Внеурочное занятие по православной культуре


Внеурочное занятие Православная культура Класс 5
Раздел программы
Золотая цепь святых.
Форма занятия Экскурсия
Тема экскурсии «Источник Святой мученицы Параскевы Пятницы»
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
создавать условия для понимания и формирования системы нравственных ценностей и духовности
Регулятивные действия: определять цель учебной экскурсии и ее назначение, планировать предположительный маршрут, осознанно в соответствии с темой формулировать заинтересовавшие вопросы.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию из текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить задачи и решать их.
Коммуникативные действия: уметь правильно вести себя в группе, соответственно посещаемому месту, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
ценить и принимать базовые ценности
« родина», «святость», «традиции»;
знать и уважать традиции и культуру родного края, стремиться   раскрыть для себя смысл   духовной  жизни,  законов  нравственности, изучая материалы о святой мученице Параскеве Пятнице
проявлять интерес к изучению своего края и любовь к Родине.
Цель занятия:
Задачи: создание среды для духовного, нравственного и эстетического воспитания детей;
развитие личности учащихся средствами экскурсионно-образовательной деятельности.
Знакомство учащихся с достопримечательными местами родного села и его окрестностей.
Способствовать получению дополнительных знаний по основам православной культуры средствами экскурсионно-образовательной деятельности.
Изучение истории, культуры, устоев и традиций малой родины.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через реализацию полученных ими знаний во время проведения экскурсий.
Основные понятия: Духовный мир. Духовные ценности. Внутренний мир. Поклонный крест. Святость. Традиции.
Используемые демонстрационные иллюстрации к контрольному тексту экскурсии: Фотография иконы Святой Параскевы Пятницы, найденная в источнике,
икона Святой мученицы Параскевы Пятницы.
Используемые ресурсы (информационные, литературные,искусство):
Литературные произведения: «Житие Святой мученицы Параскевы Пятницы»;
стихотворение: Н. Каретниковой «Святой Руси Поклонные Кресты»;
стихотворение: «Родник» Б. Ковтуна
Интернет-ресурсы: Источник httр://mirbelоgоrуа.ru/mоdulеs/nеws/аrtiсlе.рhр?stоrуid=810
Теги: Родники, Источник, Мученик
Организационная структура экскурсии
Этап 1. Организация учащихся. Формулировка темы, постановка цели и задач экскурсии.
Маршрут экскурсии Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
Школа 1.Повторение правил техники безопасности при передвижении на школьном автобусе.
2. Повторение правил поведения на экскурсии
3. Вступительное слово учителя: В нашем крае чуткий взгляд отыщет много красоты. Есть у нас замечательные леса, перелески, чистые родники, тихие пруды. Село наше Тимоново окружают поля и леса. В окрестностях села Тимоново каждое поле, яр, балка имеют свое название. Например: Федин яр, Каверина поляна, Ямина и т. д. Место, куда мы сегодня отправимся называется «Колотилки». У этого названия тоже есть своя история.
- Кто может ответить, почему главным объектом нашей экскурсии будет именно это местечко?
(Дети высказывают свои предположения)
Мы отправимся на экскурсию к святому источнику, который там находится. Этот источник назван в честь Святой мученицы Параскевы Пятницы. И продолжим изучение святых, почитаемых на Руси.
- Что бы вы хотели узнать в ходе экскурсии? (Дети формулируют вопросы и ставят задачи которые будут решены входе экскурсии)
Учитель: Наши прабабушки, прадедушки и их родители почитали святых, почитали святые иконы, святые места, православные праздники. Как это было в старину? Не утрачена ли духовная нить и духовные ценности в наши дни? Нам нужно как можно больше узнать о своей земле, о людях, которые нас окружают и о наших предках, живших на этой земле, об их быте, культуре, традициях. Понять и постичь сердцем красоту малой родины, ее историю только тогда можно полюбить ее по- настоящему, сохранить традиции и культуру, потому что все это наше, родное, русское, православное. Личностные:
Мотивация к учебной деятельности, желание обогатить свои знания, проявление интереса к экскурсионному занятию.
Коммуникативные:
проявить умение правильно вести себя в группе
Познавательные:
Самостоятельное определение и формулирование цели экскурсии
и ее задач.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу,
осознают недостаточность своих знаний.
Этап 2. Знакомство с материалом о Поклонных крестах.
1-я остановка Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
Поклонный крест в центре села. Наверное, каждый из нас, не раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город, село, да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Поклонные кресты. Что же это такое?
Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал. Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и в отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях. По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов: Миссионерские. Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством. Навигационные (они же «приметные»).Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека. Межевые или, как их еще называют – придорожные. Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город или село мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий. Памятные (благодарственные, обетные). Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм. Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим. Охранные. Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скверны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые города отмечены аж с четырех сторон подобными символами. Кресты – заместители церквей, храмов и часовен. Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол. Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.Поминальные. Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.
Как воздвигали поклонные кресты в старину?
Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда. Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста. Этот крест был сооружен несколько лет назад по просьбе местных жителей.
- А теперь давайте определим назначение нашего креста? (Исходя из услышанного материала, дети определяют, что этот крест воздвигнут т. к. в селе нет храма).
В будущем, я думаю, появится и в нашем селе церковь. Ну а пока люди приходят сюда, к поклонному кресту. Многие – в праздники: Крещение Господне, Троицу или в преддверии Пасхи, что бы освятить куличи, а кто-то, проезжая мимо просто останавливается, что бы поклониться.
Прослушивание стихотворения «Святой Руси Поклонные Кресты» Н. Каретниковой.(См. Приложение 3)
- Каково же главное назначение Поклонных крестов? Познавательные:
Применяют различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства )выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного рассказа учителя о Поклонных крестах, в результате сопоставления делают вывод.
Личностные: проявляют самостоятельность в поиске ответа на вопрос; осознают важность приобретения новых знаний, расширения собственного кругозора;
Оценивают красоту поэтического произведения и выделяют его главную мысль.
Коммуникативные:
отвечают на поставленные
вопросы, выражая свое мнение и воспринимая мнения других
Этап 3. Знакомство с историей источника Святой мученицы Параскевы Пятницы
2-я остановка Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
Источник Святой мученицы Параскевы Пятницы. В селе Тимоново, нет и никогда не было храма, но, изучая материалы о храмах и святых местах Валуйской земли, нельзя не вспомнить о местечке «Колотилки», где мы сейчас находимся. Колотилки – так называется балка, расположенная к северу от села Тимоново. Здесь находится святой родник, к которому ходили наши прабабушки.
В настоящее время здесь стоит Святой крест, перевязанный вышитым рушником. Источник красиво огорожен. Над срубом колодца святая икона «Параскевы Мученицы». Немного в стороне беседка, для уставших путников и пожилых людей, которые приходят сюда. Святое место обязывает нас к почтительности, особенному поведению.
Но, оказывается, так красиво было здесь не всегда…
Созданные советской властью политические и общественные организации постепенно разрушили веру в Бога в сердцах русских людей. Были утеряны традиции и ценности духовной жизни православного русского народа.
Колодец был не чищен, полуразрушен. И никто, кроме старейших жителей села сюда не приходил. Они приходили, чтобы помолиться у святого источника, набрать целебной воды.
Ребята нашей школы занимались исследовательской работой «История святого источника мученицы Параскевы Пятницы в окрестностях села Тимоново» И мы узнали много интересного о роднике.
Историческая справка о Благодатном источнике.
Из рассказа жительницы с. Басово Соколовой Натальи Ивановны (1911г. Рождения), мы знаем следующее: в начале девятнадцатого века, когда жили ещё её мать и бабушка, произошел случай, о котором помнят сейчас только старожилы села. В те времена это место было болотистым, здесь били ключи. Крестьянин, пахавший землю, подошёл к роднику, чтобы утолить жажду и увидел в воде икону. Это было на пятую пятницу перед Великой Пасхой. Определили, что это икона святой Параскевы Мученицы.
Вот перед вами фото старинной иконы, которую нашли в этом источнике. (Демонстрирование фотографии старинной иконы)
С того времени как выплыла икона Параскевы Мученицы, источник стал целебным для всех людей Тимоновского поселения и близ лежащих сел. Здесь проходили шествия, крестный ход, приезжали сюда исцеляться от хворей и болезней люди. Они омывались водой из источника. Здесь устраивали ярмарки, праздники, игрища.
Старожилы нам также рассказали, что долгое время икона Параскевы Мученицы, найденная в святом источнике, хранилась в доме местной жительницы Девкиной Татьяны Яковлевны. Девкина Мария Нестеровна сообщила нам, что существовал такой обычай:
каждый год в День памяти святой мученицы Параскевы, собираются люди и несут святую икону в Колотилки.
Исследовательскую работу, которую проводили учащиеся нашей школы, мы начали с поисков данных об источнике в интернете. Вот что удалось найти
(Учащиеся представляют найденный в интернет-источниках материал)
Ученик: «Белгородская область » Валуйский район » село БасовоАвтор: Гендальф от 14-07-2010, 23:53 Колодец находится у села Басово, как раз на том месте, где много лет назад чудесным образом забил источник и явилась икона святой великомученицы Параскевы. Около двухсот лет назад икону святой великомученицы Параскевы местный крестьянин обнаружил, работая в поле. Тогда здесь сразу же забил родник, местный батюшка освятил его, и потянулись сюда люди со всей округи.
Каким бы засушливым ни было лето, там , где бьет источник, всегда море цветов, необыкновеный аромат и душа отдыхает-утверждают селяне. А место это в народе кличут Колотилками. Вот уже много лет икона святой Параскевы хранится в семье Девкиных. Почему у них, теперь никто не помнит, говорят только, что в роду этом всегда были глубоко верующие люди, вот и прятали ее у себя во времена богоборческой власти. Передают икону из поколения в поколение как самую большую драгоценность и верят, что когда- нибудь в селе Басово появится часовня и икона обретет там свое место. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний.
Личностные:
Осознание необходимости сохранять красоту и традиции родного края;
развитие эмоциональной сферы;
привитие чувства любви к своей малой Родине
Регулятивные:
выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
намечать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
.
Этап 4. Изучение «Жития Святой мученицы Параскевы Пятницы»
Беседка у родника. Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
Рассказ учителя о житии Святой мученицы Параскевы«Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии . Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос . В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников .В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана , которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям и казнена. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения.
Святая Параскева считается ценительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.
Демонстрация иконы Святой мученицы Параскевы Из свидетельств старожилов и литературных источников можно сделать вывод, что иконы святой Параскевы Пятницы особенно почитались и украшались нашими предками. Во многих домах нашего села и теперь есть иконы святой Параскевы.
Заключительное слово учителя о возрождении святого места.
Проходит время. В нашей стране произошли большие перемены в 90-х годах. Люди вновь потянулись к Богу, к православной вере.
В 2006 году было преобразовано место у святого источника. По просьбе местных жителей администрация Тимоновского сельского поселения организовала работы по восстановлению и облагораживанию Благодатного источника. Были приглашены священнослужители Валуйского Никольского храма для проведения церемонии освящения источника. Это был праздник для всех верующих людей. Сюда пришли жители из сел Басово, Тимоново, Хмелевец и даже приезжали из города Валуек, чтобы быть свидетелями этого обряда. Люди набирали целебную воду из святого источника, молились.
Спустя два года , в 2009 году, источник был искусно огорожен, построили беседку. Теперь это место очень ухоженное. Люди приходят сюда с надеждой и верой – с тем, что им так необходимо.
Установлено также, что 10 ноября – престольный праздник села Тимоново. Так как престольный праздник - это своего рода именины села, а святую Параскеву очень почитают в окрестностях нашего села, то и установлен этот праздник был в день ее памяти. Во всех домах в этот праздник готовили праздничный обед, гостеприимно потчевали ближних и дальних гостей. Каша и кисель – обязательные блюда данного ритуала.
- Жива ли эта традиция в наши дни?
(Дети отвечают на вопрос, используя знания и накопленный опыт)

Испокон веков люди относились к целебным родникам с любовью, уважением и почтением. Давайте и мы чтить эту святую традицию. Вода из святого источника – живая вода. Это Божий дар нам – людям. Святая обязанность русского человека облагораживать Божий дар не только делами, но и помыслами.
Ученик читает стихотворение «Родник» Б. Ковтуна

Этап 5 Подведение итогов экскурсии
Это стихотворение написано нашим земляком.
- О чем это нам говорит?
Рефлексия: Какие испытали чувства, изучая тему «Золотая цепь святых» на примере краеведческого материала?
Какие еще памятные места нашего села и его окрестностей вы бы хотели посетить и почему?
Личностные:
стремяться  
раскрыть для себя смысл   духовной  жизни, 
законов  нравственности, изучая материалы о святой мученице Параскеве Пятнице
Личностные:
Осознают важность
и принимают базовые ценности
« родина», «святость», «традиции».
Коммуникативные:
полно и грамотно аргументируют и выражают свои мысли о сохранении традиций и обычаев родной земли;
используют адекватные языковые средства для выражения своих чувств и мыслей.
Познавательные:
Дают оценку процессу и результатам своейдеятельности, выражая отношение к увиденному и услышанному в ходе экскурсии.