Серия дидактических игр по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с использованием моделирования


Серия дидактических игр по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с использованием моделирования.
Пособие «Домик с сюрпризом»
Цели:
формировать навык звуко-буквенного анализа;
определять позицию звука в слове;
формировать умение правильно употреблять предлоги в предложении;
закрепить артикуляционные позы звуков.
Оборудование: домик из восьми кубиков, на гранях которых задания.
Правила игры
В игре могут принимать участие 8 детей. Педагог предлагает детям выбрать кубик и выполнить задания, которые даны на гранях кубика.
Задания:
1. по моделям назвать звук и придумать слова с этим звуком;
2. назвать предмет, определить первый и последний звук;
3. составить предложение по схеме;
4. по схеме придумать слово


Пособие «Волшебный кубик»
Цели:
развивать фонематический слух;
развивать логическое мышление;
развивать мышление, память, внимание.
Оборудование: кубик, на гранях которого даны задания.
Правила игры
Дети вращают кубик и проговаривают слова:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будешь кубик ты вращать.
Затем выполняют задания (разгадывание ребусов).


Пособие «Волшебные круги»
Цели:
развивать фонематический слух;
закреплять умения определять количество слогов в слове.
Оборудование: пособие «Волшебные кольца».
Правила игры
Для игры в одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается при прокручивании второго кольца. В такой игре одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать картинка второго кольца.
Задания:
1. подобрать слова отличающиеся друг от друга одним звуком;
2. определить количество слогов в слове и подобрать схему.


Пособие «Разноцветная пирамида»»
Цели:
развивать фонематический слух;
закреплять умения определять количество слогов в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Правила игры
Для игры детям предлагаются предметные картинки, они должны определить количество слогов в слове и расставить на пирамидке (1 слог, 2 слога, 3 слога,
4 слога).




Дидактические игры и пособия по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза используются в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Мною изготовлено пособие «Домик с сюрпризом». Домик изготовлен из восьми кубиков, на гранях которых даны задания с использованием моделей звуков, слогов, слов, предложений. Использование данного пособия способствует развитию фонематического слуха и восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Пособие «Волшебный кубик» имеет шесть граней, на которых даны задания – ребусы. Такие задания развивают логическое мышление, внимание, память, сообразительность.
Пособие «Волшебные круги» состоит из двух дисков, на которых наклеены предметные картинки: коза – коса, мишка – мышка, кит – кот, крыша – крыса и т.д. Каждый играющий крутит круги и подбирает пару картинок, отличающихся одним звуком. Использование данного пособия способствует упражнению детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развитию фонематического слуха.
Пособие «Необычный цветок». На столе лежит «серединка цветка». На ней изображена модель звука (А, У, И. и т.д.). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых изображены картинки со звуками. Дети должны среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть определенный звук. Использование данного пособия способствует развитию фонематического слуха.
Предложенные игры и пособия позволяют расширить речевую среду, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками. В процессе игры, легко и непринужденно развиваются и совершенствуются речевые навыки, а также интеллектуальные способности детей.
Их использование позволяет развивать фонематический слух, расширять речевые возможности.