Активизация познавательного интереса школьников посредством использования дидактических игр на уроках географии


МБОУ Селычинская СОШ
Кожевникова Александра Игоревна
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Селычка 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Понятие познавательного интереса……..……………. ….…………....4
1.2.Уровни развития познавательного интереса………………....….……..8
1.3.Характеристика и классификация дидактических игр………….…….11
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1.Ход эксперимента………………………………………………………..22
2.2.Результаты педагогического исследования………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………...……27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………………..……………28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………….…………………..…….30
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Одним из методов активизации познавательной деятельности являются дидактические игры.
С каждым годом нагрузка в школе на детей возрастает. Вводят новые предметы, более усложненные программы. Многие дети, не успевая за скоростью учебного процесса, просто теряют интерес к школе и знаниям. И для того что бы учебный процесс для детей стал не в тягость, а в радость, мы решили исследовать влияние дидактической игры на активизацию познавательного интереса.
Цель исследования: изучить влияние дидактической игры на активизацию познавательного интереса школьников на уроках географии.
Задачи исследования:
Рассмотреть в литературе вопросы, связанные с познавательным интересом и уровнями его развития, дидактической игрой; проанализировать что изучено в этой сфере.
Провести педагогический эксперимент, состоящий из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный;
Обработать полученные результаты и сделать вывод.
Объект исследования: познавательный интерес школьников. Предмет исследования: дидактическая игра. Выдвинутая мною гипотеза: использование дидактических игр на уроках географии будут способствовать повышению познавательного интереса детей.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие познавательного интереса
Проблема интереса как важнейшего стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание как учителей, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и советских психологов и педагогов.
Интерес – важнейшей побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности.
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – это показатель серьезных недостатков в организации обучения [13].
Познавательный интерес – это не всякий интерес к предмету. Это интерес, связанный с ядром познавательной деятельности, с вечным, бесконечным приближением мышления к объекту. Динамичность, поступательное движение, переход от явлений к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями являются характерными признаками подлинного познавательного процесса. Вот почему познавательный интерес носит интеллектуальный характер. С.Л. Рубенштейн подчеркивал осознанный характер интереса. «Интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуться, не упускать из поля зрения…»[10].
Сама природа интереса, как и деятельности, имеет объективно-субъективные основы. Не возникает интерес к тому, что не имеет для школьника объективного смысла, значимости, поэтому интерес избирателен. Но интерес, как и деятельность, - это человеческое образование. Человек отражает мир в своем сознании, изучает этот мир. С помощью интереса в изучении привносится личностное начало, раскрываются возможности школьника.
Интерес школьника и его ценностные ориентации тесно связаны. Ценностные ориентации обращены к объективным ценностям, существующим в действительности, но они субъективны, они – свойство человека.
Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности, интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всестороннее развитой личности.
Все это приводит нас к мысли о том, что <<корень>> учения не обязательно должен быть «горек», учение взятое принуждением и силой воли>>, едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?
Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и <<открытия>> новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.
Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету[4].
Под влиянием интереса, этого значимого для личности мотива, развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов с которыми школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскивание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес,- все это формирует и развивает личность школьника.
Умственная деятельность под влиянием познавательного интереса приобретает более сосредоточенный характер, появляется раздумье, размышление по поводу проблем, имеющих теперь для школьника особое значение.
Познавательная активность, развивающаяся под влиянием интереса, теперь сама становиться мощным стимулом развития мышления, творческого воображения, использования прошлого опыта. Все познавательные процессы приобретают в связи с этим особую глубину и напряженность.
Познавательная активность – ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; они оказывают влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся.
Проявление познавательной активности многообразны, их трудно обособить. Они выражены:
В целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;
В характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопроса, обращенных к учителю;
В желании расширить, углубить познавательную деятельность за счет источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидения, радио.
С этим связанно стремление школьников привнести в учебную деятельность знания, умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса.
Активный отклик на обсуждение задач, вопросов, проблем, которые ставит учитель, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные показатели познавательной активности и самостоятельности, показывающие, что школьник становиться субъектом учебно – познавательной деятельности[15].
Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности. Одним из активных форм и методов обучения является игра[14].
Развитие познавательного интереса у учеников является главной задачей учителя. Именно благодаря интереса как к знаниям, так и к процессу их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
1.2. Уровни развития познавательного интереса
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Элементарным уровнем развития познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствование прежних способов учения. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей[13].
Итак, выделяют три уровня развития познавательного интереса.
Высокий:
Высокая самопроизвольная познавательная активность;
Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязи и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах.
Интенсивно, с увеличением протекающий процесс, самостоятельной деятельности.
Стремление к преодолению трудностей.
Корреляция интереса и склонности.
Средний:
Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя;
Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания;
Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений;
Преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи;
Эпизодическое занятие предметом интереса.
Низкий:
Познавательная инертность;
Эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам явлений, при отсутствии интереса к их сущности;
Мнимая самостоятельность, частые отвлечения;
Полная бездеятельность при затруднениях;
Отсутствие склонности к какому – либо виду деятельности[15].
Указанные уровни познавательного интереса довольно обще рисуют нам тенденцию его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития и интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным ее характером, либо на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно – следственных связей[13].
Итак, выделенные три уровня познавательного интереса позволяют нам выявить какой интерес развит у ребенка, и из этого подходить к индивидуальному обучению. У кого плохо развит познавательный интерес –повышать его, у кого он на высоте – поддерживать его. Ведь познавательный интерес неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.
1.3. Характеристика и классификация дидактических игр
Феномен игры издавна привлекал внимание ученых многих направлений. Философские аспекты игры рассматривал Й.Хейзинга. Он считал, что человеческая культура возникает и развертывается как игра, в процессе игры. В любой человеческой деятельности присутствуют элемент игры.
Крупный российский педагог К.Д. Ушинский утверждал, что в игре одновременно и учитель, и ученик. Игра для ребенка является более интересной деятельностью, чем окружающий его мир, поскольку она для него более понятна[13].
Большое внимание игре в жизни ребенка также уделял А.С. Макаренко. Он отмечал, ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить, надо пропитать игрой всю его жизнь[8].
В педагогической энциклопедии об игре написано так: «Игра – один из видов деятельности человека … исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… Одно из средств физического, умственного нравственного воспитания» [9].
Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно – образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а реализуется косвенным образом через задачу игровую, игровые действия и правила[2].
Игра создает возможность разновариантного повторения и закрепления учебного материала. Учащиеся охотно выполняют самые трудные, самые, казалось бы, неинтересные задания, если они вовлекаются в игровую форму[11].
А.А.Кузнецова, С.В.Чуракова, В.Н.Кузнецова считают, что особенности учебной игры в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений. Они же отмечают, что в процессе игровой деятельности происходит обучение действию за счет самого действия. Игра уже только своим составом и содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они приобретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других[6].
Характерными чертами дидактической игры является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде, и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Дидактическая игра имеет и свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности:
● Игровой замысел
● Правила
● Игровые действия
● Познавательное содержание
● Оборудование
● Результат
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры, определен дидактической задачей. Игровые правила определяют порядок действия и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию рабочей обстановки и разрабатываются с учетом целей игры и индивидуальных возможностей учащихся. Познавательное содержание игры заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Часто для проведения игры требуется разнообразное оборудование, которое определяется темой и спецификой игры. Результат игры является его финалом, придает ей законченность, выступает в форме решения поставленной задачи, приносит школьнику моральное и умственное удовлетворение, является показателем законченности определенного этапа педагогической деятельности, уровня развития учащихся[11].
По мнению В.В. Петрусинского одна и та же игра может иметь несколько функций:
Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения иностранным языком.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.
Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
Игра по мнению С.А. Шмакова, является важным средством формирования у детей активности и самостоятельности, раскрывать внутренние силы, прививать интерес к предмету[12].
Игра – инструмент перехода от простейшего детского желания удовольствия к серьезным трудным социальным функциям, которые призван осуществлять гражданин общества. Этот переход осуществляется через усложнение и сочетание с другими видами деятельности [1].
Г.А. Ляпина выделяет следующие особенности дидактических игр:
- игра активизирует психические процессы деятельности ученика;
- игра строиться на добровольных началах;
- игра создает более благоприятные условия для развития творческих особенностей;
- во время игры учащиеся получают глубокое удовлетворение, радость;
-игра является иллюзорной деятельностью, когда ученик полностью осознает, что он действует в рамках условной реальности в отличие от повседневной жизни[7].
Дидактические игры имеют свою классификацию. На сегодняшний день этих классификаций большое количество. Это объясняется тем, что каждый автор использует в качестве основных параметров классификации различные критерии.
Так например М.Г. Яновская подразделяет все дидактические игры на две большие группы:
Досуговые игры – ребята играют по собственному побуждению
Педагогическая игра – игра, которая применяется педагогикой для решения конкретных учебно – воспитательных задач[16].
Довольно полную классификацию дидактических игр дает С.А. Шмаков[12]:
По содержанию
По форме
По характеру
- собственные игры
- игровые модели
4) По времени проведения
- длительные
- кратковременные
5) По месту проведения
- настольные
- уличные
- комнатные
6) По составу и количеству участников
- одиночные
- парные
- групповые
- для младших и старших школьников

7) По степени управления
- предложенные взрослыми
- стихийные
8) По наличию или отсутствию аксессуаров
9) По характеру правил
- игры с готовыми правилами
- игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий
10) По характеру деятельности учащихся
- психологические
- физические
- интеллектуально – творческие
- социальные
- компьютерные
С.Ф. Занько и др. в основу своей классификации кладут три параметра: механизм, мотивацию и процесс игры, выделяя следующие типы игр:
По механизму игры: имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, творческие, настольные, языковые, абстрактные;
По мотивации игры: развлекательные, азартные, актерские, индивидуальные, коллективные, соревновательные, результативные;
По игровому процессу: ролевые, военные, деловые, производственные, спортивные, формальные[3].
Из приведенных примеров видно, что дидакты используют различные критерии и подходы, наиболее существенные с точки зрения каждого автора, что и создает большое разнообразие решения этой проблемы. Методисты же в основе своей классификации используют более конкретные критерии. Определяющие место игры на уроке, особенности организации деятельности детей в ходе игры, место игры в системе получения, закрепления и контроля знаний и умений[11].
Опираясь на признаки собственно игры, а также на характер деятельности учащихся в ходе игры и месте игры на уроке, выделяют следующие типы дидактических игр:
Игровые приемы
Сюжетные игры
Ролевые игры
Имитационные игры
Деловые игры
Порядок рассмотрения игр основывается на усложнении организации игровой деятельности.
Игровые приемы
Игровой прием – это вид учебной игры, которая вводится в учебный процесс «в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных мышлений».
Игровой прием – это совокупность игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения познавательной активности учащегося[5].
Игровые приемы могут применяться на различных этапах урока с различной дидактической целью, в подавляющем большинстве случаев используются при закреплении, обобщении и контроле знаний. Они заинтересовывают школьников потому, что в их основе лежит исследовательский, ориентировочный рефлекс «Что такое», который и рождает любознательность, рождает процесс мышления, направленный на познание нового, непривычного, загадочного, что косвенно положительно влияет на успеваемость.
Среди огромного многообразия игровых приемов можно выделить следующие их виды:
1.Подвижные игровые приемы. Могут использоваться для лучшего понимания материала школьника, а также для снятия утомления через смену видов деятельности учащихся. Подобные игры могут использоваться в классе, на экскурсии, в школьном дворе.
2. Игровые приемы на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния учащихся.
Такие игры, как отмечал Д.И. Трайтак, дают возможность учащихся полнее и тоньше воспринимать окружающую природу, но в отличии от подвижных игр, не нашли широкого применения в школе.
3.Словестные интеллектуальные игровые приемы. Этот тип игр основан на вербальном типе общения участников игры и предполагает работу с терминами. Набор их очень обширен и значение их очень велико. Они позволяют ненавязчиво, с интересом провести очень важную работу по отработке оперировать понятиями, а учащимся лучше понять и усвоить разнообразные термины темы, курса.
4.Настольные интеллектуальные игры без предметов (кроссворды, чайнворды, викторины). Эти игры тоже предусматривают работу с терминами, но не обязательно предполагают вербальное взаимодействие играющих, здесь возможны и индивидуальные, и групповые формы организации учащихся. Эти игры можно использовать при контроле знаний, в качестве домашнего задания, т.к. они более объективно могут оценить знания ученика.
5.Настольные интеллектуальные игры с предметами. Отличительной особенностью этого типа дидактических игр является, во – первых, использование различных предметов, при чем эти предметы могут быть рисованными (карточки, фишки), предметными (кубики, рулетка, шары), натуральными (растения, животные); во – вторых, эти игры часто основаны на использование элементов известных русских и иностранных игр; и, в третьих, в них преобладает коллективная деятельность учащихся и они носит явно выраженный соревновательный характер .Они имеют четко определенные правила.
5.Игры - ситуации. Эти игры предполагают создание словестными методами определенных ситуаций на уроке, разрешить которые должны учащиеся. Эти игры используются для тренировки и упражнения детей в нужных образцах поведения.
Сюжетные дидактические игры.
Характерной чертой данного типа игр является наличие сюжета (сценария) без четко выраженных и обозначенных ролей. Эти игры требуют четкого задания, определенной предварительной подготовки учеников. Как правило, учащиеся проявляют при подготовке к ним усердие в повторении материала Игры в основном используются с целью закрепления, повторения и обобщения знаний по большому блоку материала, занимают довольно много времени.
Ролевые дидактические игры.
Главной особенностью этой игры, как отмечают все исследователи, - наличие роли. Роль – это то, что отличает ролевую игру от имитационной, это воспроизведение действий взрослого человека, исходя из этого ролевая игра «развивает подражательную способность, заставляет работать под кого – то». В ходе ролевой игры отрабатывается тактика поведения, действий, разыгрываются определенные жизненные ситуации.
По определению Е.П. Коряковой и О.И. Юдиной, учебно ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.
Имитационные дидактические игры.
Этот процесс взаимодействия между игроками и окружающей средой. Это имитация реальных ситуаций. Имитационные игры могут быть эффективно использованы при изучении нового материала, а не только при закреплении его. Ученики с интересом и активно включаются в игру, совместными усилиями находят пути решения проблемы[11].
Деловые игры.
Деловая игра – особый способ построения моделей, допускающих одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков, модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. Игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержания, отношения, динамику той или иной деятельности[12].
Итак, дидактическая игра выполняет множество функций в процессе обучения. Является важным средством формирования у детей активности и самостоятельности. Дидактическая игра имеет свою четкую структуру, но единой классификаций дидактических игр пока не существует.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.2. Ход эксперимента
Для того чтобы практически подтвердить выдвинутую нами рабочую гипотезу, проверили экспериментально, влияют ли дидактические игры на повышение познавательного интереса школьников.
Процесс проведения педагогического эксперимента включает в себя:
1)тестирование учащихся с целью определения уровня развития познавательного интереса.
2)разработка дидактических игр по каждой изучаемой теме.
Исследования проводились на базе МБОУ Селычинской СОШ Якшур-Бодьинского района. В эксперименте участвовали ученики 6 «а» класса.
Педагогический эксперимент состоял из 3 этапов:
1.Констатирующий
2.Формирующий
3.Контрольный
Констатирующий этап
На этом этапе выявили первоначальный уровень познавательного интереса учащихся к своей учебной деятельности. Для этого провели тестирование учеников. Тест включает 11 вопросов, требующих выбора одной или нескольких предлагаемых альтернатив.
Формирующий этап
Формирующий этап имеет большое значение, так как именно на этом этапе происходит проверка и подтверждение поставленных задач эксперимента. Для этого были разработаны дидактические игры:
игра «Необитаемый остров в подарок» (см. Приложение 2),
игра «Служба спасения» (см.Приложение 3),
игра-состязание «Хозяйка медной горы» (см.Приложеие 4),
игра-состязание «Не бойся, я с тобой» (см.Приложение 5) [17].
Контрольный этап
На этом этапе провели повторное тестирование учеников, для того, чтобы выявить количественные и качественные различия в уровнях развития познавательного интереса до и после эксперимента. Анализ данных, полученных после этого этапа, должны подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу.
2.2.Результаты педагогического исследования
На констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента в ходе анкетирования нами были выявлены уровни развития познавательного интереса. Данные анкетирования представлены на рис.1.

Рис.1. Уровни развития познавательного интереса школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по данным анкетирования.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента школьников с высоким и средним уровнем развития познавательного интереса оказалось равное количество по 47%. С низким уровнем познавательного интереса оказалось 7%.
На контрольном этапе увеличилось количество учеников с высоким уровнем развития познавательного интереса (73%), понизилось количество школьников со средним уровнем развития познавательного интереса с 47% до 27%. Не стало учеников с низким уровнем познавательного интереса.
Для оценки степени развития отдельных компонентов познавательного интереса на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента по данным анкетирования мы составили таблицу 1.
Таблица 1.
Степень развития мотивационного и методического компонентов познавательного интереса на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.
Степень развития отдельных компонентов познавательного интереса % учащихся
Констатирующий этап Контрольный этап
Мотивационный компонент 53 60
Методический компонент 26 80
Из таблицы 1 мы видим, что на констатирующем этапе высокая степень развития мотивационного компонента наблюдается у 53% учащихся, а высокая степень развития методического компонента у 26% школьников. После проведения педагогического эксперимента произошли изменения. На контрольном этапе количество учащихся с высокой степенью развития мотивационного компонента практически не изменилось, а количество с высокой степенью развития методического компонента возросло с 26% до 80%.
Можно сделать вывод, что после проведения формирующего этапа большую роль в развитии познавательного интереса учащихся играет методический компонент познавательного интереса, который состоит из разнообразного дидактического материала, применяемого при закреплении и контроле знаний. То есть выросла роль дидактической игры на уроках географии.
Таблица 2.
Ответы учеников на вопросы анкеты на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.
Варианты ответов учащихся %учащихся
Констатирующий этап Контрольный этап
Поставил географию на первое место 40 66
Используют дополнительную литературу 60 73
Стараются выполнить домашнее задание самостоятельно 60 73
С радостью идут на уроки 33 40
Имеют желание самостоятельно изучать материал 80 93
Имеют желание выступить с докладом 73 86
Считают, что знания важны 100 100
Из таблицы 2 видно, что интерес к географии повысился после формирующего этапа. На констатирующем этапе поставили географию на первое место 40 % учащихся, а на контрольном- 64%. Это можно объяснить тем, что на уроках географии закрепление и контроль знаний проходил в форме дидактических игр.
Возросла потребность в использовании дополнительной литературы при подготовке к урокам (на констатирующем этапе 60%, а на контрольном 73%). Это можно объяснить тем, что работа с дополнительной литературой повышает уровень собственных знаний учеников, что позволяет им достигнуть победы в игре и соответственно хороших оценок.
У школьников повысилось желание выступить с докладом (было 73%, стало 86%), самостоятельно изучить материал (на 1 этапе 80%, на 3 этапе 93%). Из этого можно сделать вывод, что при использовании на уроках различных типов дидактической игры повышается интерес к знаниям (например, более глубоко изучить вопрос, разобраться с тем. что недопонял на уроке).
Все ученики считают, что полученные знания важны, как на констатирующем, так и на контрольном этапах – 100%. Это объясняется тем, что школьники понимают для чего они ходят в школу, что в современном мире без знаний никуда.
Итак, на констатирующем этапе с низким уровнем познавательного интереса выявилось 6,6% учащихся, 46,6% со средним и 46,7% с высоким уровнем. После проведения педагогического эксперимента с использованием на уроках дидактических игр школьники с низким уровнем познавательного интереса исчезли, со средним уменьшилось до 26,6%. А с высоким уровнем познавательного интереса процент учащихся вырос до 73,3%. Это объясняется тем, что при использовании дидактических игр у учащихся возрастает познавательный интерес к предмету.
Ученики со средним уровнем познавательного интереса, которые не смогли подняться на высокий уровень, и сильные школьники с изначально высоким уровнем познавательного интереса, стали активнее участвовать в процессе изучения нового материала, в процессе дидактических игр, что свидетельствует о повышении познавательного интереса. Возможно более длительное исследование, привело бы к качественному скачку в развитии познавательного интереса у этих учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы:
В литературе хорошо раскрыты вопросы об особенностях познавательной деятельности учащихся, познавательного интереса и уровней его развития. Однако слабо раскрыт вопрос о влиянии дидактических игр на активизацию познавательной деятельности, в частности на развитие познавательного интереса учащихся.
Результаты проведенного анкетирования показали, что применение дидактических игр по географии положительно влияют на развитие познавательного интереса. Количество учащихся с высоким уровнем повысилось с 46% до 73%, со средним уменьшилось с 46% до 26%, за счет того, что ученики со средним уровнем познавательного интереса перешли на высокий уровень развития. Учеников с низким уровнем развития познавательного интереса, после проведения формирующего этапа не осталось.
После проведенного эксперимента мы с уверенностью можем использовать дидактические игры на уроках с целью повышения интереса к своему предмету и вообще к знаниям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать- М.:Просвещение 1985г. 62с
2. Газман О.С. О понятии детской игры/игра в педпроцессе//Межвуз.сб.науч. тр. Новосибирск 1989г. С 3-10
3. Занько С.Ф. , Тюнников Ю.С. , Тюнникова С.М. Игра и учение//Теория, практика и перспективы игрового обучения. М.: 1992г.128с
4. Кузнецова А.А., Кузнецов В.Н., Чуракова С.В. Познавательный интерес. Условия его развития.// Биология в школе 1996г №2 29-31стр
5. Кузнецова А.А., Кузнецов В.Н., Чуракова С.В. Учебные игры на уроках биологии/ приложение к газете «Первое сентября»- биология, 1994г. №38
6. Костин И.С. Формирование познавательных интересов старшеклассников. Авторская диссертация на соискание ученой степени к познавательному интересу. М.,1971 -30с
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М:,1975г. 548с
8. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно – воспитательного процесса. Изд- во «Мектер» 1978г. 64с
9. Макаренко А.С. Некоторыее выводы из педагогического опыта – соч в 7 т.,М.: Т5 1998г. 390с
10. Педагогическая энциклопедия.- М.:1965г. Т2 137с
11. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005г. 738с
12. Свиридова И.А. активизация учебно – познавательной деятельности учащихся. Ленинград, 1984 – 110с
13. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников// Методические рекомендации учителей школ. М.: 1981г. 84с
14. Шмаков С.А. Потехе час - … //М.:1975г.74с
15. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение 1986г.-143с.
16. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика 1988г. – 208с
17. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/11/22/didakticheskie-igry-na-urokakh-geografii-6-klass
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета определения уровня развития познавательного интереса
Вы ходите в школу для того чтобы:
Учиться
Встретиться с друзьями
Потому что заставляют родители
2) Распределите предметы естественно – научного цикла по степени снижения интереса к ним:
История
Физика
География
Химия
3) Если перед вами стоит какая - либо задача, которую вы не можете сразу решить, то вы:
Стремитесь решить задачу сами, без помощи учителя, одноклассников
Ждете помощи учителя
Попросите помощи у одноклассников
Спишите у соседа
Не будите решать ее вообще
Другое
4) Если вы самостоятельно решили трудную задачу, то вы:
Испытываете облегчение
Испытываете удовлетворение от проделанной работы
Наконец – то отвязался
Испытываете радость познания нового
Ничего не чувствуйте
5) Вы идете на урок географии:
Как на праздник
Как на каторгу
Без особых эмоций
6) Выполняете ли вы домашнее задание по географии:
Всегда
Время от времени
Никогда
Списываете у других
Да если они интересны
7) Когда учитель географии предлагает выступить с докладом, то вы:
С радостью беретесь за работу
Делаете доклад только по принуждению учителя
Добровольно беретесь за работу для оценки
Отказываюсь
8) Используете ли вы дополнительную литературу при подготовке к домашнему заданию:
Да
Нет
Иногда
9) Вы считаете, что знания полученные на уроке географии, вам:
Не нужны
Не понадобятся в жизни
Пригодятся в жизни
Помогут поступить в ВУЗ
Нужны, так как интересны
Пригодятся в будущей профессии
10) Когда вам что – то не понятно на уроке, то вы:
Задаете вопросы учителю
Отмалчиваетесь
Пытаетесь разобраться дома
Информация таки остается не понятной
Другое
11) Что вам нравиться на уроке географии:
Лабораторная работа
Самостоятельное изучение материала
Рассказ учителя
Обсуждение новой темы
Отвечать на вопросы учителя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
баллы
Высокий а вгба а г а а а а д,е в бд 3
средний б бгва бв ба в бд вб в в,г а аг 2
низкий В абгв гд вд б вг г б а,б бг в 1
Высокий уровень познавательного интереса – 39-48 баллов
Средний уровень познавательного интереса – 29-38 баллов
Низкий уровень познавательного интереса – 19-28 баллов.
Приложение 2
 
Тема урока:  «План местности»
Цель урока:  отработать навыки составления плана местности
Форма проведения:  игра «Необитаемый остров в подарок»
Тип урока:  практическая работа
Оборудование:  рисунок домовёнка, альбомные листы,
 карта «Условные знаки и план местности»
Ход игры:  I. Организация игры
 II. Проведение игры
 III. Подведение итогов игры
 
I. Подготовка к игре.
Командам раздаются альбомные листы, чертёжные принадлежности.
 
II. Ход игры:
1) Учащимся сообщается, что домовёнок попросил найти для него необитаемый остров, который он хотел бы получить в подарок, а также план, где находится этот остров.
2) Сообщаются условия игры:
    а) наличие на плане местности не менее семи различных объектов;
    б) время составления плана местности – 20 минут.
 
III. Завершение игры (Подведение итогов).
1) Учитель поочерёдно демонстрирует классу выполненные коллективные работы, организуя их обсуждение.
2) Путём голосования выбирают три лучшие работы. Учитель сообщает, что эти работы отправляются домовёнку для его окончательного выбора места жительства.
3) Выставление оценок за лучшие работы. Размещение этих работ на стенде в «волшебный архипелаг».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 3
 
Тема урока:  «Географическая карта»
Цель урока:  отработать навыки по нахождению
 географических координат
Форма проведения:  игра «Служба спасения»
Тип урока:  урок-конкурс
Оборудование:  карточки с заданиями, учебник, справочные материалы
 
Ход игры:
I. Подготовка к игре.
Класс делится на мини-группы из трёх человек. Они получают задания: по учебнику и дополнительным источникам информации изучить материалы, связанные с различными стихийными бедствиями: особенностями их возникновения и действия, последствиями, районами распространения. Раздаются карточки с координатами предполагаемого стихийного бедствия. Учитель выписывает на доске перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей».
 
II. Проведение игры.
1) Оглашаются условия игры:
Класс – это диспетчерский пункт планетарной службы спасения. В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации или терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении есть лишь координаты местности, в которой сложилась чрезвычайная ситуация. Команда определяет по координатам район бедствия и делает предположение, какое из бедствий имеет место быть в данном районе. А также перечисляет средства и приспособления, необходимые для спасения людей.
2) Определяется время работы (15-25 минут).
 
III. Подведение итогов игры.
Диспетчерские службы сдают работы. Эксперты (учитель или старшеклассники) оценивают работы. Выставляются отметки.
 
Карточки с координатами места предполагаемого стихийного бедствия:
1)    00 ш. и 300 з.д.;
2)    300 ю.ш. и 1400 в.д.;
3)    350 с.ш. и 1350 в.д.;
4)    100 с.ш. и 1250 в.д.;
5)    800 с.ш. и 1200 в.д.;
6)    450 с.ш. и 750 в.д.;
7)    300 с.ш. и 00 д.;
8)    600 с.ш. и 750 в.д.;
9)    600 с.ш. и 590 в.д.;
10)  400 с.ш. и 1200 з.д.
 
Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации (на доске):
1)    шторм на море;
2)    лесной пожар;
3)    извержение вулкана;
4)    цунами;
5)    вмерзание судна в лёд;
6)    снежная лавина;
7)    песчаная буря;
8)    увязание в болоте;
9)    потеря ориентации в пещере;
10)   оползень.
 
Приложение 4
 
Тема урока:  «Породы, слагающие земную кору»
Цель урока:  изучение нового материала
Форма урока:  сюжетно-ролевая игра-состязание «Хозяйка Медной горы»
Тип урока:  урок-исследование образцов горных пород
Оборудование:  наборы образцов «Горные породы и минералы», «карточки геолога», призы
 
Ход игры:
I. Организационный момент.
Заранее выбираются ведущие (две ученицы) – Хозяйки Медной горы. Вместе с учителем подбирают содержимое минеральных наборов – шкатулок Хозяйки Медной горы. Образцы снабжены бирками с номерами, но не подписаны. Выставляются две парты, на которых расположены «шкатулки». Ведущие следят за выполнением работы, раздают карточки геологов, готовят вопросы по теме и в конце работы выбирают из своих групп учеников, которые отвечают на вопросы.
 
II. Ход игры.
1) Хозяйки Медной горы знакомят учащихся с содержимым шкатулки.
2) Раздают карточки геолога.
3) Оглашают правила игры:
Учащимся предлагается помериться знаниями с Хозяйкой Медной горы.
 
Хозяйка № 1:
Ребята, сегодня вы в гостях у Хозяек Медной горы. Вспомните всё, что вы знаете о горных породах и минералах.
Хозяйка № 2:
Вам будут даны карточки геолога. Участники игры находят в шкатулке обеих Хозяек образцы горных пород и минералов, которые перечислены в карточке геолога. Против каждого названия горной породы в карточке нужно поставить номер, под которым представлен образец в шкатулке.
Хозяйка № 1:
Работать будем индивидуально. По очереди подходите к нам и берите образец из шкатулки. У вас есть по три минуты.
Хозяйка № 2:
Номера образцов должны быть вписаны в карточку сразу, поэтому карточки и карандаш берите с собой.
 
III. Завершение игры.
1) Вывешивается лист с правильными ответами.
2) Хозяйки задают дополнительные вопросы (заранее приготовленные) учащимся по выбору.
3) Учитель оценивает правильность заполнения карточек и выставляет положительные оценки. Самые удачливые получают от Хозяек Медной горы сувенир – красивый камешек.
 
Образцы шкатулок:
№ 1
1)    мрамор;
2)    гранит;
3)    кварцит;
4)    базальт;
5)    гнейс;
6)    обсидиан;
7)    корунд;
8)    полевой шпат;
9)    горный хрусталь;
10)     малахит.
№ 2
1)    каменный уголь;
2)    гипс;
3)    известняк;
4)    песок;
5)    глина;
6)    бурый уголь;
7)    гравий;
8)    галька;
9)    соль;
10)     нефть.
 
Карточка геолога
Название горной породы, минерала Номер образца в шкатулке
Кварцит
Галька
Малахит
Песок
Корунд  
 
 
 
 
Приложение 5
 
Тема урока:  «Атмосфера»
Цель урока:  закрепить знания по теме «Атмосфера»,
 выявить уровень подготовки учащихся по теме
Тип урока:  Закрепление
Форма проведения:  игра-состязание «Не бойся, я с тобой»
Оборудование:  набор вопросов по теме разных уровней сложности;
 на доске – «гора восхождения»
 
Ход игры:
I. Организация игры.
Оглашение целей и правил проведения игры:
В ходе игры вызываются к доске три-пять добровольцев, готовых совершить восхождение на вершину географических знаний, заодно и проверить, насколько они могут полагаться на помощь друзей. Каждому добровольцу выдаётся набор вопросов, где чётные номера – более сложные вопросы, нечётные – менее сложные. Правильный ответ на вопрос – одна ступенька вверх (на вопрос с нечётным номером) или две ступеньки вверх при ответе на чётный вопрос. В случае неправильного ответа учащийся спускается соответственно на одну или две ступеньки вниз. Спустился к подножию – проиграл. Отвечающий ученик может три раза использовать помощь товарищей из класса.
 
II. Проведение игры.
 
III. Подведение итогов.
Ученики, добравшиеся до «вершины», получают положительную отметку.
Образцы набора вопросов:
1)    Что такое атмосфера?
2)    Может ли меняться климат? Почему?
3)    На какие части материков влияют муссоны?
4)    При какой погоде суточная амплитуда температуры больше – при облачной или безоблачной? Почему?
5)    Почему атмосферное давление меняется с изменением высоты?
6)    Почему на планете Меркурий суточная амплитуда температур составляет более 2000 С?
 
Рисунок на доске:
 
 
          6
 
        5  
 
      4    
 
    3      
 
  2        
1