Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»


Дата: 21 марта 2012 года
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: «Синонимы и антонимы»
Цели урока:
предметные: провести сравнительный анализ синонимов и антонимов; выделить их характерные особенности; тренировать в подборе синонимов и антонимов к словам;
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: бланки, карточки для парной и/или групповой работы; презентация на интерактивной доске SMART Board,
ресурс «Синонимы или антонимы» (Hot Potatoes)
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания.
Физминутка
Физминутка.
Физминутка для глаз.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Самостоятельная работа
с последующей самопроверкой по эталону.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Мы начинаем наш урок.

- Посмотрите на экран. Как выдумаете, что это за лестница? Почему по ней поднимаются человечки? Куда они двигаются? (Они двигаются к своей цели)
- Обратите внимание на то, как они идут.
- Для того, чтобы достичь цели, мы должны помогать друг другу преодолевать затруднения, которые встретятся на нашем пути.
- Мы желаем вам успехов и думаем, что сегодня вы действительно сможете подняться по этой лестнице.
- Возьмите бланк. Подумайте, какое задание вам нужно будет выполнить. (разделить пары слов на группы)

нежный – ласковый, злой – жестокий, нежный – грубый, злой – добрый
1 группа 2 группа
нежный – ласковый нежный – грубый
- Оценивать выполнение задания мы будем на шкале, которая выглядит вот так.




- По каким признакам вы делили пары слов на группы? (слова с близким и противоположным значением)
- Проверьте свою работу по эталону.
- Оцените себя на шкале.
Учитель проходя по классу,
оценивает на той же шкале выполнение предложенного задания.
- Поднимите руки, кто допустил ошибки. А теперь давайте подумаем, почему не все ребята выполнили задание без ошибок? (Потому что нам не хватило каких-то знаний.)
- А может кто-нибудь вспомнит, о том как называются пары слов из первой и второй группы? (синонимы и антонимы)
- Хотелось бы услышать ваше мнение , какую группу слов мы можем назвать синонимами, а какую антонимами?
- Почему у вас разные мнения? (Потому что мы не знаем признаки данных понятий)
- Прочитайте пары слов. Как вы думаете, будут ли они являться синонимами и антонимами?
Докажите.
нежность – ласковый нежный – грубость
- Какова тема нашего урока? (Синонимы и антонимы)
- Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Сравнить признаки синонимов и антонимов.)
сравнить признаки синонимов и антонимов
тренироваться в правописании безударных гласных в корне слова
тренироваться в разборе слов по составу
составить алгоритм различения синонимов и антонимов
тренироваться в различении синонимов и антонимов
- Итак, мы определили учебные задачи урока.
- Сейчас мы проведем исследование, которое поможет их решить.
- У вас на партах лежат карточки с парами слов. Вы должны будете сравнить их по различным признакам.
(у детей на партах не достаёт карточек,
возникает потребность объединиться в группы)
нежный -ласковый
нежный -грубый
1. отвечают на один
и тот же вопрос
2. имеют
близкое значение
3. имеют
противоположное
значение
- Что нам нужно сделать для успешной работы в группе? (распределить обязанности)
– анализируют, на какой вопрос отвечают слова
– ищут группу слов, которая имеет близкое значение
– ищут группу слов, которая имеет противоположное значение
– работают по учебнику, находят определение к каждой группе слов (стр. 42, стр. 60)

- Проверяем по эталону.
нежный -ласковый
нежный -грубый
1. отвечают на один
и тот же вопрос
да да
2. имеют
близкое значение
да нет
3. имеют
противоположное
значение нет да
- Какая группа справилась с заданием? В каком столбике синонимы, а в каком - антонимы?
- Откройте учебник на страницах 42 и 60. Прочитайте информацию.
- Повернитесь друг к другу и расскажите, как вы поняли –что такое синонимы и антонимы.
- По результатам нашего исследования мы можем сделать вывод.
- Какие слова называются синонимами?
- Какие слова называются антонимами?
- С какой из учебных задач мы справились? (Сравнили признаки синонимов и антонимов)
- А теперь пришло время отдохнуть.
Двигательная физминутка
с использованием кинезиологических упражнений
- Итак, приступаем к решению второй учебной задачи.
- Мы предлагаем вам составить алгоритм, который в дальнейшем станет помощником в определении синонимов и антонимов. Работа эта достаточно сложная.

- Недаром говорят «Одна голова – хорошо, а две – лучше!» Как будем работать? ( Мы будем работать в парах)
Составление алгоритма в парах.
-Перед вами заготовка алгоритма и ключевые слова. Вставьте нужные слова в пустые ячейки.
синонимы или антонимы
задаю вопрос
один и тот же вопрос разные вопросы

близкое противоположное
значение значение синонимы антонимы
- Расскажите друг другу алгоритм.
- А теперь мы предлагаем вернуться к парам слов.
нежность – ласковый нежный – грубость
- Будут ли слова первой пары синонимами? Докажите, используя алгоритм.
- Будут ли слова второй пары антонимами? Докажите, используя алгоритм.
- С какой задачей мы справились? (составить алгоритм различения синонимов и антонимов)

Электронная физминутка для глаз
- Какая из задач у нас осталась невыполненной? (Тренироваться в различении синонимов и антонимов)
- Возьмите конверт. Распределите пары слов на две группы: синонимы и антонимами. Какие умения вам необходимы для выполнения данного задания? (умение выбирать синонимы , умение выбирать антонимы)
веселиться - грустить
грустный – печальный
быстро - медленно
светлый - ясный
- Одновременно с вами одна пара будет выполнять задание с помощью компьютера. Мы попросим ребят подобрать синонимы или антонимы к выделенным словам.
- Проверьте себя по эталону. Оцените на шкале.
- Давайте послушаем, какие синонимы и антонимы сумели найти ребята.
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Определите, все ли учебные задачи мы выполнили? Значит мы достигли цели урока? Для того, чтобы определить насколько каждый из вас достиг этой цели ( на какой ступеньке вы находитесь), мы выполним самостоятельную работу с помощью компьютера.
- Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение различать синонимы и антонимы)
- А сейчас я прошу вас открыть Мac-Bookи и выполнить задание.

-Проверьте себя по эталону. Возьмите бланк и оцените свои умения на шкале.

Дети проверяют свою работу и оценивают по выбранным критериям.
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Почему ты допустил (а) ошибку?
- Что надо сделать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок?
- Кто может помочь в решении проблемы?
227965031305500- Мы предлагаем вернуться в начало урока и сделать вывод, что же обозначает красная ступенька? (достижение цели)
- А теперь посмотрите на лесенку в вашем бланке и отметьте ступеньку, на которой вы находитесь.
- Кто из вас понял, как различить синонимы и антонимы?
- А кто может объяснить это другому человеку?
- Молодцы. Мы надеемся, что вы поможете ребятам, которым было трудно, разобраться в этом вопросе.
- Спасибо за урок.
Рассматривают картинку, высказывают свои предположения.
Формулируют задание, которое необходимо выполнить.
Знакомятся с критериальным оцениванием..
Проверяют, оценивают выполнение задания на шкале.
Ставят учебные задачи урока.
Планируют свою деятельность.
Сравнивают синонимы и антонимы по предложенным позициям. Наблюдают, делают выводы
.
.
Формулируют определения
синонимов и антонимов. Сравнивают их с определением в учебнике.
Составляют алгоритм для различения синонимов и антонимов.

Тренируются в различении синонимов и антонимов.
подборе антонимов с помощью интерактивного упражнения, созданного с помощью мультимедий-ного редактора Clicker 5.
Выполняют самостоятель-ную работу, проверяют по эталону, оценивают на шкалах.
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. Мотивация к учебной деятельности.
Умение оценивать учебные действия.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Планирование деятельности.
Умение сотрудничать со сверстниками.
Умение сотрудничать со сверстниками.
Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.