«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)


«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)Автор: Легкова Юлия Петровна – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Дидактическая игра - это деятельность смысл и цель которой, дать детям определённые знания, умения и навыки, а также обеспечить развитее умственных способностей.  В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую цель, которую преследует педагог и игровую, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и помогали ребёнку усваивать материал.. Дидактическая игра незаменима для воспитания умственной активности. Она активизирует психические процессы и вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей удовольствие, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Содержания дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям и предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. Разнообразные дидактические игры направлены на усвоение, уточнение и закрепление знаний об окружающем мире. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях и в соответствии с поставленной задачей.
Можно выделить следующие виды дидактических игр:
Игры – путешествия. Эти игры  призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В таких играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач.
Игры-поручения. Данные игры имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и длятся не долго. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении совершить какие любо действия: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи кубики по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения. Такой вид игр начинается со слов педагога: «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и другие варианты.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей нужного в данной ситуации предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основной составляющей таких игр является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать своё мнение. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает обучающий деятель компонент. В дидактических играх в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и так далее. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение игрового замысла.
Список использованных информационных источников:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/24/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-rechi-detey-doshkolnogohttp://www.scienceforum.ru/2013/171/6070https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=7895http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=9http://festival.1september.ru/articles/609517/http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/06/fonematicheskiy-slukh-kak-osnova-rechi-rebyonkahttp://pedlib.ru/Books/3/0257/3_0257-1.shtmlСписок использованной литературы:
Логопедия. Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2002.
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. – Москва: Гном и Д, 2010.
Дурова Н. В. Фонематика. – Москава: Мозаика–Синтез, 2002.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – Санкт–Петербург: Детство – пресс, 2015.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис дидактика, 2004.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – Москва: Гном и Д, 2005.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2015.