Дидактические игры и упражнения по формированию фонематических процессов у детей с ОНР III уровня



Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического восприятия и фонематического анализа у детей с ОНР III уровня.
Так как игра в детском возрасте является основным видом деятельности, я решила проводить профилактику фонематической дислексии, широко используя дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры и упражнения использую как часть своего занятия, также предлагаю эти игры воспитателю на вечерние коррекционные занятия и в свободной деятельности. На консультациях даю рекомендации родителям по использованию дидактических игр и упражнений по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Дидактические игры и упражнения, используемые мною в работе с детьми с речевой патологией, условно можно разделить на несколько групп:
дидактические упражнения по различению смешиваемых звуков;
дифференциация смешиваемых звуков и соотнесение звука с буквой;
развитие фонематического анализа, формирование обобщающих понятий, развитие слогового и языкового анализа и синтеза;
закрепление звуко - буквенного анализа слов, закрепление обобщающих понятий, развитие устной речи;
закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.
Первая группа игровых упражнений используется на первом этапе работы, для уточнения произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
Мною были разработаны дидактические упражнения по различным смешиваемым звукам.
Вторая группа игр и упражнений направлена на дифференциацию и соотнесение звука с буквой.
Игра «Назови слово и подбери букву».
Вариант I.
Оборудование: предметные картинки (шишка, сливы, зебра, жираф), буквы (ш, с, з, ж)Цель: 1. Дифференциация свистящих и шипящих.
2. Соотнесение звука с буквой.
Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а к глухим звукам – звонкую пару.
Вариант II.
Оборудование: предметные картинки (топор, дятел, бочка, подсолнух), буквы (т, д, б, п)Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.
2. Соотнесение звука с буквой.
Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а глухим звукам - звон кую пару.
Что общего между словами: топор, бочка, дятел? (При затруднении обратить внимание на количество гласных в словах. Подвести детей к выводу: сколько в слове гласных, столько и слогов).Вариант III.
Оборудование: предметные картинки (ракета, муравей, наперсток, луна), буквы (р, м, н, л)
Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.
2. Развитие звукового анализа и синтеза.
Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Подумать объяснить и доказать, что общего между этими звуками (звуки похожи тем, что они согласные, в словах бывают твёрдые или мягкие, звонкие). Выделить первый слог из каждого слова и образовать два новых слова (луна, Мура).
Вариант IV.
Оборудование: предметные картинки (космонавт, гусь, кит, художник), буквы (к, г, х)Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.
2. Соотнесение звука с буквой.
Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать звонкий звук, его глухую пару. Подумать и сказать, какой звук не имеет пары. Прошу прочитать букву, обозначающую пер вые звуки слов кит и космонавт. Подвожу детей к выводу, что од на буква обозначает два звука: к и к'.
Какие два слова можно объединить? Почему? (Художник и космонавт - это профессии). Назовите профессии, в названиях которых встречаются звуки к, г, х. Укажите место звука в слове.
Третья группа игр и упражнений направлена на развитие фонематического анализа, формирование обобщающих понятий, ра витие слогового и языкового анализа и синтеза.
Игра «Помоги Незнайке».
Вариант I.
Оборудование: предметные картинки (индюк, утка, аист, осы), пустой квадратик.
Цели: 1. Выделение первого звука в слове.
2. Соотнесение звука с буквой.
3. Формирование обобщающих понятий (гласные).
Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.
Подумайте и скажите, какие две картинки можно объединить. Объясните почему. Назовите птицу, название которой начинается тоже с гласного звука (аист). Составьте предложение об этих птицах, используя «маленькое слово» а. (Утка и индюк - домашние птицы, а аист - дикая).
Вариант III.
Цели: 1. Выделение первого звука в слове.
2. Соотнесение звука с буквой.
3. Формирование обобщающих понятий (согласные глухие).
4. Развитие логического мышления.
Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.
Подумайте и скажите, что общего у цыплёнка и самолёта (у них есть крылья); трактора и хлеба (трактором пашут поле, чтобы просадить хлеб); трактора и самолёта (это транспорт). Назовите виды транспорта, в названии которых встречается звук т. Укажите место этого звука.
Вариант IV.
Оборудование: предметные картинки, название которых начинается с гласных букв я, ё, е, ю.
Цели: 1. Выделение первого звука в слове.
2. Соотнесение звука с буквой.
3. Формирование обобщающих понятий (йотированные гласные).
Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.
Подберите слова к слоговым схемам (___________, _________, ___________.) Назовите ударную гласную. Подумайте и скажите, из каких звуков состоят гласные: я, ё, е, ю.
Четвёртая группа игр «Кроссворды» направлена на закрепление звуко - буквенного анализа слов, закрепление обобщающих понятий, развитие устной речи.
Вариант I.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа.
2. Закрепление обобщающего понятия (дикие животные).
Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.
Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это дикие животные). Назовите травоядных животных. Объясните, почему их так называют. Назовите детёнышей этих животных.
Относится ли лев к травоядным? Кто он? Какие слова-признаки можно подобрать к слову лев? (Смелый, сильный, грозный и так далее).
Вариант II.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа.
2. Закрепление обобщающего понятия (инструменты).
Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.
Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это инс рументы). Найдите два слова и выделите первые слоги этих слов. Образуйте слово, обозначающее название игры (лото). Назовите слова-действия, которые выполняют этими инструментами (клеща ми кусают, топором рубят, пилой пилят, лопатой копают).
Вариант III.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа.
2. Закрепление обобщающего понятия (рыбы).
Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.
Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это рыбы). Постройте «пирамиду» из слов-названий рыб, «положив» в основание самое длинное слово, второе покороче, третье - самое короткое.
Вариант IV.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа.
2. Закрепление обобщающего понятия (птицы).
Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.
Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это птицы). Назовите перелётных и зимующих птиц. Объясните, почему их так называют.
Составьте предложения со словом голубь так, чтобы это слово было на первом, третьем, четвёртом месте в предложении. Вспомните правила написания предложения:
начало предложения пишем с большой буквы.
в конце предложения ставим точку.
слова в предложении пишутся отдельно.
Зарисуйте схемы этих предложений.
Прочитайте слова, которые «спрятались» в словах чайка-чай, голубь-гол.
Пятая группа игр направлена на закрепление навыков звуко - буквенного анализа и синтеза.
Игра «Прочти слово».
Вариант I.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.
Вариант II.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.
Прочитайте слово наоборот (Рим). Что это такое? (Рим - это название города, при необходимости объясняю). Вспомните и скажите, как пишутся названия городов? (Названия городов пишутся с большой буквы). Что ещё пишем с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия рек, начало предложения).
Вариант III.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Узнай, что испекла мама? Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить последний звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово. Поду майте и скажите, что ещё можно печь? (Хлеб, печенье, пряники). Укажите место звука п в этих словах. Что можно сказать о звуке п в словах печенье, пряники (в слове печенье звук п мягкий, а в слове пряники звук п твёрдый).
Вариант IV.
Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Узнай, кто спрятался под креслом, выделив второй звук в каждом слове. «Прочитай» слово по звукам. Соотнеси звуки с буквами. Запиши слово.
Измени один звук в слове так, чтобы получилось новое слово. Кот - кит.
Игра «Цепочка слов»
Цель: 1. Упражнять детей в определении первого и последнего
звука.
Ход игры. Посмотрите внимательно на картинки и составьте «цепочку» из слов. «Цепочку» мы начнём от слова со звёздочкой. Что бы продолжить «цепочку», надо выделить последний звук в этом слове (это звук к). А теперь найдите слово, которое начинается с того же звука. (Продолжить «цепочку» аналогичным образом). Ка кие слова не вошли в «цепочку»? Почему?
Игра «Найди одинаковый звук».
Вариант I.
Цель: 1. Автоматизация звука р.
2. Дифференциация звуков р – л.
Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?
Вариант П.
Цель: 1. Автоматизация звука р.
2. Развитие зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений.
Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Какие картинки можно объединить между собой? (Корова, верблюд). Почему? (Потому что это - домашние животные). Назовите детёнышей этих животных. Какую пользу приносят эти животные?
Запомни и назови где, какая картинка расположена. (Корова в левом верхнем углу и так далее).
Вариант III.
Цель: 1. Выделение звука о из слова.
2. Указание места звука.
3. Деление слов на слоги.
Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. - Все ли картинки были названы? Почему?
- На сколько групп можно разделить эти слова?
- На три группы.
- Почему?
- В первой группе слова, состоящие из одного слога:
йод, волк; во второй группе слова, состоящие из двух слогов: шапка, циркуль; в третьей группе слова, состоящие из трёх слогов:
ножницы, мухомор.
Вариант IV.
Цель: 1. Автоматизация звука ш.
Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?
Назовите самые короткие слова (шар, шлем). Назовите самое длинное слово (черепаха).
Вариант V.
Цель: 1. Выделение звука и из слова.
2. Указание места звука.
Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?
Что общего между дельфином и тюленем? (Жители моря).
Игра «Определи пропущенную букву».
Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.
2. Формирование обобщающих понятий (гласные).
Ход игры. Предлагаю детям назвать слова по картинкам (шар, лук, сом, зонт, жук). Соотнести звуки с написанными буквами (ш-р, л-к, с-м, з-нт, ж-к). Услышать пропущенный звук, до писать букву. Прочитать слово. Назвать одним словом буквы, которые вставляли (гласные). Что объединяет эти слова? (Количество слогов).
Игра «Собери буквы в слово»
Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.
2. Закрепление звуко - буквенного анализа.
Ход игры. Предлагаю детям назвать каждую из картинок, выделить в слове звуки по порядку, соотнести звуки с буквами. Собрать бук вы в слово. Прочесть слово по буквам. Подобрать слова к слоговым схемам __ы а__(тыква), __о__ы__ (осы). Назвать ударную гласную в этих словах. Назвать звуки по порядку в каждом слове.
Игра «Допиши предложение».
Цель: 1. Развитие языкового анализа и синтеза.
Ход игры. Предлагаю детям прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу и соответствующей картинке словом (Трусливый, как заяц. Неуклюжий, как медведь. Сильный, как зубр). Объяснить, почему так говорят. Предлагаю назвать в дописываемых словах все звонкие (глухие) звуки. Указать ударную гласную в словах медвежонок, заяц.
Таким образом, систематически включая дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия и фонематического анализа в свои занятия, коррекционные занятия воспитателя, в домашние задания, я достигла следующих результатов. Все дети научились:
выделять гласные звуки из начала слова (Аня, утка, Оля);
выделять согласные из конца слова (мак, кот).
проводить анализ и синтез обратного слога, типа ап;
проводить анализ и синтез прямого слога типа са;
выполнять звуко-слоговой анализ односложных слов типа суп, двухсложных слов типа зубы; односложных слов со стечением согласных в начале слова типа стол, двухсложных слов типа кошка, каток; слов со сложной слоговой структурой.
делить слова на части (слоги);
зарисовывать схемы одно-, двух-, трёхсложных слов;
преобразовывать слова путём замены или дополнения звуков (сук – лук; сто – стол);
зарисовывать схемы предложений;
членить предложения на слова;
указывать порядок слов в предложение;
складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного анализа и без него;
добавлять недостающие слоги и буквы в надписи под картинками;
печатать буквы, слоги, слова, предложения под диктовку;
читать слова, предложения, тексты осознанно, слитно с чётким и правильным произнесением каждого звука.
Благодаря использованию игровой формы обучения у детей поддерживался интерес к учебной деятельности. Дети с удовольствием выполняли самые сложные задания.
Все дети группы овладели послоговым чтением. Они легко усваивали буквы (все, кроме Я, Е, Ё, Ю Ъ). У них не наблюдалось замены звуков, сходных акустически и артикуляторно, так как сформировалось фонематическое восприятие.
У большинства детей (кроме некоторых детей с когнитивными нарушениями) не отмечаются при чтении искажения звуко-слоговой структуры слова, вследствие сформированной функции фонематического анализа.
Кроме этого, на основе использования дидактических игр и упражнений корригировались:
зрительное восприятие;
зрительный анализ и синтез;
активизировалось внимание;
улучшилась память;
уточнился и систематизировался словарный запас;
развивалось понимание речи (понимание простых и сложных инструкций);
совершенствовались мыслительные процессы.