Конспект урока по музыке на тему «Тембр- окраска инструмента или голос»


Конспект урока по музыке
Класс: 2Г
Тема: «Тембр- окраска инструмента или голос»
Цель: познакомить учащихся с новой окраской звука- тембр.
Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства с новой темойРазвивающие: развить психические свойства и качества, необходимые в учебной деятельности
Воспитывающие: воспитывать у детей любовь к музыке, чувство прекрасного в музыке.
Оборудование: презентация, муз.инструментХод урока
Содержание урока t Методические указания
Мотивация к УД
Музыкальное приветствие
-Прозвенел звонок уже, входит в класс учитель
«Здравствуйте, ученики!»
«Здравствуйте, учитель!»
II. Актуализация знаний
-Ребята, с каким музыкальным понятием мы познакомились на прошлом уроке?
+На прошлом уроке мы познакомились с понятием мелодия.
-Чем является мелодия?
+Мелодия является основой.
-Что еще мы делали на прошлом уроке?
+Случали разные музыкальные произведения.
-Давайте вспомним названия по мелодии и укажем какая это мелодия. Приняли позу слушателя.
-Итак, как называется первый фрагмент?
+Первый фрагмент называется «Во поле березка стояла»- это русская народная песня.
-Какая эта мелодия по звучанию?
+Мелодия плавная, спокойная, напевная.
-Как обозначим этот фрагмент.
+Волнистой линией.
-Теперь попробуем исполнить первый куплет. Приняли позу исполнителя.
-Послушаем второй фрагмент, для этого нужно принять позу слушателя.
-Как же называется второй фрагмент?
+ «Марш мальчика» из оперы Кармен.
-Как звучало это произведение?
+Произведение звучало игриво, со скачками, отрывисто.
-Хорошо. Слушаем третий фрагмент. Приняли позу слушателя.
-Какая же эта мелодия по звучанию?
+Веселая, задорная, игривая.
-А как называется это произведение?
+ «Новая кукла» П.И.Чайковского. Звуки направлены вверх.
-Послушаем четвертый фрагмент. Приняли позу слушателя.
-Как называется этот фрагмент?
+ «Первая утрата» Р.Шуман.
+Произведение звучало грустно. Печальная, жалостная мелодия по звучанию. Звуки направлены вниз.
-Ребята, а что такое утрата?
+Утрата- это потеря.
III.Постановка проблемного вопроса
-Сейчас мы немножко поиграем. Сначала выберем капитана.
-Егор, отворачивается от класса, а вы, ребята, называете его имя. А Егор должен угадать кто звал его.
-Ребята, а как вы считаете почему он узнал вас всех?
+Потому что у нас у всех своя окраска голоса.4
-Правильно. А как называется окраска голоса в музыке?
+…
IV.Развитие умений. Применение знания
-Вот сегодня-то и будем говорить об этом. Окраска голоса в музыке- тембр.
-Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока. Записали положите ручки и сели красиво, чтобы я видела.
-На слайде дано определение. Прочитайте. Тембр- это слово произошло от французского timbre, означает «колокольчик»- отличительный знак. Это особенная окраска звука инструмента или голоса. Запишите определение в тетради.
Теперь еще раз все вместе прочитаем хором вслух.
-Сегодня мы познакомимся с произведением композитора С.С.Прокофьева «Петя и волк».
-Посмотрите на портрет. Посередине в тетради запишите Сергей Сергеевич Прокофьев. Он написал симфонию «Петя и волк». А как вы считаете, почему он назвал свое произведение симфонией?
+Потому что это произведение будет звучать в исполнении симфонического оркестра.
-Главным героем в произведении является Петя. У каждого музыкального инструмента свой голос. Вы не спутаете аккордеон с фортепиано. Тему Пети исполняет струнный квартет. Послушайте внимательно как звучит этот фрагмент. Приняли позу слушателя.
-Как звучала музыка?
+Музыка звучала спокойно, плавно.
-А кто знает что такое квартет?
+…
-Квартет-это состав музыкального ансамбля из четырех музыкантов, вокалистов или инструментов.
Давайте все вместе повторим: «Квартет!»
-Следующий фрагмент. Кого вы видите на слайде?
+На слайде мы видим птичку.
-А какие инструменты видите?
+Это флейта.
-Значит тему птички исполняет флейта. Будьте внимательны сейчас послушаем тему птички. Подумайте как звучит мелодия?
Приняли позу слушателя.
-Как прозвучала тема птички?
+Тема птички прозвучала быстро, игриво.
-Звуки здесь высокие или низкие?
+Звуки высокие.
-Тему птички исполняют с помощью флейты. Следующая тема- тема утки. Какой инструмент исполняет эту тему?
+Тему утки исполняет гобой.
-Послушайте как звучит гобой.
-Мелодия произведения звучит выше или ниже по сравнению с флейтой?
+ По сравнению с флейтой гобой звучит ниже.
-Кого вы видите на экране, ребята?
+Мы видим кошку.
-Какой инструмент исполняет тему кошки?
+Тему кошки исполняет кларнет.
-Кларнет- это группа деревянных духовых инструментов. Послушаем. Приняли позу слушателя.
-Как прозвучала тема кошки через кларнет?
-Звук низкий или высокий по сравнению с кларнетом?
+ Звук низкий по сравнению с кларнетом.
-А кто же это такой у нас идет дальше?
+Дедушка.
-При помощи какого инструмента показали тему дедушки?
+При помощи фагота.
-Послушайте как звучит фагот. Приняли позу слушателя.
-Как же прозвучал фагот?
+Сердито, ворчливо. Как будто дедушка шагает.
-Какие здесь звуки? Высокие или низкие?
+Звуки низкие.
-Звучание фагота похоже на звучание кларнета?
+Нет. Ведь у каждого инструмента свое звучание.
-Следующий герой- волк. С помощью каких инструментов передали тему волка?
+Три волторны.
-Послушайте как звучит тема волка.
-Как прозвучал этот фрагмент?
+Тревожно, сердито, грубо, резко.
-Какие здесь звуки прозвучали?
+Низкие.
-Посмотрите, а кто это такие?
+Охотники.
-Тему охотников исполняют литавры и большой барабан. Слушаем внимательно тему охотников.
-Как прозвучала тема охотников?
+Музыка звучала сильно, четко, серьезно.
-Ребята, а что мы услышали в конце?
+В конце мы услышали звуки выстрелов.
V.Итог урока
-Мы с вами познакомились с героями сказки и теперь давайте повторим, вспомним какие герои были и какие инструменты их изображали.
+Тему Пети изображал струнный квартет.
Тему птички- флейта.
Тему утки- гобой.
Тему кошки- кларнет.
Тему дедушки- фагот.
Тему волка- три валторны.
Тему охотников- литавры и большой барабан.
-Ребят, были ли такие инструменты у которых звуки были похожи?
+Нет. У каждого своя окраска.
VI.Оценивание
-- Хорошо, я очень рада, что вам понравился наш урок. Вы все хорошо работали, были активны. Мне понравилось вести у вас урок. Отныне будьте внимательнее и также активнее на уроках. Сегодня мне понравилось как работали…,… им поставим 5. А … только 4, т.к были и некоторые ошибки, которые я на деюсь вы исправите в течении следующих уроков.
VII.Домашнее задание
-Откройте дневники, запишем домашнее задание. Нарисовать квартет, то есть четыре любых инструмента.
-Все красиво встали. Урок окончен, всем спасибо. До свидания!
4
15
9
6
6
4 Личностные
Слайд 1
Регулятивные
Слушание
Слайд 2
Исполнение песни
Слушание
Слушание
Слушание
Выбор капитана
Игра
Слайд 3
Познавательные
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слушание
Слайд 7
Слушание
Слайд 8
Слушание
Слайд 9
Слушание
Слайд 10
Слушание
Слайд 11
Слушание
Слайд 12
Слушание