Презентация по биологии на тему Видоизменение листа в 5 классе


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - биология Класс - 5 УМК: Трайтак Д.И.
Тема урока – Видоизменения листьев
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
иметь представление о видоизменении листьев в связи с условиями обитания растений.
уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) уметь объяснять необходимость знаний о видоизменении листьев для выращивания растений в разных условиях.
Словарь урока: Видоизменения листьев : колючки, сочные листья, усики, ловушки, чешуйки; разнолистность - гетерофилия.
Ресурсы урока: Д.И.Трайтак ,Н.Д.Трайтак «Биология 5-6 класс»
Д.И.Трайтак « Книга для чтения по биологии. Растения»
Д.И.Трайтак « Сборник зада и упражнений»
ПК; мультимедиапректор, экран , презентация
Рабочий лист
Лист с заданиями для индивидуальной и групповой работы
Разноцветные стикеры
Бумажный конструктор « функции типичных и видоизмененных листьев»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Орг. момент
1 мин. Здравствуйте! Присаживайтесь.
2. Мотивация (создание проблемной ситуации)
______ минут
и
актуализация знаний
Деятельность учителя
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Сегодня …. марта.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною….
Засвищут скоро соловьи ,
И лес оденется листвою! Плещеев А.Н.

Сегодня хмуро (солнечно). Чтобы мы почувствовали дыхание весны , представили буйство весенних красок мы оформили доску вашими рисунками. Ребята! Вы молодцы!
У вас получились прекрасные рисунки!
Обоснуйте , пожалуйста, свой выбор .
Иван,…Мария,… и т.д.
Хорошо. Спасибо. Присаживайся.
К сегодняшнему уроку я тоже нарисовала рисунок .
(вывешиваю на доску к остальным рисункам).
Весной в природе все оживает, и сейчас вы увидите, как мой рисунок тоже оживет.
ВИДЕОСЮЖЕТ ( рост листа непентеса)
Что связывает мой « живой рисунок» с вашими?
Чем мой лист отличается от тех листьев, которые нарисовали вы?
Ребята! Я ведь не случайно нарисовала именно такой видоизмененный лист.
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Деятельность учащихся
Включаются в работу.
Листья закрепить заранее на перемене ,на боковой доске
Вступают в диалог с учителем
Проговаривают свой выбор
Я нарисовала непарноперистосложный лист розы, т.к. роза- царица цветов.
Я нарисовал лист лука, т.к. лук очень полезен и я люблю, когда его добавляют в салат.
Я нарисовал сложный лист каштана. Это очень красивое дерево, оно растет возле нашего лицея.
Вступают в диалог с учителем
Это - листья
Отличаются строением, функцией.
На наших рисунках типичные листья с плоскими листовыми пластинками. На вашем – лист имеет другую форму – кувшинчика. Это видоизмененный лист.
Ответ: Видоизмененные листья,
Видоизменения листьев
Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока:
«Видоизменения листьев »

Запишите число и тему сегодняшнего урока в ваш рабочий лист .
слайд презентации
4. Целеполагание–формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
2 мин. Ребята! Перед вами таблица
« Знаю - хочу узнать - узнал »
Давайте поработаем с ней
Знаю Хочу узнать Узнал
Что мы знаем о листьях?
Запишите в таблицу все, что вы знаете о листьях
Знаю Хочу узнать Узнал
1.Внешнее строение
2.Жилкование
3Листорасположение
4.Классификацию листьев
5.Внутреннее строение
6.Основные функции

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Итак, запишем в таблицу в колонку «хочу узнать»
Знаю Хочу узнать Узнал
1.
2.
3.
4
5.
6. 1.Видоизменения листьев
2.Функции
3. Причины видоизменения листьев
4.Примеры растений с видоизмененными листьями Итак, задачи нашего урока мы обозначили. Давайте проговорим еще раз ..Что мы хотим узнать…….
Мы заполнили две колонки. К заполнению третьей вернемся в конце урока.
Предполагаемые
ответы:
Мы знаем об их внешнем строении
Они бывают простые и сложные,
черешковые, сидячие и влагалищные,
тип жилкования,
порядок расположения листьев на стебле - листорасположение
Внутреннее строение (кожица,мезофилл,жилки)
Листья бывают световые и теневые.
Основные функции листьев (Фотосинтез, газообмен, транспирация)
Предполагаемые
ответы:
Какие бывают видоизменения листьев?
Какие функции выполняют видоизмененные листья ?
У каких растений есть видоизмененные листья и почему они возникли ?
5. Планирование
1 мин. - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности
действий для решения поставленных задач)
- Кто нам поможет решать поставленные Учитель,учебник
задачи ? Хорошо
6. «Открытие нового знания»
(изучение новой темы)
10 мин. Деятельность учителя
- Организовывает работу по поиску и обработке информации:
1.Откройте учебник на стр.93 параграф 26.
2.Прочтите микротекст «Какие дополнительные функции обеспечивает видоизменение листьев» .
3. Заполните таблицу «Видоизменения листьев и их значение в жизни растений» на вашем рабочем листе.

Давайте проверим правильность заполнения таблицы. Проведем самопроверку и самооценку результатов работы.
Слайды презентации соответствуют строкам таблицы.
-Лук
-Кактус
-Осот
-Барбарис
-Горох
-Иван-да-марья
-Белокрыльник
-Венерина мухоловка
-Непентес
-Пузырчатка
-Росянка
Ребята! Все ли все графы таблицы вы смогли заполнить?
Почему?
Нет
Не хватает информации.
Давайте совершим видеоэкскурсию вместе Девидом Аттенборо и восполним наши пробелы .
ВИДЕОСЮЖЕТ о венериной мухоловке, кувшинчиках, непентесе, пузырчатке и росянке.
А сейчас вы можете заполнить пустые графы?
Проделав эту работу, давайте сделаем вывод
С чем связаны видоизменения листьев в процессе эволюции?
Листья у некоторых растений видоизменились потому,
что выполняют функцию не свойственную типичным листьям. Видоизменения листьев - это результат приспособления к среде обитания. Деятельность учащихся

- Работают с текстом «Какие дополнительные функции обеспечивает видоизменение листьев»

- Проводят презентацию результатов работы
Озвучивают написанное
Название растения Видоизменения листьев Значение
1. Лук (луковица) Листья видоизменились в сухие и сочные чешуи -защита от неблагоприятных условий,
-запасание воды и питательных веществ
2. Кактус Листья видоизменились в колючки -уменьшение испарения воды,
-защита от поедания
3. Осот,
чертополох
Кончики жилок , выходящие за край листа, видоизменились в колючки -защита от поедания
4. Барбарис Листья на длинных побегах видоизменились в колючки -защита от поедания
5. Горох
Вика
Чина Верхние листовые пластинки (листочки) сложного листа видоизменились в усики -лазание, поддержание стебля в вертикальном положении
6. Иван-да-марья
Марьянник дубравный Каждый цветок снабжен прицветным листом, окрашенным в синий или фиолетовый цвет -привлечение опылителей
7. Белокрыльник Кроющий лист соцветия образует крупное трубчатое белое покрывало,
расширяющееся кверху -защита соцветия,
-привлечение опылителей
8. Венерина мухоловка Листья имеют две лопасти с чувствительными щетинками - ловушки - приспособление для ловли и переваривания насекомых в условиях недостатка азота
9. Непентес,
кувшинчики Верхняя часть листа превращена в кувшинчик-ловушку , прикрытый сверху крышечкой - приспособление для ловли и переваривания насекомых и мелких позвоночных в условиях недостатка азота
10. Пузырчатка Листья рассечены на узкие нитевидные дольки, на концах которых находятся ловчие пузырьки
(ловушки) с клапаном - приспособление для ловли и переваривания насекомых , рачков в условиях недостатка азота
11. Росянка Лист - ловушка с клейкими капельками на кончиках волосков - приспособление для ловли и переваривания насекомых
Этап «открытия новых знаний» проходил в форме самостоятельной работы при изучении содержания вопросов урока, видеоэкскурсии , а также сопутствующего (первичного) закрепления.
Молодцы ребята! Вы хорошо поработали. Теперь нам нужно немного отдохнуть .А лучший отдых – это смена деятельности. Мы с вами проведем физкультминутку
Физкультминутка: 2 мин.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Против бури, урагана
Нужна сила великана! (Вращение плечами)
7. Включение нового знания в систему знаний
10 - 15 мин. На данном этапе происходит:
- повторение и закрепление учебного материала,
- тренировка навыков использования нового знания,
- установление связей между новым и ранее изученным материалом.
Итак, мы отдохнули и теперь с новыми силами можем продолжить нашу работу.
А теперь , ребята, давайте проверим насколько внимательными вы были на предыдущих уроках и сегодня при заполнении таблицы . мы поиграем с вами в игру- цепочку. У нас будет три команды. Первый ряд- первая команда. Второй ряд- вторая команда. Третий ряд – третья команда. Каждой команде я даю лист - игровое поле. На игровом поле представлены растения, имеющие видоизмененные листья. Напротив каждого растения вы должны написать как называются их видоизмененные листья. Один человек записывает ответ только в одну любую строку и передает лист соседу по парте, затем сидящим сзади и так далее. Как только кто- то из вас заполнит последнюю пустую строку строку- поднимите руку.
Итак, какая команда окажется самой быстрой и самой внимательной.
Дети, которые поднимают руку выходят к доске .
- Вы будите моими помощниками , сами подведете итог работы команды. прикрепите листы на доску. Держите магниты.
Если ваш ответ правильный напротив рисунка вместо цифры прикрепите желто-зеленый стикер. Если неверный прикрепите красный .
Правильные ответы вывожу на экран и проговариваю. Три ученика прикрепляют магниты.
- Какая команда дала больше правильных ответов? Молодцы. Присаживайтесь.
Ребята, у нас сегодня гости . Они приготовили для вас- знатоков природы биологические задачи. Давайте решим их.
Решение биологических задач:
1.В американском штате Нью- Джерси шерифа округа Кейп –Мей сильно беспокоили квартирные кражи. После консультации с ботаниками шериф пришел к выводу ,что перед окнами домов следует высаживать ….. колючее растение Падуб остролистный, что значительно осложнит работу воров. Выскажите ваше предположение какое растение посоветовали ботаники и почему?
Слайд Падуб остролистный
2.У некоторых растений листья на одной и той же особи могут сильно отличаться по форме и размерам .Это разнообразие форм листьев называют разнолистностью или гетерофилией. Так у стрелолиста надводные листья крупные, стреловидной формы ,плавающие на поверхности воды – крупные , округлые, а подводные – лентовидные. С чем связана разнолистность, характерная некоторым растениям.
Слайд стрелолист
3.Сныть - травянистое растение дубового
леса ,у которого образуется в течение вегетационного периода два поколения листьев: сначала световые, потом- теневые. Почему?
Слайд сныть
Ребята! Нужна наша помощь!
Молодой редактор типографии перепутал строчки при наборе текста и удалил случайно рисунки. Нам нужно помочь ему составить два верных текста из кусков фраз и восстановить графический файл.
Работая в парах ,составьте два текста из фраз:
1.Листья засушливых мест обитания …..
2.Листья растений влажных мест обитания…..
а) имеют крупные листовые пластинки
б) небольшие по размеру
в) у них относительно небольшое число устьиц
г) большое число устьиц
д) восковой налет или густое опушение
е) могут выделять воду через особые железы (плач растений)
Проверяем сначала текст, потом работу у доски
1бвд 2аге
Растение Видоизменения листьев
1. Белая акация рисунок колючки
2. алоэ сочные листья
3. чина усики
4. венерина мухоловка ловушки
5. чертополох колючки
6. очиток сочные
7. пузырчатка ловушки
8. Молочай красивейший
пуансеттия прицветный лист
9. агава сочные
10 росянка ловушки
Устные ответы по заданиям
Колючее, не залезет в окно. Зацепится за колючки
С возрастными изменениями влиянием внешней среды.
Большая поверхность надводных листьев обеспечивает синтез необходимого количества органических веществ, а лентовидность подводных листьев уменьшает сопротивление листа при движениии.
Весной, когда деревья лишены листьев, кроны деревьев пропускают много света. Сныть образует розетку листьев ,которые по своей структуре световые. С образованием листьев на деревьях солнечные лучи слабо проникают под полог леса. В этот момент сныть формирует теневые листья.
Учитель:
в это время у доски 3 человека восстановят утерянные рисунки
учащиеся должны составить из нарисованных кусочков целую картинку(две)
и объяснить замысел художника
этот графический файл о функциях типичных и видоизмененных листьев;
функции типичных листьев
фотосинтез
газообмен
транспирация
функции видоизмененных листьев
лазание,опора
защита
привлечение
ловушки
питание
запасание
8. Рефлексия и оценивание
5 мин. Основные задачи учителя:
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
- Учитель предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Проговаривается главная идея урока
Ребята, давайте вернемся к таблице
Таблица « Знаю - хочу узнать - узнал »
Что вы узнали сегодня на уроке( проговаривают) . Запишите ( кратко)

1.Растения , у которых есть видоизмененные листья
2. Видоизменения листьев:
- сочные листья или чешуи
-сухие чешуи
-колючки
-усики
- ловушки
- прицветный лист
-лист - покрывало
3.Функции видоизмененных листьев
- защита от неблагоприятных климатических условий
-запасание воды и питательных веществ
- защита от поедания
- лазание, поддержание стебля в вертикальном положении
-привлечение опылителей
- приспособление для ловли и переваривания насекомых
4.Причины видоизменения листьев в процессе эволюции
-результат приспособления к среде
- выполнение функций, не свойственных типичным листьям
5.По внешнему строению можно определить, где произрастает растение
Ребята! Наш урок заканчивается.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметку в свой рабочий лист.
Давайте оценим самых активных. Пожалуйста.
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Ребята, покажите
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).
- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).
9. Домашнее задание
1 мин. Домашнее задание (проецируется на экран):
1.Параграф 26 чтение, пересказ, ответы на вопросы, задание в рабочей тетради № 110 и 111.(для всех уч-ся)
2.Составить синквейн по теме «Видоизменения листьев» РТ № 112 ( Выбор уч-ся)
3.Нарисовать рисунки для выставки «Видоизменения листьев» ( Выбор уч-ся)
Рабочий лист
Фамилия, имя обучающегося ________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
Таблица « Знаю - хочу узнать - узнал »
Знаю Хочу узнать Узнал
Оценка результатов работы
________________________________________
Рабочий лист
1. Работа с текстом
«Какие дополнительные функции обеспечивает видоизменение листьев»
1. Откройте учебник на стр. 93 параграф 26.
2. Прочтите микротекст « Какие дополнительные функции обеспечивает видоизменение листьев».
3. Заполните таблицу « Видоизменения листьев и их значение в жизни растений».
Название растения Видоизменения листьев Значение
1. Листья видоизменились в сухие и сочные чешуи 2. Листья видоизменились в колючки 3. Кончики жилок , выходящие за край листа, видоизменились в колючки 4. Листья на длинных побегах видоизменились в колючки 5. Верхние листовые пластинки (листочки) сложного листа видоизменились в усики 6. Каждый цветок снабжен прицветным листом, окрашенным в синий или фиолетовый цвет 7. Кроющий лист соцветия образует крупное трубчатое белое покрывало,
расширяющееся кверху 8. Листья имеют две лопасти с чувствительными щетинками - ловушки 9. Верхняя часть листа превращена в кувшинчик-ловушку , прикрытый сверху крышечкой 10. Листья рассечены на узкие нитевидные дольки, на концах которых находятся ловчие пузырьки (ловушки) с клапаном 11. Лист - ловушка с клейкими капельками на кончиках волосков 2. Составьте два текста из фраз:
1.Листья растений засушливых мест обитания …..
2.Листья растений влажных мест обитания…..
а) имеют крупные листовые пластинки
б) небольшие по размеру
в) у них относительно небольшое число устьиц
г) большое число устьиц
д) восковой налет или густое опушение
е) могут выделять воду через особые железы (плач растений).
Рабочий лист
Работа с текстом
«Какие дополнительные функции обеспечивает видоизменение листьев»
1. Откройте учебник на стр. 93 параграф 26.
2. Прочтите микротекст « Какие дополнительные функции обеспечивает видоизменение листьев».
3. Заполните таблицу « Видоизменения листьев и их значение в жизни растений»
Название растения Видоизменения листьев Значение
1. Лук (луковица) Листья видоизменились в сухие и сочные чешуи -защита от неблагоприятных условий,
-запасание воды и питательных веществ
2. Кактус Листья видоизменились в колючки -уменьшение испарения воды,
-защита от поедания
3. Осот,
чертополох
Кончики жилок , выходящие за край листа, видоизменились в колючки -защита от поедания
4. Барбарис Листья на длинных побегах видоизменились в колючки -защита от поедания
5. Горох
Вика
Чина Верхние листовые пластинки (листочки) сложного листа видоизменились в усики -лазание, поддержание стебля в вертикальном положении
6. Иван-да-марья
Марьянник дубравный Каждый цветок снабжен прицветным листом, окрашенным в синий или фиолетовый цвет -привлечение опылителей
7. Белокрыльник Кроющий лист соцветия образует крупное трубчатое белое покрывало,
расширяющееся кверху -защита соцветия,
-привлечение опылителей
8. Венерина мухоловка Листья имеют две лопасти с чувствительными щетинками - ловушки - приспособление для ловли и переваривания насекомых в условиях недостатка азота
9. Непентос,
кувшинчики Верхняя часть листа превращена в кувшинчик-ловушку , прикрытый сверху крышечкой - приспособление для ловли и переваривания насекомых и мелких позвоночных в условиях недостатка азота
10. Пузырчатка Листья рассечены на узкие нитевидные дольки, на концах которых находятся ловчие пузырьки
(ловушки) с клапаном - приспособление для ловли и переваривания насекомых , рачков в условиях недостатка азота
11. Росянка Лист - ловушка с клейкими капельками на кончиках волосков - приспособление для ловли и переваривания насекомых
Рабочий лист
Фамилия, имя обучающегося ________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
Таблица « Знаю - хочу узнать - узнал »
Знаю Хочу узнать Узнал
Внешнее строение
Жилкование
Листорасположение
Классификацию листьев
Внутреннее строение
Основные функции листа 1.Растения , у которых есть видоизмененные листья
2.Названия видоизмененных листьев ( видоизменения листьев)
3.Функции видоизмененных листьев
4.Причины видоизменения листьев в процессе эволюции 1.Растения , у которых есть видоизмененные листья
2. Видоизменения листьев:
- сочные листья или чешуи
-сухие чешуи
-колючки
-усики
- ловушки
- прицветный лист
-лист - покрывало
3.Функции видоизмененных листьев
- защита от неблагоприятных климатических условий
-запасание воды и питательных веществ
- защита от поедания
- лазание, поддержание стебля в вертикальном положении
-привлечение опылителей
- приспособление для ловли и переваривания насекомых
4.Причины видоизменения листьев в процессе эволюции
-результат приспособления к среде
- выполнение функций, не свойственных типичным листьям
Самооценка результатов работы
Запишите названия видоизмененных листьев у предложенных растений:
№ Растение Видоизменения листьев
1. Белая акация 2. Алоэ 3. Чина 4. Венерина мухоловка 5. Чертополох 6. Очиток 7. Пузырчатка 8. Молочай красивейший
(пуансеттия) 9. Агава 10 Росянка