«Использование современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи»


«Использование методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи»
Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом,и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.Е.И. Тихеева



В интернете много материала на тему «Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции дисграфии ». Меня очень заинтересовала работа Старостенковой Ольги Александровны учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4,г. Урай, 2014 г.
«Наглядно-дидактическое пособие «Моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников»» опубликованная на file:///C:/Users/NOTIcom/Desktop/jsredir.htm, http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/08/20/fonematicheskoe_modelirovanie.docx Этот метод я использовала на своих занятиях добавив свои идеи в использовании модулей.
Основой модулей также стали акустические и артикуляторные признаки звуков. За основу моделей взяты модули, которые отличаются цветом, формой, текстурой,
Первые модули, помогают научить ученика дифференцировать гласные и согласные звуки. Аналогом гласных звуков является круглое отверстие на гранях одного модуля – воздух при выдохе выходит свободно, без преград.
Аналогом согласных – отверстие, прикрытое бумажными перегородками-преградами. Если подуть в это окошечко, то слышится характерный шум от движения воздуха через лепестки, которые являются преградой для выдоха.
Модуль гласного одеваем в красный чехол (буквы обозначающие гласный звук на звуковой ленте, и в других дидактических и наглядных пособиях, изображены в красном цвете).
Модуль согласного я одеваю в синий чехол или кафтан из твердого глянцевого картона (согласный, твёрдый звук).
Следующий модуль согласного одеваю в чехол из зелёного пушистого, мягкого материала (согласный, мягкий звук).
Следующая пара дифференцирует звонкие и глухие согласные звуки с помощью символа колокольчика или звоночка.
При прохождении темы «Гласные первого и второго ряда», использую
1. модуль гласного первого ряда в красном чехле
2. модуль гласного второго ряда из двух цветов, половина красного круглое отверстие обозначающее гласный звук, а другая половина зеленого цвета, который обозначает звук [й].
Знакомство с модулями и дифференциальными признаками фонем, которые они обозначают, происходит в течение нескольких занятий. Как правило, на одном занятии изучается только один символ или одна пара модулей. По мере изучения количество модулей, для характеристики того или иного звука, увеличивается.
На первых занятиях по различению звуков речи педагог знакомит детей с модулями, где дети могут изучить их: подуть, потрогать, сравнить ощущения и внимательно послушать издаваемые звуки. Каждый модуль дети соотносят со звуком, предлагаемым логопедом и подбирают свои звуки речи, соответствующие данному кирпичику.
Далее при проведении работы по дифференциации смешиваемых звуков можно предлагать следующие упражнения:
Логопед просит построить модель одного звука, охарактеризовать его, выбрать соответствующую букву. Затем ребенок строит модель второго из смешиваемых звуков и выбирает букву. Ученику можно предложить указать, какими модули – символами отличаются данные модели звуков.
Затем можно усложнить задание, попросив построить модель одного звука и заменить в ней символы так, чтобы получилась модель другого из смешиваемых звуков. При выполнении этого задания ученики выделяют одинаковые признаки фонем и признаки характерные для каждого из звуков.
При выполнении этих заданий логопед стимулирует ребенка к речевой активности, необходимо добиваться, чтобы ученик проговаривал каждое свое действие.
При дифференциации звуков в слогах и словах можно давать задания такого типа:
Построй фонематическую модель первого звука в слоге «БА».
Построй фонематическую модель третьего звука в слове «капля».
Построй фонематическую модель первого звука в слове «побывать», измени символы в этой «дорожке» так, чтобы получилась модель третьего звука в этом слове.
Чем отличаются модели первых звуков в словах «точка» и «дочка», объясняя отличие моделей, ребенок выделяет смыслоразличительную функцию данных звуков и т.д.
Фонематическое моделирование может также быть использовано на занятиях по постановке и автоматизации звуков для закрепления их акустических признаков. Для закрепления навыка различения гласных и согласных звуков, гласных первого и второго ряда, при коррекции дисграфии на почве несформированного языкового анализа и синтеза, правописании разделительного мягкого знака также можно использовать задания по фонематическому моделированию.