Статья на тему Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях


Бобрикова Инна Алексеевна
учитель-логопед МБОУ СШ №21 г. Нижневартовск
Особенностисамооценкимладших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - одна из главных задач образования, успешность решения которой во многом зависит от направления и темпа реформ.
Следует отметить, что немаловажную роль при формировании личности школьника играет самооценка. Она является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека и уровень его притязаний.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Именно от того насколько качественно протекает процесс обучения, будет зависеть адекватность самооценки ребёнка и его желание учиться.
Среди детей, приходящих в школу, немалое количество составляют учащиеся, имеющие общее недоразвитие речи, которое как сложная речевая патология в значительной мере препятствует целостному усвоению учебного материала. Поэтому у многих детей отмечается все более выраженное проявление специфических особенностей в познавательной и личностной сферах, которые необходимо учитывать в работе с младшими школьниками на логопедических занятиях
Основная часть логопсихологических исследований, посвященных детям с ОНР, свидетельствуют о том, что патология может способствовать возникновению заниженной самооценки и в случае несвоевременной коррекции, усугублять данную негативную характеристику.
Педагоги отмечают у этих детей недооценку своих реальных возможностей или сосредоточение на действительных слабостях, повышенную самокритичность, застенчивость, боязнь неудачи при ответе, отсутствие инициативности при групповых решениях учебных задач и во внеучебном общении со сверстниками.
Говоря о прогностических и ретроспективных самооценочных суждениях младших школьников можно отметить, что самооценки детей с ОНР в гораздо меньшей степени развернуты и более категоричны по сравнению с самооценками сверстников с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР испытывают значительные сложности в аргументации и обосновании своих самооценочных суждений, вычленении своих трудностей и достижений, определении их причин.
Кроме того, самооценка младших школьников с ОНР в целом менее дифференцирована, нежели самооценка сверстников с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР более глобально, нерасчленимо оценивают как результаты своей деятельности (реальные и прогнозируемые), так и свое усердие, старание, затрудняются в самооценке по различным критериям, переносят свои отдельные успехи-неуспехи в учебной деятельности на оценку своей личности в целом. Это особенно характерно в случаях
устойчивой заниженной самооценки. Поэтому вопрос о её повышении и адекватности является очень своевременным и важным .
Хочу обратить ваше внимание на то ,что рассматривая самооценку как понятие нужно отметить, что она имеет разную направленность
Одна обращена в прошлое, к уже выполненной работе - это ретроспективная оценка. Ее можно выразить обобщенными суждениями: "Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)"
Другая устремлена в будущее. Умение предвосхищать, поэтапно прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности называется прогностической самооценкой. Она является гипотезой решения.
Формирование самооценки в целом связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Наша задача обучить ребенка видеть и понимать себя, координировать свои действия, с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
В системе работы, направленной на совершенствование самооценки у младших школьников с ОНР, можно выделить несколько этапов.
1 этап Овладение детьми первичными навыками ретроспективной самооценки своего труда на логопедическом занятии с помощью простейших моделей. Можно с успехом применять
Беседы-игры «Что такое оценка и самооценка?»
Прослушивание записей образцов правильной, речи и скаким-либо нарушением (Подключение сказочных героев)
Прослушивание образца речи одного первоклассника с различными нарушениями и организацию последующего обсуждения.
На данном этапе организуется самооценка процесса или результата своей работы на логопедическом занятии по одному предложенному учителем-логопедом критерию. При этом используются приемы: цветовое самооценивание, эмоциональная самооценка, контурная самооценка.
Основная работа направлена на мотивацию к самооценочной деятельности и на совершенствование у детей такого показателя самооценки, как адекватность с точным правдивым оцениванием своего труда.
2 этап Совершенствование детьми усвоенных навыков ретроспективнойсамооценки.
Этот этап характеризуется усложнением.
Увеличение частоты актуализации самооценки. Если на предыдущем этапе самооценка производилась преимущественно в конце занятия и охватывала занятие целиком, то на данном этапе детская самооценка даётся после самых важных и существенных моментов.Увеличевается количество критериев для самооценки ,они усложняются. Например: «Оцени, насколько ты был на занятии внимательным и активным и как аккуратно ты записал свои предложения». Критериимогутменяться.
Увеличение степени • детской самостоятельности в процессе самооценивания. На данном этапе учащимся можно предлагать самостоятельно выбирать критерии для самооценки, например: «Подумай, по каким признакам, качествам ты можешь оценить свою работу на занятии?»
Увеличение степени детской самостоятельности в процессе самоооценивания. На данном этапе учащимся можно предлагать самостоятельно выбирать критерии для самооценки, например: «Подумай, по каким признакам, качествам ты можешь оценить свою работу на занятии?»
3 этап Формирование у детей навыков построения развернутого содержательного самооценочного суждения. На этом этапе осуществляется переход от моделирования своей самооценки к словесной формулировке детьми самооценочного суждения.
Дети с ОНР в построении развернутых монологических высказываний и, в частности, рассуждений, испытывают значительные трудности Учитывая это можно предложить алгоритм самооценочного суждения, который имеет как словесную формулировку, так и соответствующую модель.
решить, что надо сделать, чтобы преодолеть свои трудности и неудачи;
определить, справишься ли с этим сам или тебе нужна помощь;
выбрать, к кому следует обратиться за помощью (к логопеду, родителям, учителю или сверстникам: одноклассникам,друзьямит.д.
Принимая во внимание особенности лексического запаса младших школьников на этом этапе организуется совместное с детьми «открытие» и последующее закрепление в их речи клише и оборотов (слов-помощников), необходимых для грамотного построения самооценочного суждения и указывающих на:
мнение, позицию (я считаю, я думаю, я уверен, мне кажется, на мой взгляд, по моему мнению);
качество выполнения (удачное, самое трудное, лучше всего получилось);
эмоции, настроение (меня порадовало, было приятно, огорчает, удивляет и т.д.);
последовательность суждения (самое главное, во-первых, в первую очередь, начну с того и т.д.);
перспективу (надо будет, хотелось бы, надеюсь, необходимо будет и т.д.)
4 этап Совершенствование детских самооценочных суждений, овладение возможностямипрогностическогосамооценивания.
Здесь происходит организация оценки детьми своих возможностей (поддержка развития прогностической самооценки, как наиболее сложной для ребенка) Используется приёмы.
Детям передлагается достаточно трудные задания. Для того чтобы ответить на вопрос, «Справишься ли ты?» им требуется оценить сложность задачи, а также необходимые для её выполнения знания и умения.
Сначала эти действия выполняются совместно в специально организованной беседе, далее каждым учеником самостоятельно во внутреннем плане. Особо подчеркивается что если задание действительно очень трудное или непосильное, можно и нужно обратиться за помощью. Это помогает сформулировать детям, в чем конкретно состоит трудность. Постепенно они перестают стесняться обращаться за поддержкой, при этом их запросы о помощи становятся все более аргументированными.
В конце концов формируется зрелая самооценка ,которая строится по исследовательскому типу: "Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы". Такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности и личности в целом.
Проведение описанной работы с младшими школьниками с ОНР на логопедических занятиях не является самоцелью, а способствует созданию более благоприятных условий для преодоления этими детьми собственно речевой патологии. Успех в применении вышеизложенных приемов во многом обусловлен преемственностью и взаимосвязью в работе логопеда, учителя начальных классов, школьного психолога, а также привлечением к преодолению негативных проявлений самооценки у младших школьников с ОНР их родителей.