрировании 18 г бутаналя образовался спирт. Рассчитайте, какая масса спирта была получена.
14.При каталитическом гидрировании 64 г пентаналя образовался спирт. Рассчитайте, какая масса спирта была получена.
15.При окислении пропаналя аммиачным раствором оксида серебра образовалось 18 г серебра. Какая масса пропаналя вступила в реакцию?
15.При окислении бутаналя аммиачным раствором оксида серебра образовалось 90 г серебра. Какая масса бутаналя вступила в реакцию?
16 Рассчитайте объем формальдегида, приведенным к н.у., который содержится в его водном растворе объемом 6л. Плотность раствора равна 1,06г/мл, массовая доля НСНО-20%.
17. Формалин представляет собой водный раствор формальдегида с массовой долей НСНО 40%. Рассчитайте массу метанола, который необходимо окислить для получения 600 г формалина.





- 6 –
Многоатомные спирты

Номер
Учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0
1-2 мин
Интегрирующая цель: выяснить строение и свойства многоатомных спиртов, способы получения и генетическую связь с другими органическими веществами.
Внимательно прочитайте цель урока, прослушайте инструкции преподавателя


УЭ-1

10 мин
Цель: познакомится со строением многоатомных спиртов, гомологическим рядом.
I.Выполните задания

1. Дайте определения многоатомным спиртам.
2.Напишите структурные формулы двухатомных спиртов соответствующие следующим предельным углеводородам:
а) этан
б) пропан
в) бутан
Дайте им названия.
3.Напишите структурные формулы трехатомных спиртов соответствующие следующим предельным углеводородам:
а) пропан
б) бутан
в) гексан
Дайте им названия.
II. Обсудите результат работы.
III. Оцените свою работу
Внимательно прочитайте текст «Понятие о многоатомных спиртах»

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ 1 балл.

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ 1 балл.
Работайте в паре. Правильный ответ в 2 балла.

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ 3 балла.




Максимальная оценка за работу по УЭ-1-7 баллов
Количество баллов----

УЭ-2

7 мин
Цель: изучить способы получение многоатомных спиртов из галогеноалканов и алкенов.
I.Выполните задание
1. Назовите способы получения двухатомных спиртов:
а)
б)
2. Напишите уравнения реакций получения пропандиоло-1,2 из:
а) пропена
б) 1,2-дихлорпропана
3.Напишите реакцию получения глицерина
II. Обсудите результат работы.
III. Оцените свою работу

Внимательно прочитайте
текст «Получение»
Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-2 балла



Работайте индивидуально в тетради. Каждый правильный ответ- 1 балл Всего-2 балла.

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ 1 балл.
Максимальная оценка за работу по УЭ-2 - 6 баллов.
Количество баллов----

УЭ-3

7 мин
Цель:
I.Выполните задание
1. 1.Перечислите физические свойства этиленгликоля и глицерина
а) - ?
б) - ?
в) - ?
г) - ?
д) -?

2.Составьте уравнение реакций между глицерином и следующими веществами:
а) натрием
б) бромоводородом
в) азотной кислотой
3.Напишите качественную реакцию для многоатомных спиртов.
4. Укажите пять областей применения многоатомных спиртов (этиленгликоля и глицерина).
а) - ?
б) - ?
в) - ?
г) - ?
д) -?

II. Обсудите результат работы.

III. Оцените свою работу
Внимательно прочитайте текс «Физические свойства»

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-5 баллов


Внимательно прочитайте текс «Химические свойства»

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-4 балла

Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-3 балла

Внимательно прочитайте текст «Применение»
Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-5 баллов

Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу по УЭ-4-17 баллов.

Количество баллов----

УЭ-4

15 мин
Цель: I. Выполните задание
1. Укажите пять областей применения многоатомных спиртов (этиленгликоля и глицерина).
а) - ?
б) - ?
в) - ?
г) - ?
д) -?

II. Обсудите результат работы.

III. Оцените свою работу
Внимательно прочитайте текст «Применение»


Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-1 балл. Всего-5 баллов




Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу по УЭ-4-5 баллов.
Количество баллов----

УЭ-5

10 мин
I.Подведение итогов урока
1.Прочитайте цель урока.
а) достигли ли вы цели урока? В какой степени?
б) Что вы знали по сегодняшней теме?
в) Что нового вы узнали?
г) Какие ключевые слова вы можете выделить?
II.Оцените свою работу на уроке.
Если по итогам урока вы набрали 32-35 баллов, то получаете оценку «5»
Если по итогам урока вы набрали 31-24 баллов, то получаете оценку «4»
Если по итогам урока вы набрали 23-12 баллов, то получаете оценку «3»
менее 11 баллов -оценку «2»
III. Домашнее задание
1.Прочитайте конспект.
2.Выполните задание 1-4 письменно в тетрадь


Индивидуально
Работайте вместе с группой

Общее количество баллов ..

Ваша оценка за урок.



Сдайте тетради на проверку преподавателю в индивидуальном порядке.



Root Entry