Рабочая программа внеурочной деятельности Звонкий голос детства (4 класс)


Программа внеурочной деятельности
«Служу Отечеству пером. Звонкий голос детства».
(духовно-нравственное направление)
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером. Звонкий голос детства» разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. В настоящее время система основного общего образования является первым и важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, создаются условия для становления их мировоззрения, отношения к себе и окружающим, закладываются основы умения учиться и организовывать свою деятельность. Эти направления развития личности являются приоритетными в Федеральном государственном стандарте нового поколения.
При разработке Программы за основу взяты концептуальные положения психолого-педагогической науки и практики: положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о вхождении ребенка в мир культуры, развитии его высших психических функций – воображения и творчества через общение с живым словом; положения В.А. Сухомлинского о доброте и совести как категориях нравственного развития человека; идеи Н.Е. Щурковой, основанные на признании личности ребёнка высшей ценностью, способной строить свою жизнь на основах Истины, Добра и Красоты.
Цель: развитие интереса к самосовершенствованию и самовыражению через литературное творчество.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания об особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
- учить анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;
- учить делать тематическую стенгазету;
- учить оформлять странички авторской книги.
Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию на основе нравственных ценностей;
- воспитывать внутреннюю культуру поведения, устремленность к новым знаниям, усердие в достижении поставленной цели;
- создавать условия для творческого самовыражения.
Развивающие:
- развивать навыки письменной речи через написание зарисовок, заметок, отзывов, интервью, репортажей;
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;
- развивать речь, наблюдательность, воображение;
- развивать оформительские навыки;
- развивать умение пользоваться справочным материалом и словарями.
Актуальность программы «Служу Отечеству пером. Звонкий голос детства» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал, дети учатся выражать свои мысли не только в устной речи, но и в письменной.
Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.
Новизной Программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей: литературой, изобразительным искусством, музыкой, природой, трудом, учат общению и дружелюбию.
Отличительной особенностью программы «Служу Отечеству пером. Звонкий голос детства» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии. Человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности, ответственности сделает их критериями обустройства своей будущей жизни.
Программа «Служу Отечеству пером. Звонкий голос детства» представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения, в четвёртом классе 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером. Звонкий голос детства»
В ходе реализации Программы у обучающихся формируются универсальные учебные действия, которые конкретизируются через следующие группы результатов.
Личностные результаты:
развитие нравственных качеств,
формирование межличностных отношений;
развитие трудовых навыков.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
знакомство с основами журналистской деятельности;
овладение первоначальными оформительскими навыками;
развитие творческих и литературных способностей;
знакомство с произведениями писателей и сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы;
получение знаний о Родине и родном крае;
получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культуре, культурных ценностях;
знакомство с произведениями русских композиторов, художников и творчеством народных умельцев;
работа со словарями.
Регулятивные УУД:
обучение планированию своей деятельности,
подготовка и презентация выставок, сообщений;
планирование и выполнение мини-проектов;
планирование и проведение мини-исследований;
анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;
выявление закономерностей.
Коммуникативные УУД:
доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
обучение владению диалогической и монологической речью;
обучение постановки вопросов;
обучение поиску и сбору информации;
отработка умения полно и точно выражать свои мысли; • участие в коллективных творческих делах.
Предметные результаты:
знакомство с газетными жанрами;
написание творческих работ в основных газетных жанрах;
овладение журналистскими терминами;
публикации в газете-журнале «Добрята»;
выпуск стенгазет;
издание информационных листков;
выпуск классных и школьных газет.
Предполагаемые результаты работы 4-го года обучения:
Обучающиеся будут знать:
- особенности газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
- различные источники информации;
- особенности заголовка;
- что такое макет газеты;
- значение позитивной информации для сознания читателя.
Будут уметь:
- собирать информацию;
- писать материалы в основных газетных жанрах;
- передавать в тексте позитивные настроения;
- высказывать свои убеждения;
- размышлять на заданную тему;
- анализировать текст;
- работать в команде;
- композиционно оформлять странички авторской книги.
Формы реализации Программы и представления результатов
занятия журналистских групп,
слёты,
фестивали,
экскурсии,
конкурсы,
родительские собрания,
индивидуальные консультации,
работа с тетрадями по основам детской журналистики,
работа с газетой-журналом «Добрята»,
проект «Школьная газета в начальных классах»,
проект «Дети для детей»,
сайт газеты-журнала «Добрята»,
публикации во всероссийской газете-журнале «Добрята»;
выпуск стенных газет,
выпуск школьных газет,
выставки,
творческие отчеты,
выпуск творческих альбомов «Я красивый мир творю», «Дорогою Добра», «Радужный мир»,
издание творческих сборников,
создание авторских книг,
создание и оформление презентаций.
Учебно-тематический план (4 класс)
№ Тема Общее количество часов
1 Этическая культура журналиста 5
2 Создание авторской книги 2
3 Газетный жанр - зарисовка 2
4 Газетный жанр - отзыв 4
5 Газетный жанр – зарисовка 2
6 Подготовка и выпуск стенгазеты 3
7 Газетный жанр — заметка 4
8 Газетный жанр - интервью 5
9 Газетный жанр - репортаж 3
10 Подготовка и выпуск стенгазеты 3
11 Подведение итогов 2
Итого 34
Содержание «Служу Отечеству пером. Звонкий голос детства».
Этическая культура журналиста (5 ч). Этика журналиста. Внешний и внутренний мир человека. Значение чтения. Мир – источник знаний. Целостное восприятие мира.
Создание авторской книги (2 ч). Создание и оформление авторской книги: рукописный и компьютерный варианты.
Газетный жанр – зарисовка (2 ч). Определение газетного жанра – зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице. Работа со словарём. Написание зарисовки.
Газетный жанр – отзыв (4 ч). Определение газетного жанра – отзыва. Работа по памятке. Отзыв на увиденное, прочитанное. Написание отзыва. Письмо-отзыв другу.
Газетный жанр – зарисовка ( 2 ч.)
Подготовка и выпуск стенгазеты (3 ч). Газета – итог творческой журналистской деятельности. Подбор, распределение материала.
Газетный жанр — заметка (4ч). Определение газетного жанра – заметки. Работа по памятке. Виды информационной и художественной заметок, их особенности. Написание заметок.
Газетный жанр – интервью (5ч). Определение газетного жанра – интервью. Работа по памятке. Виды интервью. Правила ведения интервью с прохожим. Встреча с интересным человеком. Написание интервью. Редактирование интервью.
Газетный жанр – репортаж (3 ч). Определение газетного жанра – репортажа. Работа по памятке. Особенности репортажа. Репортаж с места события. Написание репортажа. Редактирование репортажа.
Подготовка и выпуск стенгазеты (3 ч.)
Подведение итогов (2 ч).
Методическое обеспечение
Данный УМК позволяют организовать образовательный процесс на основе внеурочной деятельности, что позволяет расширить образовательное пространство и способствует социализации обучающихся, работать, ориентируясь на достижение разноуровневого комплексного результата, где предметная составляющая – не цель, а средство. Предлагаемые пособия разработаны в соответствии с направлениями модернизации общего образования и с учётом психолого-физиологических особенностей развития младших школьников. Это отражается в отборе методик, заданий, способах организации образовательного процесса.
Важной составляющей Программы является всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». Печатное издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Уникальность газеты-журнала в том, что она состоит из творческих работ детей. «Добрята» позволяют увидеть и оценить результаты освоения Программы. Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Этому помогает работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке творческого подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
I. Книгопечатная продукция
1. «Звонкий голос детства»
II. Технические средства обучения
2.
3.
4.
5. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.
III. Оборудование класса
6.
7.
8. Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и др.
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Звонкий голос детства» (духовно-нравственного направления) для класса

п/п Тема урока Кол-во
часов Дата
проведения Характеристика учебной деятельности Примеч.
план факт Этическая культура журналиста (5ч.)
1. Этика журналиста. 1. Журналист — высоконравственная личность, воспитатель. Значение слова «этика». Ответственность перед читателем. Доброжелательность, тактичность. Осознание необходимости воспитания в себе нравственных качеств. Заметка-размышление 2. Тайны матрёшки
1. Внешний и внутренний мир человека на примере русской игрушки — матрёшки. Раскрытие душевных качеств человека. Написание заметки на тему «Внутренний мир человека». Иллюстрирование заметки 3. Читать — значит искать и находить
1. Полезное чтение — воспитание души. Знания и информация. Заметка о любимой книге. 4-5 Книга мира
2. Источники знания. Составление плана написания заметки. Записывание своих вопросов «Книге Мира» Создание авторской книги(2ч.)
6-7. Оформление страниц авторской книги
2. Понятие дизайна. Выбор шрифтов, заголовков. Работа с цветными плашками, подбор. Соразмерность листа и материалов. Приобретение навыков композиционного оформления. Симметрия, цветовая гамма, иллюстрации. Элементы графических украшений.
Компьютерный вариант. Набор текстов. Макетирование страницы Газетный жанр — зарисовка(2ч.)
8. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» 1. Определение зарисовки. Выбор объекта для зарисовки с помощью кадрирования. Написание зарисовки 79 «Чудо красоты»
1. Понятие красоты. Размышление: где живёт красота. Наблюдение за мыльными пузырями. Написание зарисовки Газетный жанр — отзыв (4ч)
10. Газетный жанр — отзыв. Вступительная часть
1. Определение отзыва. Схема построения отзыва. Работа по частям. Устное проговаривание вступительной части отзыва. Заголовок. Написание вариантов вступительной части отзыва 11. Отзыв: основная и заключительная части
1. Работа над основной частью. Выделение ключевых слов в тексте. Определение главной мысли. Краткое содержание текста. Запись основной части. Свои чувства и размышления по поводу прочитанного. Вывод. Чему учит заметка? Подтверждение вывода пословицей или мудрой мыслью. Запись своих мыслей, вывода, подбор нужной пословицы 12. Письмо-отзыв другу
1. Беседа о дружбе. Нравственные качества друзей. Письмо — разновидность отзыва.
Использование выразительных средств языка. Написание письма-отзыва другу. Иллюстрирование 13. Прогулка по словесному саду
1. Составление текста-приглашения. Работа с деревом-корнесловом. Имена с корнем -слав-. Составление распространённого предложения. Размышление над смыслом пословиц. Написание отзыва о прогулке по Словесному саду Газетный жанр — зарисовка (1ч.)
14. Музыка зимы
1. Понятие РИТМ. Прослушивание музыкальных иллюстраций Г. С. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Созерцание. Наблюдение на улице. Записывание своих впечатлений на страничку книги. Иллюстрирование их Подготовка к выпуску стенгазеты (3ч.)
15. Подготовка к выпуску новогодней стенгазеты
1. Театрализация. Посещение библиотеки. Написание информационной новогодней заметки 16 Выпуск стенгазеты
1 Работа с заголовками. Запись заметок, их оформление. Оформление
стенгазеты. Изготовление ёлки из бумажных ладошек Газетный жанр — заметка (4ч.)
17
18 Заметка. Виды заметок 2 Определение заметки. Виды заметок. Особенности заметки. Чтение и обсуждение заметок. Составление совместной заметки о ярком событии, происшедшем в классе по предложенной схеме 19 Информационный листок
1. Пример информационной заметки. Отличительные особенности. Практическая работа: сбор информации в школе. Информационный повод. Запись новости одной строкой. Оформление информационного листка 20- 21 Художественная заметка
2. Пример художественной заметки. Отличительные особенности. Виды художественных заметок. Написание художественной заметки о любимом занятии Газетный жанр — интервью(5ч.)
22 Правила успешного интервью
1. Определение интервью. Памятка «Правила организации интервью». Искусство задавать вопросы. Правильная запись вопросов и ответов. Упражнение «Минута разговора». Выбор темы будущего интервью: профессия, увлечения, погода, любимый город. Подготовка вопросов 23 Интервью с прохожим
1. Правила ведения интервью-диалога. Интервьюирование. Предварительная запись интервью 24 Редактирование интервью
1. Вступительная часть: тема, герой интервью. Редактирование ответов. Завершение интервью. Заголовок. Запись интервью. Оформление 25 Интервью. Встреча с интересным человеком
1. Подготовка к встрече. Составление вопросов. Составление своего словаря сокращённых слов.
Беседа с интересным человеком. Записывание ответов 26 Редактирование интервью
1. Вступительная часть: тема, герой интервью. Редактирование ответов. Соответствие их теме интервью. Завершение. Заголовок. Запись интервью. Оформление Газетный жанр — репортаж(3ч.)
27 Газетный жанр — репортаж
1. Определение репортажа. Памятка написания репортажа. Особенности репортажа. Текстовый пример. Написание репортажа по образцу 28 Репортаж с места события 1. Выбор места ведения репортажа. Наблюдение. Записывание происходящего 29 Редактирование репортажа
1. Анализ написанных репортажей, коллективное редактирование их. Оформление. Иллюстрирование Подготовка и выпуск стенгазеты (3ч.)
30 Подготовка к выпуску газеты «Все жанры в гости к нам»
1. Подбор лучших материалов по жанрам, оформление их. Макетирование странички 31-32 Выпуск стенгазеты «Все жанры в гости к нам».
12 Работа над оформлением газетной полосы с использованием написанных материалов. Правильное оформление газетной полосы. Выпуск стенгазеты Подведение итогов (2ч.)
33. Пресс –конференция «Газетные жанры». 1. Выставка стенных газет «Все жанры в гости к нам». Презентация авторских книг. Праздничная программа. Награждение 34. Праздник
«Звонкий голос детства» 1. Выставка стенных газет «Все жанры в гости к нам». Презентация авторских книг. Праздничная программа. Награждение Список литературы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года, № 373.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года, № 795.
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172.
Всероссийская газета-журнал «Добрята». Зарегистрирована в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный № ПИ № 77-16163 от 11 августа 2003 года.
Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Регистрационный № ПИ № ФС7725847 от 11 октября 2006 г.
Агапова И.Д. Весёлая литература в начальной школе. - М.: Сфера, 2004. - 224 с.
Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. - М.: Аркти, 2003. – 168 с.
Архипова И.А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 224 с.
Боровиков Л.И. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков. – Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2009. – 60 с.
Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений. - Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2002. - 158 с.
Волков Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический проект, 1993, - 144 с.
Воронова Е. А. Патриотическое воспитание в современной школе. - Ростов-на-Дону, 2006. – 288 с..Воронцов В.Л. Симфония разума. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 622 с.
Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. - СанктПетербург: из-во Михайлова В.А., 2000. - 336 с.
Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М.: Высшая школа, 1978, - 182 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, - 324 – 341 с.
Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию. - М.: Глобус, 2007. – 330 с.
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: «Владос»,
2004, - 85 с.
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - Ленинград: Наука, 1979. – 568 с.
Горчаков Г.С. Наука мышления. - Томск: Твердыня, 2005. – 456 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. - М.: Русский язык, 1994.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения, 2 кл. - М.: Грамотей, 2006. – 96 с.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 3 кл. - М.: Грамотей, 2008. – 48 с.
Засорина Т., Федосова Н.. Профессия журналист. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 320 с.
Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. - Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В.. Школьная проектная лаборатория. - Волгоград: Учитель, 2009. – 142 с.